Шаги к конкурентоспособной нации

Перед казахстанской педагогикой стоит задача кардинального обновления, в первую очередь содержания школьного образования на основе передового мирового педагогического опыта.

Аслан САРИНЖИПОВ, министр образования и науки РК

Казахстан – молодая страна, которая уверенно заявляет о себе в мировом сообществе и ставит перед собой высокие цели. В нынешнем году Глава государства Нурсултан Назарбаев представил новый стратегический национальный план – "100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства", в котором определил главные направления развития страны, нашего общества на ближайшие годы.
Образование всегда было и будет стратегически важной сферой человеческой деятельности, важнейшим ресурсом страны, который обеспечивает ее экономический рост и конкурентоспособность. А потому все страны мира, стремясь укрепить свои конкурентные позиции, стараются развить именно данную сферу.

В Плане нации "100 конкретных шагов", в важном для казахстанцев документе, предусмотрены и шаги, направленные на обновление содержания образования. Они включают такие вопросы, как поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах и другие. Данные нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями нашего времени и послужат развитию страны.

12-летнее образование

Как известно, международные и отечественные эксперты неоднократно указывали на отличительные особенности нашей традиционной системы образования, в центре которой – в большей степени способность запоминания, нежели способность мышления. Преподавание в большинстве случаев ведется с акцентом на теорию, и меньшее внимание уделяется практическому применению знаний. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), акцент делается прежде всего на развитие компетенций. Такие страны добиваются больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов (Корея, Япония, Финляндия и т. д.).

Мы ставим перед собой цель повышать качество образования за счет перехода на новое содержание школьного образования, в центре которого – развитие функциональной грамотности школьников, навыков самостоятельного поиска, критического анализа и оценки, то есть осуществить переход от "человека знающего" к "человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться".

Основным направлением общемировых тенденций в системе школьного образования стал переход от традиционного репродуктивного метода обучения к новой конструктивной компетентностной модели образования. Она призвана обеспечить развитие в школьниках познавательной активности и самостоятельности мышления, то есть нацелена на формирование и развитие самой личности – образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной.

Идея перехода на 12-летнее образование была предложена Президентом страны еще в 2000 году. И с того времени мы последовательно претворяли новые модели обучения. С 2004 года в 104 школах республики был организован эксперимент, в ходе которого отработана система обучения с 6 лет, практикоориентированное обучение, раннее обучение английскому языку, введение информатики с начальной школы, ведение интегрированных предметов, профильное обучение, переход на 5-дневную неделю и другие. Они и легли в основу новых стандартов обновленного содержания образования.

Сегодня на уровне международных стандартов успешно работают Назарбаев Интеллектуальные школы. Их наработанный опыт будет распространен на всю систему казахстанского образования.

Апробация обновленного содержания образования в новом учебном году началась в 30 пилотных школах нашей республики. В следующем году уже все первоклассники будут заниматься по учебникам обновленного содержания.

В свою очередь программа предшкольной подготовки согласована с программой для 1-го класса обновленного содержания образования. Постепенно предшкола вольется в уровень начального образования, и тогда структура "1+11" плавно перерастет в полноценную 12-летнюю школу. Это позволит нам легче преодолеть существующий психологический барьер, связанный с опасением у людей "потери лишнего года". Полный же переход на 12-летнее образование планируется к 2020 году.

Переход на 12-летнее образование – это объективная необходимость, продиктованная временем. В мировом образовательном пространстве сформирован определенный международный стандарт – 12-летнее среднее образование, которое реализуется в 136 странах, в том числе в таких развитых странах, как США, Япония, Германия, Франция. Внедрение данного стандарта является требованием Болонского процесса и Казахстаном, ставшим полноправным его участником, введена трехступенчатая модель высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура PhD). Данная модель высшего образования теперь должна стать непосредственным продолжением и итогом 12-летнего среднего образования.

Новое содержание

В чем же конкретно основное отличие нового стандарта, нового содержания школьного образования?

Во-первых, в том что новые учебные программы будут основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, которые заложены в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации.

По известной в мировой педагогике Таксономии целей обучения Бенджамина Блума существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только 2 из 6 уровней познания – "знать" и "понимать". Новый же стандарт позволит достигнуть остальные 4 уровня познания: "применять", "анализировать", "синтезировать" и "оценивать".

