Современник грядущих веков

2127
Раушан Шулембаева

Уникальное явление в казахской литературе

В предисловии к новому изданию Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал символичным его выход в свет в Год 30-летия Независимости страны: «Ильяс Есенберлин по праву считается основоположником исторического жанра в казахской литературе... Он смог создать уникальные творения, которые способствовали пробуждению национального самосознания казахского народа, творчески передал дух свободы, чаяния и мечты о вечной стране – мәңгі ел. На страницах книг классика воспеты непреходящие ценности единства, сплоченности и патриотизма. Наш принцип «Независимость превыше всего!» отчетливо перекликается с творчеством автора».

Глава государства подчеркнул, что новое издание – это также своеобразная дань народной памяти и уважения писателю. Это еще и возможность отдать должное личностям, оставившим неизгладимый след в летописи Великой степи.

Презентация прошла в рамках выставки «Трилогия «Кочевники» – предвестник Независимости». В шеститомник вошли такие романы писателя, как «Опасная переправа», «Влюбленные», «Золотые кони просыпаются», «Золотая птица», «Радость белых лебедей», «Мангыстауский фронт», «Прикрой своим щитом» и другие, повествующие о непростой жизни народа в многовековом потоке истории. И, конечно, опубликованы исторические эпопеи, в том числе «Кочевники», убедительно описывающие ход истории Казахского ханства.

По всеобщему признанию, трилогия стала уникальным явлением в казахской литературе, она была издана миллионными тиражами и переведена на десятки языков, ее полюбили читатели по всему миру. Новое издание состоялось при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева, Фонда Нурлана Смагулова и АО «Монтажспецстрой».

Почетный гость выставки – народный писатель, поэт, общественно-политический деятель, дипломат Олжас Сулейменов напомнил, что казахская литература только в ХХ веке стала письменной. И до Есенберлина практически не было монументальных художественных книг по национальной истории.

– Ильяс Есенберлин – это национальное достояние. Я помню, как он работал над своими произведениями, помню, как их раскупали, помню, как в ауле за его книги давали барана, – поделился воспоминаниями Олжас Омарович. – Он был популярным прозаиком, был первым, кто стал писать романы на исторические темы.

Новаторство формы и строгая документальность

На выставке, кстати, можно прочитать письмо Олжаса Сулейменова от 1971 года, бывшего тогда секретарем правления Союза писателей Казахстана, о выдвижении на соискание Государственной премии СССР за 1972 год романа «Хан Кене» (первого романа из трилогии «Кочевники»). В письме, адресованном комитету по Ленинским и Государственным премиям СССР, сообщалось, что роман Ильяса Есенберлина «Кахар» (в русском варианте – «Хан Кене») привлекает новаторством формы, органичным сочетанием строгой документальности и высокой художественности, представляющим новое явление в романе наших восточных литератур. «При переводе, вполне квалифицированном, тем не менее, неизбежно обеднено языковое богатство оригинала, схематичнее и суше стало изображение казахского быта, – писал Олжас Сулейменов. – Многочисленные отклики писателей, а также то, что тираж романа разошелся буквально за несколько дней, говорит о признании произведения народом. Единодушна в оценке романа и критика».

Академик Алькей Маргулан в предисловии к «Кочевникам» в 1980 году также подчеркивал, что трилогия открыла новую страницу в нашей литературе. Она убедительно показала, что не было никаких «провалов» в истории, что все эти века казахский народ жил, боролся и трудился на своей древней земле.

О Ленинской премии, утратившей какое-либо значение

Итак, трилогия была представлена на соискание Государственной премии СССР. Но после непонятных «подковерных» игр не была поддержана в Союзе писателей. В этом контексте внимание привлекает письмо народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова от 1996 года, адресованное сыну писателя Козыкорпешу Есенберлину. «Для вас важно знать, как и при каких обстоятельствах была отклонена кандидатура вашего отца – автора трилогии «Кочевники» – от присуждения Ленинской премии, утратившей ныне какое-либо значение? – уточнялось в письме. – Нас было человек сорок от литературы и искусства, мы собирались в Москве дважды в год, достаточно хорошо знали друг друга, и, тем не менее, действовать в этой среде было не так просто: мало кому известно, что работа комитета проходила при непременном присутствии ответработника аппарата ЦК КПСС. Он хотя не вмешивался в ход дискуссий, но его негласное мнение, как правило, имело решающее значение. И почти всегда приходилось сталкиваться в ходе обмена мнениями с этой партийной точкой зрения...

