Газеты и журналы сегодня переживают непростые времена. В борьбе за своих читателей печатные издания стараются сделать свой продукт более интересным, постоянно улучшая контент издания и его дизайн. Однако в цепочке «газета – читатель» именно доставка продолжает оставаться одним из важнейших звеньев. Сегодня на эту тему мы беседуем с председателем правления АО «Казпочта» Сериком Саудабаевым.
– Серик Болатович, сегодня печатные СМИ находятся под давлением факторов, как объективных, так и субъективных, влияющих в конечном итоге на количество подписчиков. Своевременная доставка газет в этом ключе видится одним из важнейших аспектов. Какие проблемы в этой сфере требуют скорейшего решения?
– Да, действительно, статистика показывает, что ежегодно объем распространяемых периодических печатных изданий по подписке снижается на 10–15%. Основной причиной снижения спроса стала переориентация аудитории на интернет-СМИ. Все больше читателей получают новости из Всемирной паутины, причем не всегда достоверные. Также на падение тиражей серьезно повлияла пандемия.
Главными и преданными подписчиками газет остаются представители старшего поколения, которые привыкли получать информацию из печатных СМИ. В связи с этим важно обеспечивать своевременную доставку выписанных ими изданий.
К моему большому сожалению, возникшие проблемы в сфере доставки были связаны с непривлекательностью оплаты труда почтальона. К примеру, при себестоимости газеты 67 тенге Казпочта за 1 доставку по городу может оплатить лишь 13,3 тенге, что, безусловно, не стимулирует сотрудников. Только за 2018–2020 годы убытки общества по этому направлению составили 5 миллиардов тенге. Это и есть обратная сторона того, как «хорошо» быть монополистом – мы несем социальную ответственность в плане доставки периодики, особенно в сельские населенные пункты.
– Насколько известно, одной из проблем Казпочты, особенно в период пандемии, стала большая текучесть кадров в рядах почтальонов. Так получилось, что доставлять потребителям еду стало гораздо выгоднее доставки газет. Что вы намерены с этим делать?
– Пандемия показала, что курьеры сейчас востребованы на рынке. В частных компаниях они зарабатывают от 250–300 тенге и выше за одну доставку. К сожалению, доставка газет никогда не была прибыльной услугой для Казпочты. Конечно, мы не можем платить почтальону 300 тенге, как другие организации своим курьерам, за одну доставку. Но мы мотивируем почтальонов, переводим их на сдельную оплату труда. Потому что кто, если не мы, доставим газеты в села?
Конечно, в век цифровизации профессия почтальона уже не такая популярная, как раньше. Но для более 40% казахстанцев, которые проживают в сельской местности, именно почтальон является одним из самых желанных гостей в доме. Понимая всю важность профессии, мы объявляем в Казпочте 2022 год – Годом почтальонов. Это значит, что в следующем году одним из основных векторов развития мы выбираем социальную направленность. Казпочта – это более 4 тысяч почтальонов, у каждого из них семья, поэтому важным этапом развития компании станет поддержка человеческого ресурса.
На селе всего несколько востребованных специальностей – врач, учитель и почтальон. Радует, что работников бюджетной сферы мотивирует государство за счет увеличения заработных плат. Почтальоны и операторы почтовых отделений также должны иметь стимул для улучшения оказания услуг населению.
– В крупных городах запущены пилотные проекты, призванные увеличить заработную плату почтальонов. Как показала себя эта инициатива?
– Как вы знаете, активное развитие курьерских услуг на рынке требует гибкости и оперативности процесса доставки, в том числе и в системе оплаты. Чтобы решить этот вопрос, в этом году АО «Казпочта» приняло решение перевести почтальонов на сдельную оплату труда. Мы внедряем новый проект «Наши люди», благодаря которому заработная плата почтальонов повышается. Что представляет собой наш проект? Теперь каждый почтальон вместо фиксированной оплаты получает за каждое доставленное письмо или газету. Другими словами, «чем больше доставил – тем больше получил». Поэтому почтальонам теперь выгодно доставлять как можно больше отправлений. Кроме того, в наших филиалах проводится работа по укомплектованию штата курьеров по доставке.
– Если в городах получается увеличить зарплату почтальонов, то как быть с селом? Ведь по статистике самые преданные читатели газет, в том числе «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда», проживают как раз в сельской местности?
– Вы совершенно правы, самые преданные читатели – сельские жители. Ветераны, пенсионеры ждут наших почтальонов, относятся к ним, не побоюсь этого слова, как к членам семьи.
В сельских отделениях связи очень мало почтальонов, которые работают на полную ставку. Их рабочий график составляет 1 или 2 часа в день или 2 дня в неделю – в связи с развитием Интернета и сотовой связи намного уменьшились объемы писем, газет и журналов на доставку. Поэтому занимать время почтальона целый день из-за небольшого объема работы нецелесообразно. Многие почтальоны свободное от работы время совмещают с работой в других организациях или занимаются подсобным хозяйством.
