Совсем приехали Статьи 16 июля 2019 г. 10:02 632 Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область Не ждали, и вот опятьВ июне в ряде автобусов Усть-Каменогорска появились объявления об отмене льготного проезда для детей и пожилых. В горакимате тут же официально уведомили: если такое произойдет, с предприятиями-перевозчиками расторгнут договоры. А уже с первых чисел июля два автопарка – ТОО «Vosca» и ТОО «Автотранспортный цех BEST» – перешли от угроз к делу. На 14 маршрутах, обслуживающих практически все районы областного центра, в том числе отдаленные, ведущие на дачи, с детей и пенсионеров стали взимать полную плату – 90 тенге. Все выглядело некрасиво: дети протягивали ладошки с монетами и терялись, когда слышали, что нужно вдвое больше. Люди в возрасте начинали спорить, нервничать, рыться в кошельках. Самовольное повышение цены на проезд, без разрешения городской власти, неприятно удивило горожан. Через пару дней пресс-служба акима Усть-Каменогорска распространила следующее сообщение: «Проезд детей от 7 до 15 лет со скидкой 50% предусмотрен Законом РК «О транспорте». Руководству ТОО, обслуживающих маршруты, на которых произошла отмена льготы, отделом ЖКХ направлены уведомления о расторжении договоров в одностороннем порядке в 30-дневный срок».В акимате не распространяются, кто придет на место выбывших автопарков. Но и так ясно: свято место пусто не бывает. Около 2 лет назад глава Восточного Казахстана Даниал Ахметов прозрачно намекнул, что рынок перевозок Усть-Каменогорска и Семея весьма лакомый. Если что, его охотно займут предприниматели из южных регионов. Таким образом аким, помнится, отреагировал на демарш перевозчиков областного центра, позволивших себе снять автобусы с линий, устроить транспортный коллапс, лишить в одночасье пенсионеров льгот. При этом автопарки действовали слаженно, через региональную ассоциацию, с откровенным расчетом посильней надавить на акимат и вынудить поднять им тариф. Тактика, к слову, сработала: с 2017 года стоимость проезда на городских автобусах поднялась до 90 тенге. Сегодня в Усть-Каменогорске дежавю: у перевозчиков очередные «хотелки» и испытанные способы давления на исполнительную власть через отмену льгот и угрозы снизить регулярность рейсов. Как пояснили в автопарках, еще 14 месяцев назад они подготовили письмо к руководству города с просьбой о выделении дотаций за провоз льготных пассажиров. То есть попросили денег всего спустя год после предыдущего повышения тарифа. Главный довод – цена на ГСМ. Если в 2017-м, когда был согласован тариф в 90 тенге, цена на солярку была 115 тенге за литр, то сегодня топливо обходится автопаркам вроде как по 195 тенге. По словам директора ТОО «АТЦ BEST» Елены Рядинских, больше года они добиваются возмещения невосполнимых затрат. – Мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, – заявила руководитель.В ассоциации даже умудрились подсчитать точную сумму убытков, якобы понесенных перевозчиками из-за удешевленного проезда детей и стариков в 2018 году, – она составляет ни много ни мало 900 млн тенге. Но по какой формуле вычислен чуть ли не миллиардный убыток, чем он доказывается, никто внятно не объясняет. Предприниматели просто ссылаются на статью 13 Закона «О транспорте», где сказано, что если каким-то категориям устанавливаются льготы, то определяется источник финансирования, и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками.– В законе не написано, что перевозчик за свой счет должен обеспечить льготы пассажирам, – заметила директор ТОО. – Мы не подписывали такой договор.Школьная арифметикаЦифра в 900 млн тенге шокирующая. Мы с калькулятором в руках попробовали посмотреть, сколько в ней здравого смысла. По статистике, в Усть-Каменогорске около 20 тыс. школьников в возрасте от 7 до 15 лет и около 15 тыс. пенсионеров, которым за 70. Эти значения мы взяли по максимуму. Даже если предположить самый невероятный сценарий, когда каждый из этих 35 тыс. пассажиров ежедневно, все 365 дней в году, дважды воспользовался автобусом, «убыток» составит 1 млрд 22 млн тенге. В реальной жизни, конечно, на занятия ездит только часть детей, и старики путешествуют далеко не ежедневно. А еще есть лето, когда основная масса ребятишек отдыхает за городом, а пенсионеры – на даче. Есть выходные и праздничные дни, которые люди могут провести дома. Словом, в заявления автопарков о невосполнимых затратах чуть ли не в миллиард верится, мягко говоря, с трудом.Тем не менее сегодня автопарки уверяют: не могут, мол, больше заниматься благотворительностью. Хотя льготный проезд небесплатный. Пассажиры вносят 50% оплаты. Более того, как отметили в отделе ЖКХ, всякий раз, когда более высокий тариф выносится на согласование городского маслихата, предприниматели дают обещание депутатам сохранить льготы. Надо полагать, в этот момент у них нет сомнений в рентабельности своих маршрутов. К слову, если социально значимые маршруты являются убыточными, по закону их можно просубсидировать. Для этого нужно, в соответствии с правилами и утвержденной методикой, собрать доказательства. Есть они у перевозчиков? – С декабря 2011 года действуют новые правила субсидирования льготного проезда, – дали комментарий в акимате Усть-Каменогорска. – Согласно этим правилам установлен четкий порядок определения убытков перевозчиков, понесенных при предоставлении льготного проезда по каждому маршруту. Кроме того, прописано обязательство перевозчика подтверждать понесенные расходы документально. Таких документов в акимат не предоставлено.Справедливости ради надо сказать, что у перевозчиков есть основание в очередной раз требовать повышения тарифа. За последние 2 года цена на солярку выросла со 115 тенге до 193–195. На АЗС это самая дорогая «горючка». При этом доля ГСМ в стоимости проезда занимает 30–35%. Получается так: частные автопарки, как и всякий бизнес, нацелены на получение прибыли. А государство, в чьих руках тариф и тендерные процедуры, заинтересовано в льготах, доступном проезде, причем на современных безопасных автобусах. Как показывает жизнь, пока эти два интереса не совпадают. Перевозчики конфликтуют с властью, власть пытается приструнить перевозчиков. А страдают пассажиры.
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»