Главная страница

Руслан Джумахметов: Новая роль – это темная комната

На счету артиста и режиссера Руслана Джумахметова 45 ролей и 7 собственных постановок в Уральском драматическом театре им. А. Н. Островского.

Театр – это призвание!

Руслан Джумахметов – один из самых ярких молодых актеров Приуралья. Его востребованность зашкаливает: он задействован практически во всем репертуаре театра, увлеченно ставит детские сказки, ведет театральные аккаунты в социальных сетях, занимается с детьми и молодежью в творчес­ких студиях и кружках. Взял на себя и большую ответственность – восстановить богатую историю драматического театра им. А. Н. Островского, отмечающего в нынешнем году 160-летие.

...В его детстве театр появился рано. В микрорайоне, где он жил, тогда располагался Казахский драмтеатр, куда, будучи «своим», он ходил бесплатно. Поэтому решение стать артистом было принято Русланом лет в пять, и никаких мук выбора никогда не появлялось.

– Оказавшись в театре, я словно попал под поезд, и выбор профессии был предопределен, – вспоминает Руслан Джумахметов. – В 10 лет у меня был собственный театр во дворе, в котором я в основном играл роль Бабы-яги (еще так и не сыгранную во взрос­лые годы).

Чтобы заявить о себе, он даже пригласил журналистов. Городское телевидение сделало про него передачу, в местной газете вышла статья.

– Я понимал, что артист не может существовать без признания и успеха, в этом есть доля тщеславия, но в этом и суть профессии, которую выбрал, – философски размышляет Руслан.

Узнав о талантливом мальчике, его пригласили в театральную студию «Волшебная рампа», которую создала главный режиссер театра им. А. Н. Островского Оксана Малуша. Правда, Руслан пришел туда только спус­тя несколько лет, уже учась в 9-м классе.

– Оксана Михайловна подготовила меня для поступления в театральный институт, и поступить туда оказалось несложно, – вспоминает он. – Волновался, но был уверен в себе. Без штампов, без наигранных жестов... А это и требовалось.

После окончания института дипломированный артист рассматривал несколько вариантов развития событий, отправив заявки в Великий Новгород, куда уехали однокурсники, но там возник вопрос с гражданством, и в Пензу, положительный ответ откуда пришел слишком поздно, когда молодой актер уже был принят на работу в Уральский театр имени Островского. И лучшего сценария быть не могло.

Сам себе режиссер

– В Уральском театре есть внут­ренняя атмосфера, которая благотворным образом влияет на артиста, – говорит Руслан. – Когда приходишь сюда с удовольствием, когда нет внутренних конфликтов в коллективе, нет злости и зависти друг к другу, можешь заниматься любимым делом без оглядки на обстоятельства. Хотя, конечно, профессия артиста невозможна без ревности к чужому успеху. Редко когда кто-то искренне порадуется за тебя.

О том, как вышло, что артист по образованию вдруг стал режиссером, да еще и детских спектаклей, Руслан отвечает: так сложились обстоятельства.

– Во время учебы в Саратовском театральном институте в мастерской народного артиста РСФСР Григория Аредакова и заслуженной артистки РФ Эльвиры Данилиной мы делали так называемые зачины – большие массовые драматургически
выстроенные этюды, в которых участвовал весь курс. Я эти зачины терпеть не мог, потому что мне нужно было кого-то организовывать, кого-то настраивать, придумывать, режиссировать. Но когда работал второй сезон в театре, Оксана Михайловна Малуша предложила поставить сказку, и я согласился.

Дебютным спектаклем 22-летнего режиссера стала «Муха-Цокотуха». Всем известная сказка в стихах Корнея Чуковского, которую можно прочитать минуты за две, была превращена в яркий мюзикл, и вот уже много лет он воспринимается на ура маленькими зрителями.

– Я часто присутствую на своих детских спектаклях как зритель, наблюдаю за реакцией детей. Какая благодать идет от них! Они с восторгом смотрят на актеров, дарят цветы, обсуждают их, хотят познакомиться. Момент узнавания или, как я это называю, радость узнавания – настоящая живая отдача. На это способны только дети, – говорит Руслан Джумахметов. – Режиссер на детских сказках обычно остается в тени, хотя такие постановки – хорошая школа, можно учиться создавать характерных персонажей, найти зерно роли, быть интересным, запоминающимся, ярким. Это помогает в вечерних спектаклях делать острохарактерных героев. Но есть и опас­ность заиграться. Бывает, что, «пересидев» в сказках, во взрос­лом спектакле артист начинает играть Аленушку. Поэтому здесь нужно соблюсти баланс.

По его словам, режиссура – прежде всего умение коммуницировать, работать с артистами, с художником, со звуком, светом, костюмами. Все должно «помес­титься» в режиссере. Отсюда и необходимость постоянно совершенствоваться. Поэтому все эти годы он учился не только у главного режиссера театра, но и у признанных мастеров сцены из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, посещая постановки лично во время поездок в эти города, смотря канал «Культура» или YouTube.

Став режиссером детских сказок, Руслан преследовал и еще одну личную цель, которая может быть понятна только его коллегам. Если ты режиссер спектакля, то, как правило, не задействован в нем в качестве артиста, а значит, нет необходимости рано вставать в выходной день.

– Утро для меня – ужасное время суток, – с улыбкой говорит он. – Как все артисты, утром люб­лю поспать, недаром репетиции начинаются не раньше 11–12 часов утра. Поэтому я надеялся, что не придется подниматься ни свет ни заря…

Погружение в роли

Если в утренних спектаклях Руслан Джумахметов играет не часто, то отсутствие его в вечерних – скорее исключение из правил.

