Главная страница

​Сегмент транзитного хаба

В Алматинской области завершается строительство ключевого отрезка автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.

До Хоргоса с ветерком

Напомним, что на территории нашей страны протяженность международного автокоридора Западная Европа – Западный Китай составляет без малого 2 800 км. Трасса проходит по 5 областям – Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Строительно-монтажные работы начались осенью 2009 года и были разбиты на 40 участков. Позже других регионов к прокладке магистрали приступили в Семиречье, куда перебазировались подрядные организации, хорошо зарекомендовавшие себя на предыдущих участках. Реконструкция дороги Алматы – Хоргос, одного из ключевых отрезков трансконтинентального проекта, началась в конце 2013 года.

По информации акимата Алматинской области, участок длиной 304 км разделили на 8 лотов, подрядчиками выступили казахстанско-итальянское совместное предприятие «Todini-Impregilo-«Казахдорстрой», турецкая компания Dogus Insaat, азербайджанская Evrascon, чешское AO «OHL ZS». Вот такой интернациональный десант дорожных строителей высадился в Жетысу!

Стоимость проекта составила 120 млрд тенге, помимо бюджетных денег привлекались кредитные средства Всемирного банка. За прошедшие годы проведен масштабный объем земляных работ, уложено цементобетонное покрытие, сооружены 80 мостов, 13 транс­портных развязок, несколько сотен водопропускных труб. По данным подрядных организаций, были задействованы около 1 200 единиц техники и оборудования, 10 цементобетонных заводов. На стройплощадках получили работу без малого 3 000 местных жителей. Почти 90% использованных стройматериалов – щебня, битума, цемента, гравия – отечественного производства.

Сейчас строительство практически завершено, в Алматинской области появился новый четырехполосный автобан с разделительной полосой, барьерным ограждением, путепроводами (в дополнение к трассе Алматы – Талдыкорган). Дорога открыта для проезда, но на некоторых ее участках введено ограничение скорости. Идет процесс приемки объекта в эксплуатацию, после официального открытия дорожные знаки уберут, максимальная скорость движения составит 120 км в час.

Важно, что процесс укладки дорожного полотна проверяли специальные лаборатории, они же проводили испытания строи­тельных материалов. Причем отечественные инженеры по надзору работали вместе с коллегами из Южной Кореи и Швеции. По их расчетам дорога должна выдерживать нагрузку в 13 тонн на ось, ведь по ней будут курсировать в основном многотонные грузовики. Поэтому толщина асфальтного покрытия увеличена до 80 см. Срок службы новой конструкции – 25 лет без капремонта.

Как сообщил представитель компании Todini Анатолий Степура, при отсыпке заболоченных участков и укреплении откосов применялись новейшие технологии: армированный цементобетон, геосинтетические материалы. Для предотвращения смыва дорожного полотна в него добавляют специальный препарат «Дорзин», который повышает прочность конструкции, влагостойкость.

Автолюбители уже испытали на прочность качество новой «бетонки». Если раньше путь от Алматы до Хоргоса, что на границе с Китаем, занимал около 5 часов по Кульджинскому тракту, то по новой дороге время сократилось почти вдвое – до 2,5–3 часов. В этом есть немалая заслуга проектировщиков: трасса проложена в обход населенных пунктов, что на 50 км уменьшило ее протяженность, а также значительно повысило безопасность. Как известно, Кульджинка проходит по территориям поселков Гульдала, Енбекши, Байтерек, Ават, Балтабай, Ащысай и Тескенсу.

По информации специалистов-дорожников, новая трасса будет платной, вскоре начнется обустройство пунктов приема оплаты и камер видеофиксации. Тариф за проезд установят в зависимости от типа автомобиля.

Автомобильный «шелковый путь»

Впрочем, автодорога Алматы – Хоргос служит не только частью транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, но и одним из компонентов мощного транзитно-логистичес­кого хаба, создаваемого в Панфиловском районе Алматинской области. В него также войдут железная дорога Жетыген – Коргас, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

По оценкам международных экспертов, страны, в которых проложены транспортные коридоры, на транзите грузов ежегодно зарабатывают около 1 трлн долларов. У Казахстана есть все шансы стать одним из таких межрегиональных цент­ров, свое­образным мостом между Западом и Востоком. Подсчитано, что срок транспортировки грузов морским путем от китайского порта Ляньюньгань до границ с Евросоюзом составляет 45 суток. По железной дороге время в пути сокращается до 14, а по автокоридору Западная Европа – Западный Китай товар можно будет доставить всего за 10 дней.

Как отметил в одном из своих выс­туплений Президент Нурсултан Назарбаев, для отечественной экономики проект «Западная Европа – Западный Китай» стал поистине стройкой века, поскольку решает множество серьезных вопросов. Во-первых, строительство дороги оказывает огромный мультипликативный эффект на смежные сферы: развитие малого бизнеса, придорожного сервиса, туризма. Были созданы десятки тысяч рабочих мест, что в свою очередь благо­творно сказалось на социальном самочувствии местных жителей. В регионах, по территориям которых проходит трасса, живет почти половина населения страны. Вот почему эту магистраль можно назвать «дорогой жизни». Кроме того, благодаря проекту отечественная транспортная отрасль получила собственных высоко­квалифицированных инженеров, которые уже строят дороги по европейским стандартам во всех уголках республики в рамках гос­программы «Нұрлы жол».

Примечательно, что сама трасса повторяет контуры Великого шелкового пути, по которому в давние времена караванщики возили товары. По прогнозам экс­пертов, совсем скоро основной грузопоток из Китая в Европу и страны Ближнего Востока будет переориентирован именно на сухопутный маршрут. Задача Казахстана – привлечь к 2020 году 15 млн тонн, или 8% от глобального объема морских перевозок. И тогда поступления в бюджет страны от транзитной сферы увеличатся с 1 млрд до 2,8 млрд долларов. 

Автор:
Асет Калымов
10:47, 2 Октября 2017
0
993
Подписка

Популярное