Содружество музыкантов

1992
Дана Жумабекова, доктор искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств

Имени Курмангазы

Казахстанцы, как и вся большая страна, отдавали все силы фронту. Победа ковалась и в тылу. Республика стала одной из дорог жизни. Казахстан принимал эвакуированных, выступал как плацдарм для переселенцев и ссыльных людей.

В Алма-Ату была эвакуирована большая группа работников культуры из разных уголков Советского Союза. Композиторы, музыканты, вокалисты, артисты театра и кино, теоретики искусства работали в южном городе с особым подъемом. Здесь творили композиторы Сергей Прокофьев и Гавриил Попов, Серафим Туликов и Оскар Строк, режиссеры Сергей Эйзенштейн и Юрий Завадский, артисты Галина Уланова, Николай Мордвинов, Борис Бабочкин, Николай Крючков, Михаил Жаров, скрипач Яков Таргонский, виолончелист Григорий Пеккер, педагоги-пианисты Юлий Гуз, Борис Нахутин и многие другие. Поразительно, что созидательный процесс был не только индивидуальной творческой акцией, но и делом государственной важности.

Находясь в Казахстане летом 1942-го, Прокофьев приступил к созданию оперы «Хан Бузай», основанной на казахском музыкальном фольклоре. К сентябрю этого года были написаны три из пяти картин. К сожалению, опера осталась незавершенной.

Развитие музыкальной культуры в Алма-Ате привело к потребности в обеспечении страны педагогическими музыкальными кадрами. Несмотря на трудности военных лет, находилась возможность уделять внимание строительству новых очагов культуры.

Подчеркнем факт почти невероятный: в 1944 году была организована Алма-Атинская государственная консерватория, получившая имя Курмангазы (постановление Совета народных комиссаров Казахской ССР № 402 от 24 июля 1944 года). В открытие первого музыкального вуза в республике свою лепту внесли Галина Уланова, Юрий Завадский, Наталия Сац, Вера Марецкая.

Ректором консерватории в 1945 году стал профессор Ахмет Жубанов – народный артист рес­публики, получивший степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Ахмету Куановичу, крупнейшему композитору Казахстана, исторически выпало стать одним из зачинателей профессионального музыкального образования в республике.

Среди эвакуированных музыкантов были и скрипачи: известные исполнители и педагоги, например Вениамин Хесс, Карл Брюкнер, Иосиф Коган, Александр Пикайзен, оказавшиеся создателями классов игры на скрипке в Казахстане.

Имена одних зачинателей скрипичного образования в Казахстане имеют широкую известность. О других сегодня известно мало, и единственным источником выступают архивы. На основе обнаруженных материалов (главным образом в Центральном государственном архиве РК), а также благодаря свидетельствам учеников сегодня стало возможным показать их разностороннюю деятельность.

В их сердце – Казахстан

Особой фигурой в создании и развитии отечественной профессиональной скрипичной школы был Вениамин Соломонович Хесс (1909–1986), заслуженный учитель, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, профессор.

Он один из питомцев знаменитой «кузницы» Петра Столярского, обучался в Московской консерватории в классе выдающегося исполнителя и педагога Бориса Сибора. Будучи молодым музыкантом, проходит школу оркестрового и ансамблевого исполнительства в оркестре Большого театра, в Москве начался и его педагогический путь. В 1939 году его приглашают в Цент­ральную музыкальную школу при Московской консерватории.

Он прибыл в Казахстан в 1944-м после демобилизации из кавалерийского полка Алма-Атинского гарнизона. Наша республика стала для него второй родиной. В 1952 году он становится заведующим кафедрой струнных инструментов в Алма-Атинской консерватории.

Самые активные творческие годы (40 лет) Вениамина Хесса связаны с разными музыкальными организациями, но преж­де всего с Алма-Атинской консерваторией. «Он стал одним из ведущих деятелей музыкальной культуры республики, заложив основы для активного развития скрипичного исполнительства», записано в летописи Казахской национальной консерватории, созданной уже в ХХI столетии.

Талантливый исполнитель и транскриптор сочинений для скрипки, педагог, по свидетельству его учеников, от Бога, Вениамин Соломонович, как и многие крупные исполнители, принимал участие в корректировке сольных партий новых сочинений композиторов Казахстана.

Имя Карла Густавовича Брюкнера мало кому известно. Это несправедливо, ведь он был музыкантом разностороннего дарования – исполнитель, скрипач-виртуоз, блистательный педагог. В 1941 году Брюкнер также находился в числе эвакуированных в Алма-Ату. В течение почти 2 лет (с 1 сентября 1941 года по 5 октября 1943-го) был преподавателем по классу скрипки в Алма-Атинском музыкально-хореографическом комбинате им. П. Чайковского и солистом оркестра Театра им. Моссовета. Эрудированный музыкант с большим опытом сольной и оркестровой игры, с отличными знаниями скрипичной методологии был на редкость отзывчивым и добросовестным педагогом.