В этом контексте оценок и решался вопрос книги «Кочевники». Помнится, на первых отборочных суждениях нам, высоко оценивавшим это крупное произведение казахской литературы, удалось убедить подавляющее большинство членов комитета в необходимости поддержать книгу как яркое литературное явление той поры... Пройдя первый тур, «Кочевники» вошли в предварительный список на заключительное тайное голосование.

Но именно на этом этапе вдруг возникли в комитете настроения уклончивого характера. И опять же из уст литературно-официозного истеблишмента, и прежде всего деятелей Москвы, прозвучали мнения (судя по всему, согласованные) о том, что «Кочевники» – книга экзотичес­кая, удаленная от генерального курса советской литературы... Спекулируя на этой конъюнктуре, руководство комитета добилось-таки отвода «Кочевников» перед самым финалом».

В заключение Чингиз Торекулович утвердительно писал, что «Кочевники», независимо ни от прошлых, ни теперешних конъюнктур, имеют свою ценность и литературную судьбу.

Прошу вернуть боевые медали...

В автобиографии, которую можно прочитать на выставке, Ильяс Есенберлин сообщал, что с первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. Был политруком батарей 46-го танкового полка, 84-й мотострелковой дивизии (Северо-Западный фронт, 11-я армия). После ранения (16 сентября около ст. Лычково, на Старорусском направлении) находился на лечении в разных госпиталях. В апреле 1942 года был освобожден из армии по инвалидности. Сообщал также о том, что женат.

О женитьбе писателя следует сказать особо. Он женился на дочери расстрелянного в 1937 году бывшего наркома юстиции Хамзы Жусупбекова, а также привез его вдову из АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников Родины. И тем самым привлек к себе внимание НКВД. В 1951-м писателя арестовали...

Об этой мрачной странице в жизни романиста свидетельствует его заявление от 1974 года о возвращении медалей, изъятых при аресте, на имя председателя Президиума Верховного Совета КазССР Ниязбекова: «Я, Есенберлин Ильяс, инвалид Отечественной войны, в 1945 году был награжден тремя медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1951 году, когда я работал директором Казгосфилармонии, против меня было создано дело, и я был осужден. На одном из допросов следователем по важнейшим делам прокуратуры Казахской ССР Горшениным были изъяты мои медали. После реабилитации и возвращения я обратился в прокуратуру, но Горшенина уже в Алма-Ате не было, так мне эти медали и не вернули (после товарищи из прокуратуры даже не нашли протокола изъятия). Поскольку мне в январе 1975 года исполняется 60 лет, я решил вернуть боевые медали...»

С веком наравне

Творчество Ильяса Есенберлина широко известно в мире, его книги переведены более чем на 30 языков, их общий тираж – свыше 3 млн экземпляров. На выставке организаторы представили фотографии, документы, награды, рукописи, перепис­ку Есенберлина с известными людьми. Здесь же личные вещи, награды, книги, которые были переданы музею в 1983 году суп­ругой писателя.

Специальные витрины, посвященные военному периоду жизни, демонстрировали боевые и трудовые награды писателя. Его реконструированный рабочий кабинет воссоз­дал творческую атмосферу, когда, образно говоря, из-под пера писателя рож­дались стихи.

Как оказалось, не­многие знают, что Есенберлин писал стихи, текс­ты к песням. Среди них – «Жас­тар вальсі» (музыка Мукана Тулебаева), «Домбыра» (музыка Бахытжана Байкадамова), а также «Сауыншы жеңгей әні», «Жас түлектер әні», «Қыз арманы». Ильяс Есенберлин с детства полюбил народные песни и дас­таны. Считается, что отправной точкой его творческого порыва стали услышанные им в детстве из уст аульных сказителей и акынов песни, героические легенды и сказания.

Организаторы выставки постарались концептуально представить гражданский и творческий путь писателя, его честность перед читателем, что помогало ему, как говорил сам Ильяс Есенберлин, «быть хорошим современником, потому что хороший современник своего века – это современник и всех грядущих веков».

Популярное

Все
Осечка на старте
Понять Абая сердцем
Разрушить барьеры молчания
Патриарх философской науки Казахстана
Мы третьи в мире!
Некоторые мысли к юбилею
Когда один двор меняет целый мир
Танцы без границ
Наставник – звучит гордо
Прорыв в будущее
Секреты мастеров
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]