В дорожных аутсайдерах Статьи 26 августа 2019 г. 10:52 1135 Марина Иванова, Западно-Казахстанская область Мечта об асфальтеПочти 600 км отделяет самый западный населенный пункт Казахстана – село Сайхин – от областного центра. Это почти столько же, как от Уральска до Казани. Такая длинная дорога даже при идеальных дорожных условиях весьма утомительна, а при бездорожье – настоящий стресс для водителя и пассажиров. Особенно если поездка происходит в весенне-осенний период, когда степная глина превращается в непролазное болото.Асфальтированная дорога, как вы уже поняли, в Сайхин не ведет, как и в село Хан Ордасы, где расположена одна из главных исторических достопримечательностей региона – ставка хана Букеевской орды. Ее замещает старая грунтовая дорога, которую, по сути, можно назвать направлением. Больше года назад во время визита в Западно-Казахстанскую область Елбасы Нурсултан Назарбаев дал поручение провести капитальный ремонт автодорог, соединяющих центры отдаленных от Уральска районов – Казталовского, Жанибекского и Бокейординского – с областным центром, общей протяженностью 245 км. Жители этих районов, уставшие от дорожных трудностей, воспрянули духом. Но, как это часто бывает, много времени ушло на подготовительные процедуры, непосредственно стройка запланирована только на следующий сезон. – Мы все время говорим о необходимости развивать въездной туризм, – отмечает уроженец Бокейординского района, активист-общественник, популяризирующий туризм, Айбулат Курумбаев. – В нашем регионе есть много исторических объектов, памятников, которые интересны не только казахстанцам, но и российским туристам, однако когда разговор заходит об инфраструктуре, начиная с основы – дорог, то сразу весь пыл уходит, так как дороги, точнее их отсутствие, – большой минус для развития туристической составляющей. Житель Бокейординского района Асхат Карабалин, как и его земляки, с нетерпением ждет, когда в их районе наконец-то построят асфальтированную дорогу. Многие надеялись, что строительство начнется в нынешнем году. – В нашем районе дорогу пока не делают, – говорит он. – Но я слышал, что в Казталовском уже начали. Мы все очень ждем, когда ситуация изменится. При самом благополучном раскладе в сухую погоду дорога из Хан Ордасы в Уральск занимает 7–8 часов. Весной и осенью в распутицу на дорогу могут уйти целые сутки, а если машина застрянет в грязи, то и больше. По словам селянина, чтобы добраться до областного центра в качестве пассажира, придется выложить 5 тыс. тенге за одного человека. Но и это еще не все. Из-за пыли, которую поднимают машины, здесь нередко случаются аварии, в том числе лобовые столкновения, потому как водители просто не видят друг друга. Такая «труднодоступность» отражается и на ценах в местных магазинах. Жительница села Хан Ордасы на условиях анонимности заявила, что стоимость продуктов в селе из-за отсутствия дорог значительно выше, чем в других населенных пунктах. Цена хлеба достигает 140 тенге, в то время как в Жанибекском районе он стоит 90. Литр бензина обойдется в 185 тенге.В акимате заявляют, что поручение Первого Президента будет выполнено в срок – до конца 2021 года отдаленные районы свяжут с областным центром асфальтированные дороги. – На сегодня проектно-сметная документация на них разработана, они поделены на участки. Завершены конкурсные процедуры, подписаны договоры, – отмечает руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области Медет Шакаев. – Один из участков со стороны Казаловки будет ремонтировать ТОО «Uniserv», 2 участка в направлении Жанибека взяло на себя ТОО «Теміржол жөндеу», еще 2 участка в сторону Сайхина отремонтируют компании из Атырау и Актау. Самое затянувшееся строительство сдвинулось с мертвой точки. ТОО «Uniserv» мобилизовало технику, начало завозить материалы. Однако непосредственно к работам предстоит приступить в следующем сезоне. По словам представителя акимата, дорога до села Хан Ордасы, где расположен Бокейординский историко-музейный комплекс, раньше имела статус районной, но в связи с вниманием к развитию туристического потенциала стала республиканской. Выделение средств для разработки ПСД на ее ремонт только планируется. Незавидное первенствоВ Западно-Казахстанской области самые плохие дороги в стране. И это не просто слова, а констатация факта, который власти признают. В регионе менее 29% дорог имеют асфальтобетонное