Его ученик Ермек Серкебаев вспоминал: «Карл Густавович Брюкнер всемерно старался поднять уровень и квалификацию студентов-скрипачей музыкально-хореографического комбината… Кроме того, ему очень нравились кюи Курмангазы и мелодии Абая. Его вдохновляла самобытность их композиторского творчества. Карл Густавович неоднократно говорил, что после войны национальная казахская культура скажет свое веское слово на международной артис­тической арене, а ее искусству будет рукоплескать вся Европа». Во многом Брюкнер оказался провидцем.

Музыкант обладал феноменальной памятью, блестяще читал с листа, а некоторые симфонические произведения знал и исполнял наизусть в фортепианном переложении, замечательно играл не только на скрипке, но и на рояле. Его знания музыкальной литературы всегда поражали учеников.

Карл Брюкнер активно концертировал, выступал в залах Казахской государственной филармонии им. Джамбула и музыкально-хореографического комбината. Иосиф Коган писал: «В Алма-Ате в настоящее время работает один из крупнейших скрипачей Карл Густавович Брюкнер… Его техника игры не знает трудностей и замечательна по своей легкости». В огромном репертуаре исполнителя были известные сочинения Бетховена, Чайковского, Сен-Санса, Римского-Корсакова, других композиторов. Вальс № 6 Шопена он играл в собственной транскрипции, блес­нув замечательным staccato. В силу изысканности штрихов его игра отличалась разнообразием оттенков и красок.

Во вступительном слове перед концертом 12 июня 1943 года Юрий Завадский отмечал «поразительную виртуозность, легкость и непринужденность, с помощью которых скрипач преодолевал все головокружительные технические сложности программы», выделил масштабность исполнительского замыс­ла. Брюкнер часто выступал в шефских концертах, в том числе и перед ранеными в госпиталях.

В классе Брюкнера 3 года (1941–1943) учился Ермек Серкебаев, который в 15 лет поступил в музыкально-хореографический комбинат. Молодой скрипач удивил приемную комиссию исполнением нескольких мелодий казахских народных песен.

«Каково же было удивление моего педагога, когда на уроке выяснилось, что я не знаю ни одной ноты, а играю на слух. Пришлось постигать музыкальную грамоту и начинать поиск своего места в искусстве. Благо рядом оказался чуткий преподаватель, вырастивший не один десяток хороших музыкантов. Многие из тех, с кем я тогда учился, стали выдающимися деятелями казахстанского и мирового искусства. Это скрипач Виктор Пикайзен, дирижеры Фуат Мансуров и Газиз Дугашев, Нургиса Тлендиев и Шамгон Кажгалиев, композиторы Газиза Жубанова и Еркегали Рахмадиев», – вспоминал народный артист СССР Ермек Серкебаев.

В октябре 1943 года Карла Брюкнера отозвали в Москву, где он продолжил свою творчес­кую деятельность. Сделанное им в годы жизни в Казахстане было ценным вкладом в музыкальную культуру нашей страны.

«Это моя Родина»

В сентябре 1942-го в Алма-Ату эвакуировали семью Иосифа Когана (1920–1982). Заслуженный артист республики, с 1942 по 1954 год он солист Казахской государственной филармонии им. Джамбула.

Айткеш Толганбаев, ученик скрипача, подчеркивал: «Любил, ценил, уважал Иосифа Когана, отличного музыканта, опытного педагога, умного человека. Когда из Казахстана и других республик СССР хлынул в Израиль поток еврейских беженцев, Иосиф сказал: «Нет, никуда не уеду с этой земли. В Казахстане жил в трудные годы Великой Отечественной войны, здесь работал, заслужил почет и уважение. Это моя Родина».

В 1954-м Иосиф Коган завершил прерванное войной академичес­кое образование. Обладая феноменальной музыкальной памятью, за 2 года с отличием оканчивает Алма-Атинскую консерваторию по классу скрипки. И нет ничего удивительного, что в том же году Иосифа Бенедиктовича пригласили преподавать в аlma mater.

Ахмет Жубанов с доверием отнесся к его педагогическим возможностям и сразу дал собственный скрипичный класс. На кафедре, которой заведовал профессор Вениамин Соломонович Хесс, работали К. И. Бабаев, В. Д. Панкратов, Л. Я. Эдельман и И. Б. Коган. Последний выделялся тем, что со многими будущими студентами знакомился задолго до их поступления в консерваторию и продолжал контакты со своими воспитанниками после окончания ими консерватории.

В своем классе профессор Коган широко использовал метод показа: в его руках скрипка всегда была в действии. Педагог показывал много, особенно технические моменты – характеризовал способы исполнения тех или иных штрихов, предлагал свою аппликатуру.

Общеизвестно, что на гаммах и этюдах создается технический аппарат скрипача. «Переходя к вопросу о специальной работе над художественными и техническими элементами, не забудьте, что они должны проводиться при тщательном слуховом самоконтроле и неустанном внимании к качеству изучаемых эпизодов», – наставлял в своих работах Иосиф Бенедиктович.