В 2022-м мы ставим перед собой амбициозные задачи. Мы рассчитываем, что объявленный Год почтальона существенно улучшит ситуацию.
– Получает ли Казпочта дотации от государства и средства от подписки на издания? Достаточно ли этих сумм для того, чтобы покрыть затраты на доставку газет подписчикам?
– Поддержка государством данного направления очень важна для нас. Министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК оказывает содействие Казпочте в этом направлении. Затраты по доставке газет субсидируются только в сельской местности. В ряде городов и районных центрах страны эти услуги не компенсируются. По нашим прогнозам, расходы по доставке газет в городах в 2021 году обеспечат компании минус 1,4 миллиарда тенге.
Если говорить о дотациях на селе, то финансовая поддержка государства ежегодно снижается. Эти суммы не покрывают все расходы по доставке и содержанию сельских отделений связи. И поскольку Казпочта несет большую социальную ответственность, то в этих условиях нам приходится работать в минус, для того чтобы люди в сельской местности получали газеты.
– В одной из своих публикаций в сетевых СМИ Казпочта называет доставку газет «ламповой услугой». В то же время в мире идет процесс возвращения к печатным СМИ, поскольку в Интернете огромная масса информации, которую не все люди имеют возможность анализировать, особенно те, кто дорожит своим временем. То есть, скорее всего, «ламповая» не сама услуга по доставке печатных СМИ, а методы, используемые при этом. Какой есть интересный международный опыт, который можно было внедрить в Казахстане?
– Конечно, в век цифровизации популярность в нашей стране периодичных печатных изданий по подписке снижается, как я уже отметил, на 10–15%. Но у газет всегда будет свой читатель, который заинтересован получать проверенную информацию, достоверную аналитику, так сказать, «из первых уст», что очень важно в современном мире большого потока непроверенных фактов. А мы со своей стороны выступаем как связующее звено между изданием и читателем.
Международный опыт распространения печатных изданий по подписке показывает, что эффективная почтовая служба не может быть выстроена без участия государства.
К примеру, в некоторых государствах предусмотрено выделение государством субсидий на покрытие расходов на доставку прессы организациям-распространителям, также используются дотации и льготные кредиты для новых изданий, снижение почтовых тарифов, освобождение всех газет от НДС. Например, в Швеции, Германии и Финляндии государство частично субсидирует расходы на доставку и пересылку прессы. Почтовые субсидии введены и в Швейцарии. В некоторых странах имеется опыт объединения издателей и создания издательских домов, которые занимаются не только организацией подписки, но и имеют свою службу доставки.
– Крупные печатные издания Казахстана не раз поднимали вопрос о необходимости господдержки отрасли. Считаете ли Вы правильным включение печатной прессы (в избранных ее сегментах) в список социально значимых товаров на уровне государства?
– Учитывая социальную значимость средств массовой информации в освещении государственных, социально значимых тем, для сохранения печатных СМИ, безусловно, необходима поддержка со стороны государства. Так, к сожалению, в последние годы небольшие частные газеты и журналы из-за низких тиражей, высоких цен на полиграфические услуги были вынуждены прекратить свою деятельность либо перейти на электронный формат. Необходимы меры поддержки в виде выделения субсидий, льгот при налогообложении.
– Во многих развитых странах мира в местах массового скопления граждан (вокзалы, аэропорты, крупные торговые центры) практикуется установка газетных вендинговых автоматов. Можно ли, на Ваш взгляд, применить подобный опыт и у нас?
– Вопрос реализации газет путем использования вендинговых аппаратов ранее прорабатывался Казпочтой, но проведенный анализ показал, что проект является нерентабельным и капиталоемким.
К недостаткам таких аппаратов можно отнести сравнительно долгую окупаемость из-за ограниченного ассортимента и невысоких цен на печатные издания. Кроме того, для обслуживания оборудования необходимо содержание штата операторов. Из-за этого такие аппараты должны быть не только окупаемыми, но и покрывать затраты на заработную плату. Еще один фактор – сравнительно большие затраты на аренду площади с хорошей проходимостью. В настоящее время Казпочта не может позволить себе установку такого дорогостоящего оборудования без поддержки извне.
– Можно ли сказать, что Казпочта является монополистом в сфере доставки периодики? Или на этом поле есть конкуренция?
– Нет, утверждать, что мы монополисты в сфере доставки периодики, некорректно. Распространением периодики по подписке занимаются наряду с Казпочтой частные альтернативные структуры в регионах. Однако данные организации работают только в городской местности, осуществляя доставку изданий юридическим лицам, некоторые имеют свою курьерскую службу. Физическим лицам доставка частными компаниями не производится.
В сельской местности из-за нерентабельности данные структуры не представлены, доставка производится только нашими почтальонами. Мы гордимся этим фактором. Казпочта всегда будет считаться народной компанией.