Во-вторых, при проектировании содержания предметов использованы принцип спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Он удобен для изучения, доступен и понятен как учащимся, так и педагогам. Принцип спиральности обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы. Сквозные темы способствуют установлению внутрипредметных и межпредметных связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения со многими учебными предметами. Например, такие сквозные темы, как "Мир вокруг нас", "Моя семья и друзья", "Традиции и фольклор" и другие, включенные в учебные предметы, очень важны для формирования нравственных и патриотических ценностей у наших детей в процессе всей учебы.

В-третьих, обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения. Кроме того, работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы), который известен учащимся заранее. Четкая формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысит их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшит качество образовательного процесса.

Таким образом, будут введены новые формы мониторинга результатов обучения, система критериального оценивания.

В-четвертых, в основу программ всех уровней образования заложена система ценностей "Мәңгілік Ел". Идеи "Мәңгілік Ел" будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы. Содержание будет направлено на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, казахстанского патриотизма, развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма.

В-пятых, вводятся новые предметы. В начальной школе – это "Естествознание", "Информационно-коммуникационные технологии" (с 3-го класса) и наполнится новым содержанием предмет "Познание мира".

Содержание предметов "Естествознание" и "Познание мира" включает элементарный уровень научных знаний в системе "Человек и Природа" и "Человек и Мир" соответственно. Таким образом, естествознание станет вводным курсом к изучению биологии, физики, химии в старших классах, а "Познание мира" – общественно-гуманитарных предметов. Данные предметы заложат основу исследовательских навыков, формирования научного, созидательного мировоззрения.

Предмет "Информационно-коммуникационные технологии" будет направлен на формирование практических навыков использования компьютерных технологий – учащиеся с 3-го класса будут применять простейшие методы работы с таблицами, схемами, графиками и диаграммами. Изучение данного предмета позволит на ранних этапах обучения свободно ориентироваться в информационной среде и осуществить переход от школьной программы "накопления" полезных знаний к овладению навыками самообразования, необходимых для эффективного продолжения образования на протяжении всей жизни.

В основной школе предлагается ввести новый учебный предмет – "Введение в естественные науки" (5–6-е классы), который будет базироваться на вышеназванном предмете "Естествознание". С его введением будет устранен существующий разрыв между изучением предмета "Естествознание" в 5-м классе и предметов "Физика" и "Химия", которые изучаются в 7–8-х классах. Тем самым будет обеспечена непрерывность школьного естественнонаучного образования.

Изучение истории отдельной страны без сформированной целостной картины исторического развития мира невозможно. Поэтому предмет "История Казахстана" предлагается изучать не с 6-го класса, а с 5-го, параллельно с предметом "Всемирная история". При изучении предмета "История Казахстана" необходимо не только знание школьниками пути развития нашей страны, но и четкое понимание ее места в глобальном мире, в истории всего человечества. На этом и будет строиться воспитание чувства уважения, любви к своей родине, казахстанского патриотизма.

В старшей школе предлагается сокращение числа обязательных предметов. Предлагается ввести 3 обязательных предмета углубленного уровня и 4 обязательных предмета стандартного уровня. Компоновка этих предметов будет разной для школ общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений. Предметы по выбору также будут углубленного и стандартного уровня. Ученики будут иметь право определять уровень изучения и количество предметов, что обеспечит развитие их индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Предлагается ввести новую дисциплину – "Глобальные перспективы и проектная работа", которая сегодня преподается в Назарбаев Интеллектуальных школах. В эпоху глобализации учащиеся должны понимать этот сложный, многоплановый, масштабный процесс значительных перемен, охватывающий все стороны жизни общества. Предмет нацелен на подготовку учащихся к будущей жизни, где они могут использовать навыки исследования, умения критически мыслить, доказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Следует отметить, что введение данных новых предметов, изменения в учебных планах не скажутся на объеме максимальной недельной нагрузки.