– Сейчас меня нет только в нескольких вечерних постановках. В основном репертуаре занят. Мои однокурсники шутили, особенно в первые два-три года работы, когда я был фактически один молодой артист в театре, что мне суждено переиграть весь мировой репертуар. В каждой шутке есть доля шутки, а правдой является то, что действительно за относительно короткое время после института произошло мое становление как актера, – говорит Руслан.

Но из-за обилия ролей у артиста появляется страх быть одинаковым.

– Я по гороскопу Рак, который, как известно, пятится назад. Час­то занимаюсь самоедством, – продолжает артист и режиссер. – При внешней уверенности, которую некоторые воспринимают как самоуверенность, я сомневающийся человек, переживаю за работу, за роли. Хотя, безусловно, в этом залог движения вперед.

Мне очень повезло, что у меня много хороших, удачных ролей, но каждая новая роль – это как входить со света в темную комнату. Сначала ты вообще ничего не видишь, потом привыкаешь, начинаешь различать предметы, ощущать пространство в темноте. Или как в первый раз войти в реку: вода прохладная, тело к ней еще не привыкло. Всегда ощущение неизведанности, безумный страх, что ты ничего не знаешь, словно школьник.

Мы сейчас репетируем новую постановку «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо. Для меня роль пока чужая… Это как надеть чужой костюм. Ты должен его присвоить, оживить, чтобы он смотрелся на тебе. Конечно, у нас с моим героем есть точки соприкосновения, не зря при распределении режиссер увидел меня в этой роли, значит, она чем-то близка, надо найти «похожести».

Руслан Джумахметов привык играть характерные роли, необыч­ных персонажей, у которых есть внешние особенности, манера речи, походка, отличающие его от других.

– Мне важно, какими будут костюм, грим, прическа, плас­тика, как персонаж будет говорить, – говорит он. – Часто роли складываются от внешнего рисунка к внутреннему. Люблю, когда режиссер придумывает интересную форму, и хочется ее наполнить, освоить, добавить объем и глубину. И в этом плане повезло: наш главный режиссер Оксана Михайловна Малуша идет от индивидуальности артиста, ничего не навязывая.

Руслан уверен: человек обладает разнообразными качествами, и задача артиста – вытащить какие-то из них наружу, всем на обозрение.

– Мы бываем и злые, и добрые, и гневливые, и безумные. В нас все есть, приходится это отыскивать в себе, чтобы быть живым, настоящим, не лживым, – рассуж­дает он. – На то человек и сложный организм, что в нем есть вся палитра чувств и красок, стоит только покопаться. Актеры – это психологи, мы ищем мотивировку поступков, внутренне оправдываем героя. Я чаще всего выступаю адвокатом своего персонажа, защищаю его, пытаюсь понять, почему он стал таким, какой есть.

К своим ролям Руслан относится как к детям. Ему трудно их судить или выбирать любимые. Но среди последних запоминающихся – две. В спектакле, который сами артисты назвали смешным до жути детективом «Цианистый калий: с молоком или без?», Руслан играет Энрике. Все герои этой постановки очень смахивают на членов семейки Адамс. Вторая роль – в «Женитьбе» Гоголя, где он – друг жениха Илья Фомич Кочкарев.

Немного отличается подход артиста к детским спектаклям, потому как дети ждут большей искренности, наивности, им понятно, кто хороший, кто плохой, где белое, где черное. Взрослые сразу принимают условия игры, но при этом более взыскательны, оценивают качество игры, способность перевоплощаться.

На связи со зрителем

При всей своей загруженности Руслан самостоятельно открыл и несколько лет ведет аккаунты театра Островского в социальных сетях, осознавая, что современный зритель нуждается в этом, желая знать о храме Мельпомены все.

– Я понимаю, что время движется вперед, и театру нужна мощная реклама. И как бы это банально ни звучало, реклама – двигатель прогресса. По наполненности зала, по количеству комментариев в соцсетях вижу эффект от такой деятельности. Instagram-страничка привлекает зрителей, спектакли проходят при аншлагах. Это отмечают адми­нистраторы, благодарят меня.

Страница в Instagram у театра появилась три года назад, но особенно активной она стала в последний год. В числе подписчиков – почти 10 тыс. человек.

– Когда я занялся соцсетями, многие высказывали сомнения. Но я никому ничего не объяснял, просто делал и сейчас могу сказать с уверенностью, что это было не зря. Коллеги из других театров говорят, что за нашей страничкой интересно следить, – рассказывает Руслан. – Все посты пишу сам. Если бы был специальный человек, СММ-менеджер, далекий от театра, зрители бы почувствовали фальшь, потому что это должен быть человек, любящий театр, «варящийся» в нем, ходящий на все спектакли, общающийся с артистами. Со мной дружат много фотографов, которые снимают спектакли совершенно безвозмездно, за это я благодарю их в соцсетях, делая рекламу. Единственное, кажется, чего мне не хватает, – дизайнерских навыков.

12 июля Руслану Джумахметову исполнится 30 лет. Несмотря на молодой возраст, он взял на себя сложную миссию – создать летопись старейшего театра в Казахстане. Он собирает материалы и фотографии, связанные с историей, хранящиеся как в самом театре, так и в местных архивах, а также надеется найти спонсоров, чтобы в конечном итоге выпустить книгу.

– Работать в театре, которому 160 лет, – большая ответственность, – уверен он. – Наш театр всегда был на высоте. В XX веке он переживал большой подъем, здесь работали режиссеры, имена которых хорошо известны в театральных кругах. Поэтому мы обязаны не быть хуже, не стать провинциальным театром, а быть интересным, живым, совре­менным.

Автор:
Марина Иванова
12:31, 11 Июля 2019
0
386
Подписка

Популярное