В дорожных аутсайдерах

1135
​ Марина Иванова, Западно-Казахстанская область

Мечта об асфальте

Почти 600 км отделяет самый западный населенный пункт Казахстана – село Сайхин – от областного центра. Это почти столько же, как от Уральска до Казани. Такая длинная дорога даже при идеальных дорожных условиях весьма утомительна, а при бездорожье – настоящий стресс для водителя и пассажиров. Особенно если поездка происходит в весенне-осенний период, когда степная глина превращается в непролазное болото.

Асфальтированная дорога, как вы уже поняли, в Сайхин не ведет, как и в село Хан Ордасы, где расположена одна из главных исторических достопримечательностей региона – ставка хана Букеевской орды. Ее замещает старая грунтовая дорога, которую, по сути, можно назвать направлением.

Больше года назад во время визита в Западно-Казахстанскую область Елбасы
Нурсултан Назарбаев дал поручение провести капитальный ремонт автодорог, соединяющих центры отдаленных от Уральска районов – Казталовского, Жанибекского и Бокейординского – с областным центром, общей протяженностью 245 км. Жители этих районов, уставшие от дорожных трудностей, воспрянули духом. Но, как это часто бывает, много времени ушло на подготовительные процедуры, непосредст­венно стройка запланирована только на следующий сезон.

– Мы все время говорим о необходимости развивать въездной туризм, – отмечает уроженец Бокейординского района, активист-общественник, популяризирующий туризм, Айбулат Курумбаев. – В нашем регионе есть много исторических объек­тов, памятников, которые интересны не только казахстанцам, но и российским туристам, однако когда разговор заходит об инфраструктуре, начиная с основы – дорог, то сразу весь пыл уходит, так как дороги, точнее их отсутствие, – большой минус для развития туристической сос­тавляющей.

Житель Бокейординского райо­на Асхат Карабалин, как и его земляки, с нетерпением ждет, когда в их районе наконец-то построят асфальтированную дорогу. Многие надеялись, что строительство начнется в нынешнем году.

– В нашем районе дорогу пока не делают, – говорит он. – Но я слышал, что в Казталовском уже начали. Мы все очень ждем, когда ситуация изменится. При самом благополучном раскладе в сухую погоду дорога из Хан Ордасы в Уральск занимает 7–8 часов. Весной и осенью в распутицу на дорогу могут уйти целые сутки, а если машина застрянет в грязи, то и больше.

По словам селянина, чтобы добраться до областного центра в качестве пассажира, придется выложить 5 тыс. тенге за одного человека. Но и это еще не все. Из-за пыли, которую поднимают машины, здесь нередко случаются аварии, в том числе лобовые столкновения, потому как водители просто не видят друг друга.

Такая «труднодоступность» отражается и на ценах в местных магазинах. Жительница села Хан Ордасы на условиях анонимнос­ти заявила, что стоимость продуктов в селе из-за отсутствия дорог значительно выше, чем в других населенных пунктах. Цена хлеба достигает 140 тенге, в то время как в Жанибекском райо­не он стоит 90. Литр бензина обойдется в 185 тенге.

В акимате заявляют, что поручение Первого Президента будет выполнено в срок – до конца 2021 года отдаленные районы свяжут с областным центром асфальтированные дороги.

– На сегодня проектно-сметная документация на них разработана, они поделены на участки. Завершены конкурсные процедуры, подписаны договоры, – отмечает руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области Медет Шакаев. – Один из участков со стороны Казаловки будет ремонтировать ТОО «Uniserv», 2 участка в направлении Жанибека взяло на себя ТОО «Теміржол жөндеу», еще 2 участка в сторону Сайхина отремонтируют компании из Атырау и Актау. Самое затянувшееся строительство сдвинулось с мертвой точки. ТОО «Uniserv» мобилизовало технику, начало завозить материалы. Однако непосредственно к работам предстоит приступить в следующем сезоне.

По словам представителя акима­та, дорога до села Хан Ордасы, где расположен Бокейординский историко-музейный комплекс, раньше имела статус районной, но в связи с вниманием к развитию туристического потенциала стала республиканской. Выделение средств для разработки ПСД на ее ремонт только планируется.

Незавидное первенство

В Западно-Казахстанской области самые плохие дороги в стране. И это не просто слова, а констатация факта, который власти признают. В регионе менее 29% дорог имеют асфальтобетонное покрытие.

