Главная страница

«Сау Сұлу» – здоровая красота

Даяна Мукина свой школьный научный проект развила до стартапа, а сейчас планирует сделать и своим первым реальным бизнесом. Одиннадцатиклассница из Павлодара разработала натуральную косметику на основе кобыльего молока и уверена в поддержке соотечественников.

Даяне 17 лет, она оканчивает областной многопрофильный интернат для одаренных детей, увлекается танцами, а все свободное время сейчас тратит на дополнительные занятия, потому что девушка готовится к ЕНТ. Словом, все как у большинства сверстников. Но при этом у нее уже есть свое дело – производство натуральной косметики под брендом «Сау Сұлу».

Сегодня эта сфера – настоящий тренд, ведь все органическое, натуральное, полезное пользуется спросом, вызывает интерес. В то же время на рынке экокосметики довольно плотная конкуренция, и пробиться в ряды опытных коллег школьнице помогла одна важная особенность ее продукта, ну и, конечно, поддержка семьи.

– Наша семья занимается животноводством: родители владеют крестьянским хозяйством «Алтай», держат лошадей. И самый важный ингредиент моей косметики – именно кобылье молоко. И в название своего бренда я вынесла эту изюминку: саумал – это парное кобылье молоко, полезнейший продукт, – рассказывает Даяна Мукина. – Правда, при производстве косметики я использую сублимированную форму молока, но и это качественная составляющая. Дело в том, что моя семья поставляет молоко на фирму FreshMilk, которая и производит сублимированное кобылье молоко. И еще в 2017 году фирма заняла первое место в номинации «Лучший органический продукт» на международном конкурсе в Гонконге. То есть у меня сырье очень хорошее, и даже уникальное, плюс с экономической точки зрения доступное мне по стоимости.

Даяна поясняет, что кобылье молоко по составу находится ближе всего к грудному человеческому, у него подходящая кислотность, в нем есть иммуноглобулины и аминоклислоты, которые способны поддерживать иммунитет кожи. А ведь кожа – самый большой орган человека, и от ее здоровья зависит многое в работе всего организма.

Она использует сублимированную форму вполне осознанно: у парного кобыльего молока сроки годности минимальные, процесс брожения начинается очень быстро. Всем это известно, ведь это свойство лежит в основе рецептуры казахского национального напитка – кумыса. А при помощи специальной технологии сублимации из молока удаляется жидкость, но сохраняются все остальные полезные вещества. Кстати, девушка пока не рекомендует использовать свою косметику для малышей: все-таки это натуральный продукт, который может вызвать аллергическую реакцию у детей, а их иммунитет пока не сформирован.

Но если с изюминкой девушка определилась сразу же, то получить проверенные рецепты косметики долго не удавалось: на то, чтобы довести все до ума, потребовалось почти 2 года. Оказывается, начиналось все со школьного научного проекта, который Даяна разрабатывала, учась в 9-м классе. Подобрать тему помогли мама и научный руководитель – учитель физики и экономики Гульнар Багимовна Нургазина. Назывался проект «От милосердия – к предпринимательству: разработка уходовой косметики на основе кобыльего молока».

– Я хотела помочь подросткам из неблагополучных семей – обеспечить им качественный уход за проблемной кожей, соз­дать доступную эффективную косметику. Постепенно идея трансформировалась, но я не отказалась от цели помогать сверстникам. Мне еще предстоит уделить большой блок благотворительности: часть косметики мы дарили, что-то реализовывали на ярмарках, и все это будет продолжено, – заверяет юная предпринимательница.

Конечно, самым интересным в работе над проектом был момент подбора нужных рецептов. Как признается Даяна, первое мыло она приготовила для себя и мамы – оно выглядело совершенно непрезентабельно, невкусно пахло. И все-таки в семье им пользовались, чтобы понять качества продукта. Со временем эксперименты с разными маслами, пропорциями, процедурами позволили добиться идеальной консистенции и нужных очищающих свойств.

Пока в линейке косметики от Даяны Мукиной представлены клинсер – мыло для лица, кофейно-молочный скраб для тела и гель для умывания.

– К сожалению, я не работала над проектом постоянно и неотрывно, – продолжает Даяна. – Все-таки учеба для меня на первом месте. Все делала дома: постоянно производила прототипы, искала информацию в Интернете, экспериментировала даже с упаковкой и этикетками. Безусловно, про­считывала и экономическую составляющую, потому что мне важно, чтобы этот проект был перспективным с точки зрения бизнеса. Свое будущее я планирую связать именно с предпринимательством, буду поступать в столичный вуз – меня интересуют экономика, маркетинг и менеджмент. Теперь могу сказать, что у меня есть первый опыт, и он удачный – сформирована своя клиентская база, перед праздниками всегда поступает немало заказов из других городов, например из Нур-Султана, Уральска.

Такой подход, когда сплетаются реальный бизнес и научные разработки, пусть и пока любительские, чаще всего и оказывается жизнеспособным. Оценило старания павлодарской школьницы жюри республиканского конкурса экологических стартапов, где Даяне Мукиной вручили грант в 750 тыс. тенге на развитие дела. Активно к этому девушка приступит после того, как сдаст ЕНТ. Кстати, в финале этого конкурса Даяна обошла даже магистрантов вузов, поскольку свои работы там могли презентовать казахстанцы от 14 до 35 лет.

В планах у нее не только расширение ассортимента и большая маркетинговая работа, но и оформление патента, необходимых сертификатов. Конечно, после того как были составлены окончательные рецепты, прототипы косметики «Сау Сұлу» сдавали на анализы для определения основных характеристик, например, кислотности, жирности, было получено и заключение дерматолога-косметолога. Но этого достаточно только на первом этапе, а ведь Даяна намерена арендовать производственное помещение, нанимать сотрудников.

– С первых дней своего проекта я все пробовала на себе и сейчас постоянно пользуюсь своей косметикой. И это было важным – обеспечить полное погружение, чтобы понять, как и что работает с точки зрения исследования, науки, бизнеса, – подчеркивает Даяна Мукина. – И за это время я убедилась, что в нашей стране масса возможностей для молодежи. Начинания, стартапы, идеи находят поддержку. Я сама учас­твовала в большом количестве разных мероприятий, форумов, бывала на стартап-площадках, так и завязывались контакты. Это ресурсы, это выход на инвестиции, главное – не сидеть на месте, а действовать.

Автор:
Екатерина Бескорсая, Павлодар
10:42, 27 Марта 2020
0
509
Подписка

Популярное