Совсем приехали

632
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

Не ждали, и вот опять

В июне в ряде автобусов Усть-Каменогорска появились объявления об отмене льготного проезда для детей и пожилых. В горакимате тут же официально уведомили: если такое произойдет, с предприятиями-перевозчиками расторгнут договоры.

А уже с первых чисел июля два автопарка – ТОО «Vosca» и ТОО «Автотранспортный цех BEST» – перешли от угроз к делу. На 14 маршрутах, обслуживающих практически все районы областного центра, в том числе отдаленные, ведущие на дачи, с детей и пенсионеров стали взимать полную плату – 90 тенге.

Все выглядело некрасиво: дети протягивали ладошки с монетами и терялись, когда слышали, что нужно вдвое больше. Люди в возрасте начинали спорить, нервничать, рыться в кошельках. Самовольное повышение цены на проезд, без разрешения городской власти, неприятно удивило горожан.

Через пару дней пресс-служба акима Усть-Каменогорска распрост­ранила следующее сооб­щение: «Проезд детей от 7 до 15 лет со скидкой 50% предус­мот­рен Законом РК «О транспорте». Руководству ТОО, обслуживающих маршруты, на которых произошла отмена льготы, отделом ЖКХ направлены уведомления о расторжении договоров в одностороннем порядке в 30-дневный срок».

В акимате не распространяются, кто придет на место выбывших автопарков. Но и так ясно: свято место пусто не бывает. Около 2 лет назад глава Восточного Казахстана Даниал Ахметов прозрачно намекнул, что рынок перевозок Усть-Каменогорска и Семея весьма лакомый. Если что, его охотно займут предприниматели из южных регионов.

Таким образом аким, помнится, отреагировал на демарш перевозчиков областного центра, позволивших себе снять автобусы с линий, устроить транспортный коллапс, лишить в одночасье пенсионеров льгот. При этом автопарки действовали слаженно, через региональную ассоциацию, с откровенным расчетом посильней надавить на акимат и вынудить поднять им тариф.

Тактика, к слову, сработала: с 2017 года стоимость проезда на городских автобусах поднялась до 90 тенге.

Сегодня в Усть-Каменогорске дежавю: у перевозчиков очередные «хотелки» и испытанные способы давления на исполнительную власть через отмену льгот и угрозы снизить регулярность рейсов. Как пояснили в автопарках, еще 14 месяцев назад они подготовили письмо к руководству города с просьбой о выделении дотаций за провоз льготных пассажиров. То есть попросили денег всего спустя год после предыдущего повышения тарифа.

Главный довод – цена на ГСМ. Если в 2017-м, когда был согласован тариф в 90 тенге, цена на солярку была 115 тенге за литр, то сегодня топливо обходится автопаркам вроде как по 195 тенге. По словам директора ТОО «АТЦ BEST» Елены Рядинских, больше года они добиваются возмещения невосполнимых затрат.

– Мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, – заявила руководитель.

В ассоциации даже умудрились подсчитать точную сумму убытков, якобы понесенных перевозчиками из-за удешевленного проезда детей и стариков в 2018 году, – она составляет ни много ни мало 900 млн тенге. Но по какой формуле вычислен чуть ли не миллиардный убыток, чем он доказывается, никто внятно не объясняет. Предприниматели просто ссылаются на статью 13 Закона «О транспорте», где сказано, что если каким-то категориям устанавливаются льготы, то определяется источник финансирования, и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками.

– В законе не написано, что перевозчик за свой счет должен обеспечить льготы пассажирам, – заметила директор ТОО. – Мы не подписывали такой договор.

Школьная арифметика

Цифра в 900 млн тенге шокирующая. Мы с калькулятором в руках попробовали посмотреть, сколько в ней здравого смысла. По статистике, в Усть-Каменогорс­ке около 20 тыс. школьников в возрас­те от 7 до 15 лет и около 15 тыс. пенсионеров, которым за 70. Эти значения мы взяли по максимуму. Даже если предположить самый невероятный сценарий, когда каждый из этих 35 тыс. пассажиров ежедневно, все 365 дней в году, дважды воспользовался автобусом, «убыток» составит 1 млрд 22 млн тенге.

В реальной жизни, конечно, на занятия ездит только часть детей, и старики путешествуют далеко не ежедневно. А еще есть лето, когда основная масса ребятишек отдыхает за городом, а пенсионеры – на даче. Есть выходные и праздничные дни, которые люди могут провести дома. Словом, в заявления автопарков о невосполнимых затратах чуть ли не в миллиард верится, мягко говоря, с трудом.

Тем не менее сегодня автопарки уверяют: не могут, мол, больше заниматься благотворительностью. Хотя льготный проезд небесплатный. Пассажиры вносят 50% оплаты. Более того, как отметили в отделе ЖКХ, всякий раз, когда более высокий тариф выносится на согласование городского маслихата, предприниматели дают обещание депутатам сохранить льготы. Надо полагать, в этот момент у них нет сомнений в рентабельности своих маршрутов.

К слову, если социально значимые маршруты являются убыточными, по закону их можно просубсидировать. Для этого нужно, в соответствии с правилами и утвержденной методикой, собрать доказательства. Есть они у перевозчиков?

– С декабря 2011 года действуют новые правила субсидирования льготного проезда, – дали комментарий в акимате Усть-Каменогорска. – Согласно этим правилам установлен четкий порядок определения убытков перевозчиков, понесенных при предоставлении льготного проез­да по каждому маршруту. Кроме того, прописано обязательство перевозчика подтверждать понесенные расходы документально. Таких документов в акимат не предоставлено.

Справедливости ради надо сказать, что у перевозчиков есть основание в очередной раз требовать повышения тарифа. За последние 2 года цена на солярку выросла со 115 тенге до 193–195. На АЗС это самая дорогая «горючка». При этом доля ГСМ в стоимос­ти проезда занимает 30–35%.

Получается так: частные автопарки, как и всякий бизнес, нацелены на получение прибыли. А государство, в чьих руках тариф и тендерные процедуры, заинтересовано в льготах, доступном проезде, причем на современных безопасных автобусах. Как показывает жизнь, пока эти два интереса не совпадают. Перевозчики конфликтуют с властью, власть пытается приструнить перевозчиков. А страдают пассажиры.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Волонтерство – элемент национального характера
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Позаботься о птицах – построй скворечник!
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Насилие не оправдать!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
В олонхо требуется импровизировать
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Позаботься о птицах – построй скворечник!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]