Естественно, в ситуации, которой нечего гордиться, область оказалась не вдруг. Плачевное сос­тояние дорог в регионе связано с «богатым» наследием – долгими годами, когда в транспортную инфраструктуру не вкладывалось необходимых средств. Были времена, когда ремонтировалось всего по несколько километров в год. Теперь пытаются наверстать упущенное...

– За последние 3 года выде­ляют­ся колоссальные средства, – говорит начальник областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. – Ежегодно происходит увеличение объемов финансирования. В нынешнем году общая сумма, направленная на автодороги областного и районного значения, составляет более 13 миллиардов тенге, в 2018 году она равнялась 8,8 миллиарда, в 2017 – 6,2 миллиарда тенге. Раньше 6 райцентров не были соединены с Уральском асфальтом, теперь таковых осталось только 2.

В акимате отмечают, что в течение 5 лет планируют выйти из числа аутсайдеров на средние по республике показатели.

– Совместно с Комитетом автомобильных дорог мы работаем над исправлением создавшейся ситуации. Сейчас дорожный рынок в регионе оживился, ведется ремонт улиц и тротуаров в районных центрах, – говорит Медет Шакаев.

Буквально в прошлом году в рамках программы «Нұрлы жол» была завершена реконструкция 100 км автомобильной дороги республиканского значения Уральск – Таскала – граница РФ, соединяющей Уральск с Саратовом. Это важный инфраструктурный проект, направленный на увеличение транзитного потенциала региона, перераспределение транспортных сетей.

Сейчас основным пунктом назначения для транспорта, следующего через Западно-Казахстанскую область, считается Москва, а самым загруженным направлением является трасса Самара – Шымкент. Именно здесь происходят постоянные заторы на пограничном посту «Сырым», водителям грузовых машин приходится дневать и ночевать в автомобильных пробках. Через Саратов добраться до Москвы можно быстрее, так как эта дорога на 500 км короче, что особенно выгодно для многотонных фур. Поэтому после окончания ремонта таскалинской трассы ожидается перераспределение грузовых перевозок. Когда это наконец произойдет, самарское направление разгрузится.

В конце сентября также ожидает­ся окончание реконструкции пограничного пункта «Сырым», где сейчас 2 полосы движения, а по факту всего одна, так как собираю­щиеся здесь машины создают практически непрекращающуюся пробку. После реконструкции здесь будет функционировать 8 полос: по 4 в каждую сторону.

На очереди – направление на Оренбург. Трасса Подстепное – Федоровка – граница Российской Федерации находится в ужасающем состоянии. Она не только слишком узкая – двухполосная, но и вконец разбитая. Вместо проведения капитального ремонта долгие годы эту дорогу пытались латать. Именно с ее плачевным состоянием связан целый ряд аварий со смертельным исходом. Сейчас эта трасса республиканского значения протяженностью 144 км попала в число приоритетных. Но, судя по всему, ее ремонт начнется не раньше следующего года, так как проектно-сметная документация еще только проходит экспертизу.

В Западно-Казахстанской области не только самые плохие, но и самые дорогие дороги. Связано это прежде всего с тем, что из инертных материалов в регионе добывают только песчано-гравийную смесь, остальное – привозное.

– Битум завозится из Актау, щебень – из карьера в Актюбинской области. В результате стои­мость дорог у нас значительно выше, чем в других регионах, – говорит Медет Шакаев. – Сэкономить бюджетные средства без ущерба для качества помогает способ холодного ресайклинга. Мы одни из первых в Казахстане применили эту технологию, которая используется с 2015 года. Метод позволяет повторно использовать асфальтобетонное покрытие и имеющийся под ним инертный материал. Технология экономит средства, выделяемые на капремонт, дает возможность построить на те же средства вмес­то одного километра дороги два или даже три.

Средний ремонт дорог методом холодного ресайклинга заключает­ся в срезании и измельчении старого дорожного полотна и других его слоев с помощью специальной машины – ресайклера – и закладке получившейся смеси в обновленное дорожное основание. Километр дороги, уложенной этим методом, в зависимости от ее удаленности от центра обходится в 50–60 млн тенге, в то время как стоимость обычного капремонта влетает бюджету почти в 200 млн тенге за ту же тысячу погонных метров.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Насилие не оправдать!
В олонхо требуется импровизировать
Яркие гобелены и войлочные полотна «рассказывают» о родном крае
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
Труду все возрасты покорны
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Позаботься о птицах – построй скворечник!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]