В-шестых, уровневое обучение казахскому и русскому языкам начинается с 1-го класса. В мире существует определенный стандарт обучения языкам, который содержит унифицированные требования к оценке уровня владения языком. В ней применяется методика уровневого обучения, которая с самого начала готовит к реальной межкультурной коммуникации. Учебная программа при коммуникативном подходе обучения языка является тематической. Такой подход гарантирует учащимся широкий спектр лексики, а не изолированные знания.

В-седьмых, будет внедряться модель трехъязычного обучения. При этом приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне.

На XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Главой государства отметил, что "в технологически продвинутых странах такие естественнонаучные дисциплины, как химия, математика, физика, биология преподаются в школах и университетах преимущественно на английском языке. А гуманитарные – история, литература и другие – на родном языке". Следуя этой общемировой тенденции, отдельные предметы предлагается изучать на казахском языке, в том числе такие как "Казахская литература" и "История Казахстана". Это поможет ученикам глубже овладеть государственным языком, знание которого – обязанность каждого гражданина государства.

Главой государства поставлена задача, осуществить поэтапный переход на английский язык обучения в старших классах и вузах республики. Подготовка к переходу на английский язык обучения в старшей школе уже началась. С 2013 года "Английский язык" включен в программу первого класса. В основной школе будет организовано сквозное изучение терминологии на английском языке по предметам естественнонаучного цикла. Предлагается проведение внеклассных мероприятий по предметам, изучение отдельных тем курсов из вариативного компонента на английском языке. Планируется организация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3–4-х курсов педагогических вузов. В старших классах предлагается постепенно вводить практику преподавания на английском языке некоторых предметов – таких как "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология".

Естественные дисциплины являются базисными в смысле формирования основ образования для научно-технического прогресса в дальнейшем. В связи с тем что в англоязычных странах развитие науки и техники находится на передовых позициях в мире, имея языковую базу можно оперативно реагировать на различные достижения в области методики преподавания данных дисциплин. Немаловажным является тот факт, что основные средства и возможности Интернета связаны с развитием информатики – дисциплины, изначально использующую устоявшуюся английскую терминологию. То есть овладение научно-терминологической лексикой английского языка является необходимым условием общей грамотности подрастающего поколения.

Хотел бы заметить, что до утверждения новых проектов Государственного стандарта основного и общего среднего образования, в которых и предполагаются данные нововведения, предусмотрена процедура широкого обсуждения на различных площадках, где и будут более подробно рассмотрены все предложения и рекомендации со стороны педагогической общественности.

Кадры и инфраструктура

Ключевая роль в обновлении образования принадлежит, конечно же, учителю. Как известно, качество обучения зависит от уровня квалификации учителя. Именно поэтому на базе Центра педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальных школ и Национального центра повышения квалификации "Өрлеу" проводится масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников по уровневым программам. Уже прошли обучение около 40 тыс. учителей, которые должны стать поддержкой в реализации этой глобальной задачи по обновлению содержания образования.

Обновление содержания будет отражено также в программе подготовки учителей в вузах и колледжах. Разработаны концепция воспитательной работы, подходы к оцениванию, подготовлены учебники, рекомендации для учителей.

Немаловажным в данном процессе обновления содержания школьного образования является и развитие инфраструктуры школ. В настоящее время у нас уже есть определенные позитивные сдвиги в этом направлении. Снизилась доля аварийных и трехсменных школ, уменьшен дефицит ученических мест. Для решения проблем малокомплектных школ (МКШ) созданы опорные школы, организован подвоз учащихся в школы, функционируют интернаты. Увеличена доля школ, имеющих кабинеты новой модификации. Планируется развитие инфраструктуры школ в рамках предусмотренного бюджета. Решаются вопросы оснащенности современным оборудованием спортивных залов школ, кабинетами физики, химии, биологии новой модификации, лингафонными и мультимедийными кабинетами.

Работа, конечно же, будет продолжена уже в процессе реализации нового содержания образования. И мы не раз еще вернемся к данной теме, к разъяснениям новых подходов и нового отношения к самой школьной педагогике. Таким образом, нам предстоит огромная работа, чтобы в срок реализовать все стоящие перед нами задачи, поставленные Главой государства. Уверен, что общими усилиями мы сможем достичь желаемых результатов в таком важном для республики деле, как система школьного образования, ведь от этого зависят судьбы наших детей, нашего молодого поколения, и, соответственно, зависит будущее всей страны.