В изданных Коганом учебных пособиях – «Каприсы для скрипки соло» (1970), «24 этюда для скрипки» (1978) – основой становился материал казахских народных кюев и песен. И по сей день его каприсы и этюды широко используются в учебно-педагогической практике музыкальных школ и в колледжах. Скрипач изобретательно придумывал собственные штриховые или аппликатурные варианты: например, к Этюду № 22 он предлагал 30 вариантов исполнения.

Научный интерес в области истории исполнительства представляют другие работы Иосифа Когана. В частности, о первых профессиональных скрипачах-казахах – Капане Мусине и Балым Кожамкуловой. А в работе «Методико-исполнительский анализ скрипичных сочинений композиторов Казахстана» (1982) им подробно рассмотрены «Ария» А. Жубанова, «Кюй на тему «Жез киік», «Поэма» и «Размышление» М. Тулебаева, «Мелодия» В. Великанова.

Иосиф Коган занимался также обработками казахских народных мелодий и кюев: Курмангазы и Таттимбета, Даулеткерея и Байсерке. Наиболее законченными и органичными здесь стали кюй «Кеңес» («Совет») для скрипки и фортепиано, транскрипция песни Абая для ансамбля скрипачей и фортепиано «Айттым сәлем, Қаламқас» («Привет тебе, Каламкас»).

Исполнительское мастерство Иосифа Когана оказало заметное воздействие на творчество композиторов Казахстана. Результатом общения авторов музыки со скрипачом в период создания произведений нередко становилась дарственная надпись. Так, Иосифу Когану Концерт для скрипки с оркестром посвятил Мансур Сагатов, а Евгений Брусиловский – Сонату для скрипки соло. Иосиф Бенедиктович стал первым исполнителем концертов для скрипки с оркестром Бахтияра Аманжолова и Бакира Баяхунова.

Тех лет нам не забыть

Деятельность Александра Пикайзена в Алма-Ате нуждается в дополнительном изучении. Известно, что Александр Абрамович, профессор Киевской консерватории, заслуженный артист УССР, вместе с сыном Виктором – будущим учеником легендарного Давида Ойстраха, а затем народным артистом РСФСР, был среди эвакуированных из Киева.

Александр Абрамович вел в 1941–1944 годы в музыкально-хореографическом комбинате не только класс скрипки, но и дирижировал студенческим симфоническим оркестром. В военной Алма-Ате у своего отца учился и Виктор, талантливый юный скрипач.

В 1943 году Муканом Тулебаевым была написана «Поэма» для скрипки с оркестром, задуманная как вторая часть Скрипичного концерта. Но осуществить эту идею композитору не пришлось.

Виктор Пикайзен в 9 лет впервые исполнил «Поэму» для скрипки и фортепиано. Александр Пикайзен это знаковое для Казахстана произведение играл с оркестром под управлением дирижера И. Пирадова на Декаде музыки республик Средней Азии и Казахстана в 1944 году в Ташкенте. Произведение вызвало восторженные отзывы публики и критиков. Сегодня «Поэма» народного артиста СССР Мукана Тулебаева заняла свое место в сокровищнице национальной музыкальной культуры.

Виктор Пикайзен позднее вспоминал: «В военные годы в Алма-Ату были эвакуированы много выдающихся мастеров культуры. В то время работал Театр имени Моссовета, великая балерина Галина Уланова танцевала в спектак­лях в ГАТОБ имени Абая чуть ли не два раза в неделю. Казалось, воздух в городе был насыщен искусством. Мы всегда ощущали очень теплое, сердечное отношение окружающих людей.

На Казахском радио часто звучал Концерт Мендельсона в моей интерпретации, разучил Концерт Чайковского и «Фауста» Венявского, и все это будучи учеником музыкально-театрального техникума. Класс скрипки тогда вели И. А. Лесман, Е. П. Антопольский и в том числе мой отец, который параллельно работал концертмейстером оркестра ГАТОБ имени Абая. У него начинал учиться на скрипке ныне известный певец, народный артист СССР Ермек Серкебаев. Помню, он играл Сонаты для скрипки и фортепиано Генделя. В Алма-Ате мы находились с 1941 по 1944 год, и до сих пор у моей семьи сохранились самые теплые воспоминания о Казахстане».

…Известные деятели культуры стали участниками формирования казахской скрипичной школы. Многие из них в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные десятилетия работали в Казахстане. Невзирая на бытовые сложности, а иногда и политический прессинг, музыканты продолжали учиться и учить. Они дарили казахстанцам свое искусство и оказали профессиональную помощь республике, гостеприимно открывшей им двери консерватории и филармонии, музыкальных училищ и школ.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Насилие не оправдать!
Позаботься о птицах – построй скворечник!
В олонхо требуется импровизировать
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Позаботься о птицах – построй скворечник!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]