покрытие. Естественно, в ситуации, которой нечего гордиться, область оказалась не вдруг. Плачевное состояние дорог в регионе связано с «богатым» наследием – долгими годами, когда в транспортную инфраструктуру не вкладывалось необходимых средств. Были времена, когда ремонтировалось всего по несколько километров в год. Теперь пытаются наверстать упущенное... – За последние 3 года выделяются колоссальные средства, – говорит начальник областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. – Ежегодно происходит увеличение объемов финансирования. В нынешнем году общая сумма, направленная на автодороги областного и районного значения, составляет более 13 миллиардов тенге, в 2018 году она равнялась 8,8 миллиарда, в 2017 – 6,2 миллиарда тенге. Раньше 6 райцентров не были соединены с Уральском асфальтом, теперь таковых осталось только 2.В акимате отмечают, что в течение 5 лет планируют выйти из числа аутсайдеров на средние по республике показатели. – Совместно с Комитетом автомобильных дорог мы работаем над исправлением создавшейся ситуации. Сейчас дорожный рынок в регионе оживился, ведется ремонт улиц и тротуаров в районных центрах, – говорит Медет Шакаев. Буквально в прошлом году в рамках программы «Нұрлы жол» была завершена реконструкция 100 км автомобильной дороги республиканского значения Уральск – Таскала – граница РФ, соединяющей Уральск с Саратовом. Это важный инфраструктурный проект, направленный на увеличение транзитного потенциала региона, перераспределение транспортных сетей. Сейчас основным пунктом назначения для транспорта, следующего через Западно-Казахстанскую область, считается Москва, а самым загруженным направлением является трасса Самара – Шымкент. Именно здесь происходят постоянные заторы на пограничном посту «Сырым», водителям грузовых машин приходится дневать и ночевать в автомобильных пробках. Через Саратов добраться до Москвы можно быстрее, так как эта дорога на 500 км короче, что особенно выгодно для многотонных фур. Поэтому после окончания ремонта таскалинской трассы ожидается перераспределение грузовых перевозок. Когда это наконец произойдет, самарское направление разгрузится. В конце сентября также ожидается окончание реконструкции пограничного пункта «Сырым», где сейчас 2 полосы движения, а по факту всего одна, так как собирающиеся здесь машины создают практически непрекращающуюся пробку. После реконструкции здесь будет функционировать 8 полос: по 4 в каждую сторону. На очереди – направление на Оренбург. Трасса Подстепное – Федоровка – граница Российской Федерации находится в ужасающем состоянии. Она не только слишком узкая – двухполосная, но и вконец разбитая. Вместо проведения капитального ремонта долгие годы эту дорогу пытались латать. Именно с ее плачевным состоянием связан целый ряд аварий со смертельным исходом. Сейчас эта трасса республиканского значения протяженностью 144 км попала в число приоритетных. Но, судя по всему, ее ремонт начнется не раньше следующего года, так как проектно-сметная документация еще только проходит экспертизу. В Западно-Казахстанской области не только самые плохие, но и самые дорогие дороги. Связано это прежде всего с тем, что из инертных материалов в регионе добывают только песчано-гравийную смесь, остальное – привозное. – Битум завозится из Актау, щебень – из карьера в Актюбинской области. В результате стоимость дорог у нас значительно выше, чем в других регионах, – говорит Медет Шакаев. – Сэкономить бюджетные средства без ущерба для качества помогает способ холодного ресайклинга. Мы одни из первых в Казахстане применили эту технологию, которая используется с 2015 года. Метод позволяет повторно использовать асфальтобетонное покрытие и имеющийся под ним инертный материал. Технология экономит средства, выделяемые на капремонт, дает возможность построить на те же средства вместо одного километра дороги два или даже три. Средний ремонт дорог методом холодного ресайклинга заключается в срезании и измельчении старого дорожного полотна и других его слоев с помощью специальной машины – ресайклера – и закладке получившейся смеси в обновленное дорожное основание. Километр дороги, уложенной этим методом, в зависимости от ее удаленности от центра обходится в 50–60 млн тенге, в то время как стоимость обычного капремонта влетает бюджету почти в 200 млн тенге за ту же тысячу погонных метров.
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»