​Шедевры Серебряного века на столичной сцене

951
Флюра Мусина

Балет грез

Два шедевра начала ХХ века, принадлежащие творческому гению Михаила Фокина, встретились на одной сцене. Трудно назвать театр, на сцене которого не шел бы невероятно популярный одноактный балет «Шопениана». Для рядового зрителя образ воздушной сильфиды стал символом романтического балета, его фирменным знаком.

Художественный руководитель балетной труппы Astana Opera Алтынай Асылмуратова считает, что в кажущейся простоте этого балета и кроется огромная сложность его исполнения. Прима Мариинского театра, прекрас­ная исполнительница Мазурки и Седьмого вальса, Алтынай Абдуа­химовна на собственном опыте знает о подводных камнях этого романтического балета.

Основным героем, содержанием и смыслом спектакля Фокина является танец – логика его развития, самодостаточная красота движений, поз и переходов. Балетмейстер сумел воплотить в танце чистую музыку грез и тревог, человеческих отношений. Тяжесть отсутствует, законы гравитации не действуют, телесность упразднена, эфирная сущность балерины выражена хореографически. В этом балете порыв души становится линией и формой, но для этого была проделана титаническая работа (педагоги-репетиторы Елена Шерстнева и Константин Заклинский).

Декорации, созданные по эскизам Александра Бенуа (сценограф Виктор Караре), создали ощущение старинной гравюры, тронутой патиной времени. Приглушенный свет (художник по свету Винценцо Рапони), словно сквозь туман, высвечивал замок, на фоне которого винтажной картинкой застыла группа сильфид с юношей-поэтом в центре. Воздушные костюмы сильфид, венки из розовых и белых розочек, гладкие прически завершали картину (художник по костюмам Арасель Досмуратова). Кордебалет был просто неузнаваем и околдовал опечаленной красотой: балерины обрели чуть изломанную по канонам XVIII века гибкость корпуса и парящие в воздухе руки, продемонстрировали отличную слаженность и синхронность движений.

Фокин поставил вторую редакцию «Шопенианы» за три дня, в каком-то фантастическом порыве. «Многое, что наспех делалось, никогда мной не менялось впоследствии, – вспоминал балетмейстер, весьма болезненно относившийся к малейшим вольностям при исполнении его хореографии. – То, что сделано от чувства, от импульса, часто оказывалось самым верным и точным».

В постановке Astana Opera постарались сохранить и чувства, и импульс, максимально передать стиль автора. Прима театра Мадина Басбаева предстала в совершенном образе сильфиды, резвая Мазурка и меланхоличный Седьмой вальс были исполнены ею с замечательным чувством стиля. Айгерим Бекетаева во второй день своими удлиненными формами напоминала гравюры романтических балерин прошлых столетий.

Аделина Тулепова и Асель Шайкенова спорили за первенство в исполнении Одиннадцатого вальса, а Марико Китамура и Анастасия Заклинская демонстрировали чудеса апломба, застывая на несколько секунд в арабеске в знаменитом Прелюде. Юноша (Еркин Рахметуллаев, Олжас Тарланов) был, пожалуй, единственным «живым» персонажем в этом балете грез, что не помешало исполнителям с помощью академически чистого танца, легких прыжков и бесшумного приземления создать воздушный образ мечтателя-поэта.

Радостное удивление и восторг, наплывающие из затаившего дыхание зала, встречались с ответной волной радости артистов, купавшихся в воздушной стихии танца. Балет был исполнен вдохновенно. «Шопениана» принесла в афишу Astana Opera стилевую краску – важную и для театра, и для зрителей.

Восточная сказка

Балет «Шехеразада», поставленный Фокиным для «Русских сезонов» 1910 года, был долгое время неизвестен на территории советского балета, хотя успешно шел на многих сценах за рубежом. Балет был возвращен лишь в 1993 году благодаря реставра­ционной деятельности народного артиста России Андриса Лиепы, проделавшего огромную работу с сохранившимися в архивах оригинальными записями Фокина и его киноматериалами.

Премьера прошла на сцене Мариинского театра, главная женская роль на многие годы стала любимой партией Алтынай Асылмуратовой. Ее Зобеиду – необыкновенно красивую, страстную – помнят балетоманы Питера. Асылмуратова и пригласила своего партнера по сцене Андриса Лиепу для постановки балета в Астане. Задачи были не только репертуарные: художественный руководитель в первую очередь заботится о профессиональном росте артистов, для которых в этом балете было чему научиться и в чем проявить свой талант.

Много игры, забавной пантомимы, актерских перевоплощений создавали для кордебалета и солистов возможность погрузиться в стихию игры. И проверить свои возможности: после бестелесной «Шопенианы» окунуться в сочную атмосферу восточной сказки.

Существовать на сцене в рос­кошных декорациях, изготовленных по эскизам Льва Бакста (художник Анатолий Нежный, костюмы – Елена Нецветаева-Долгалева), – особое удовольствие. Безумное сочетание цветов – красный, зеленый, синий, фио­летовый, лиловый – образует гармоничное пространство, где любовь, страсть, ревность и измена – такие же яркие краски.

Красный пол – явление редкое в балете – «намекает», как и музыка балета, на трагический финал, и все же он становится неожиданным, ошеломляя динамикой и натурализмом. Постановщик спектакля Андрис Лиепа считает, что зал Astana Opera удивительным образом дополняет сценографию Бакста, являясь как бы продолжением сказочного восточного дворца Шахриара.

Дуэт Зобеиды и Золотого раба – гениальный образец дуэтного адажио, который прекрасно существует и в концертных прог­раммах, обладая такой же мощью и очарованием. Недаром некоторые солисты уже были знакомы с дуэтом.

– Мне довелось поработать с Андрисом Марисовичем, я был приглашенным солистом для исполнения этой партии в Кие­ве, танцевал ее в Турции и в Беларуси, – отмечает ведущий солист театра Бахтияр Адамжан. – Партия многогранна как для актера, так и для танцора. Технически она очень сложная: помимо прыжков есть своя специфическая пластика.

Бахтияр Адамжан потрясающей слаженностью движений, стремительным вращением, безуп­речной техникой еще раз подтвердил высокий статус лучшего танцовщика современности, а своим прыжком и умением зависать в воздухе невольно вызвал в памяти образ первого исполнителя Золотого раба – несравненного Вацлава Нижинского.

Впрочем, образы из прошлого возникли и в связи с исполнительницей партии Зобеиды Анастасией Заклинской, чья яркая красота невольно вызывала ассоциации с Идой Рубинштейн, а какие-то позы, поворот головы, жесты напоминали несравненную Зобеиду Алтынай Асылмуратовой. Молодая солистка также исполняла этот дуэт в концертных программах на сцене Astana Opera и Мариинского театра, но не прекращает совершенствовать партию. «Она готова работать сутками, чтобы приблизиться к тому образу, который задумывал Фокин», – говорит Андрис Лиепа.

Настоящим открытием стал Золотой раб Серика Накыспекова, исполнившего эту партию во второй день. Талантливый техничный артист обладает еще и прекрасной внешностью, выгодно подчеркнутой роскошным бакстовским костюмом и восточным гримом. В дуэте с ним танцевала ведущая солистка балета Гаухар Усина:

– Партия Зобеиды требует максимум грации, такой «змеевидной» пластики, «кошачьего шага» от бедра. И нельзя забывать ни на секунду про внутреннее самоощущение, про образ. У меня она все-таки коварная, такая же гибкая в своей морали, как и в пластике. Бесподобна музыка, под которую хочется танцевать ярко, страстно и красиво.

Изобразительная природа, свойственная музыке Римского-Корсакова, подчеркивает драматургию спектакля. В первой части произведения уже начинают разворачиваться красочные образы предстоящей драмы. Тема Зобеиды, это страстное соло скрипки (Каламкас Джумабаева, Багдат Абильханов), звучащее то нежно, то яростно, ведет за собой оркестр.

Сейчас в некоторых спектаклях увертюра идет при поднятом оркестре. Техническая оснащенность Astana Opera позволила зрителям наблюдать за великолепной работой дирижера и игрой музыкантов. Дирижер-постановщик Арман Уразгалиев бережно подошел как к партитуре знаменитых композиторов, так и к специфике балетного дирижирования.

…Создать конкурентоспособную балетную труппу – гибкую, владеющую всеми техниками танца и безупречным академизмом, технически выученную и актерски разноплановую – такую задачу ставит перед собой художественный руководитель балетной труппы Astana Opera Алтынай Асылмуратова. И следую­щий шаг – постановка романтического балета А. Адана «Жизель».

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
У границы фуры ходят хмуро
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Лидеры 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Взрывы утихли, но надолго ли?
Свет возвращается в села СКО
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
По факту задержания пилота Air Astana в наркотическом опьянении возбудили уголовное дело
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Токаев - пострадавшим: Весь народ поддерживает вас
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неприглядные врата страны
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]