Ренессанс казахского танца, или Секреты этнической пластики

7538
Раиса Нуркашева, Алматы

Хореография из народа

«Народные танцы проявляются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа... Это подлинное явление искусства», – писал выдающийся мастер танца Игорь Моисеев. Казахский танец по праву называют самобытным, универсальным творением народа, отражением его многовековой истории. Благодаря сохранившимся наскальным рисункам можно прочитать историю зарождения казахского танца, вобравшего в себя творческую фантазию и глубину народных чувств.

Казахский танец стал главным героем одноименного фильма режиссеров Анвары Садыковой и Газиза Насырова, который они сняли на киностудии «Казахфильм» по заказу Министерства культуры и спорта. Документальная лента с элементами постановочных игровых съемок рассказывает историю казахского танца через судьбу юной танцовщицы, студентки Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева Жанель Улановой. Ее искренность и талант, несомненно, украсили картину.

Знакомство с Жанель начинается с ее рассказа: «В семье я самая младшая. Мои брат и сестра носят фамилию дедушки, а мне дали фамилию Уланова – по имени отца. Эту фамилию носила великая балерина Галина Уланова. И такое совпадение я восприняла как знак, что именно танцы – мое предназначение. Когда танцую казахский танец, я представляю себя в нашей родной степи. Если отпустить этот образ, то зритель сразу почувствует, что танец пустой. Держать образ – это и есть самая суть искусства рождения танца. Когда я поступила в хореографическое училище, стала познавать историю танца, то первым делом познакомилась с картиной, на которой была изображена девушка в казахском костюме, похожая на грациозного лебедя, плывущего по водной глади. Это была Шара Жиенкулова».

Шару Жиенкулову заслуженно называют родоначальницей казахской профессиональной хореографии. Режиссеры фильма продемонстрировали редкие кадры с выступлениями танцовщицы, чье творчество вошло в золотой фонд страны. Ее творческое наследие ценно тем, что Шара сама находила образы из народа. Так, одним из ярких момен­тов спектакля «Айман – Шолпан» с ее участием стал первый национальный казахский танец «Келиншек», который придумала и сама исполнила Шара Жиенкулова. Более того, она еще ввела многообразие красочных костюмов, когда, к примеру, танцевала девушку-джигита с плеткой или охотничьим луком или воплощала на сцене другие образы.

«Списывал с ног народных исполнителей»

До нас дошли имена самобытных танцовщиков конца XIX и первой четверти ХХ века. В фильме показаны уникальные кадры с Искаком Бижибаевым, исполняющим «Танец с табаком». Звучали имена Агаш-аяк (Рахымберды), Зарубая Кульсеитова, Абдиулы, прозванного Жынды Омаром, Жагибека Ибраева, Жынды Кара (Ахмет Берсагимов), Рахыма Асылбекова. И многих других хранителей народного искусства, передавших секреты этнической пластики. Импровизируя, каждый из них становился автором своего произведения, ведь они были вольны вносить свои приемы исполнения. И это обогатило танцевальную лексику казахского мужского танца.

С 1930-х годов начинается новый этап в развитии казахского танца. В связи с образованием профессионального театрального искусства создается сценический танец.

Одним из первых исполнителей-профессионалов стал Аубакир Исмаилов, артист богатого природного дарования, воплотивший характер казахского народа на театральной сцене. В 1939 году Аубакир стал основателем первого национального ансамбля в Казахстане. Позже совместно с первым профессио­нальным балетмейстером Казахстана Дауреном Абировым он выпустил книгу со своими зарисовками элементов казахского танца, которые, по его словам, «списывал с ног народных исполнителей». К слову, блистательный Даурен Абиров сыграл огромную роль в становлении казахского сценического танца. Его хореографическая постановка «Балбырауын» на музыку Курмангазы демонстрирует дух настоящих мужчин, воинов. Этот танец длился на экране меньше двух минут, но он был удивительно выразителен благодаря находкам и композиционным решениям мастера.

Однако вернемся к нашей героине Жанель. Она приехала на каникулы домой, в Семей: «Мне было 6 лет, когда мама привела меня в балетную школу. Первое время было трудно, многое не получалось. Но однажды на уроке педагог сказала, что единственная пятерка во всем классе у Жанель Улановой. И я почувствовала, что у меня словно выросли крылья: я могу танцевать!»

Благодаря танцу Жанель встретила талантливых, преданных искусству людей, у которых она продолжает многому учиться. От них она услышала историю первой казахской балерины Нурсулу Тапаловой, которая самостоятельно освоила пальцевую технику балета и первой среди казахских танцовщиц встала на пуанты. В балете «Бахчисарайский фонтан» в 1942 году она составила достойный дуэт с Галиной Улановой, исполнив партию Заремы. Художник Сергей Калмыков посвятил Нурсулу одну из своих замечательных картин.

Яркая сценическая внешность позволила Нурсулу Тапаловой создавать озорные образы в балетных и танцевальных постановках. Она вносила в них радость жизни, утверждая красоту и очарование. Самородок, обучавшаяся в Казахском музыкальном театре у знаменитых преподавателей Александра Александрова, Леонида Жукова, Александра Чекрыгина, она делала свои танцы грациозными и пластичными. Это продемонстрировали кадры танцующих Нурсулу Тапаловой и Алмаза Бекбосынова.

Симбиоз танца, науки и археологии

Свою яркую страницу в историю казахского танца записал старейший хореографический коллектив, основанный в 1955 году как ансамбль песни и танца Казахской ССР. Его концерт­ную программу составили народные песни и танцы, вокально-хореографические композиции, которые сохранились до наших дней. В 1989-м коллектив преобразовали в Государственный ансамбль танца «Салтанат». В его репертуаре более 150 концертных номеров, включающих в себя все многообразие хореографической культуры народов мира.

В 1969-м начал свою деятельность Государственный эстрадно-молодежный ансамбль «Гульдер». И казахский танец заиграл новыми красками. Голос за кадром, повествовавший об истории ­ансамбля, звучал на фоне танцующих Фирузы Жулимбетовой и Ларисы Мажикеевой – учениц знаменитых сестер Кияковых.

Свою неповторимую пластику привнес в казахский танец и основатель «Молодого балета Алма-Аты» Булат Аюханов. Не­оценимым вкладом в сокровищницу национального танца авторы фильма назвали и хореографическое наследие Заурбека Райбаева. Изящный рисунок, сложные композиции, неповторимый шарм его постановок и сегодня служат образцом. Кстати, для ансамбля «Салтанат» Заурбек Молдагалиевич осуществил великолепные постановки казахских танцев.

Энтузиастом восстановления другого легендарного танцевального ансамбля «Алтынай», его подлинно народного творчества стал бывший в конце 80-х годов прошлого столетия министром культуры Казахской ССР Узбекали Джанибеков. Сохранилось интервью худрука ансамбля Ольги Всеволодской-Голушкевич, которую пригласил Узбекали Джанибекович. Она рассказывала, как перед постановкой танцев изучала историю, традиции казахского народа, что такое, к примеру, торсык, для чего он предназначен. Ее интересовало, почему родился танец именно с торсыком – кожаным сосудом для хранения молочных продуктов? Таким образом, она стремилась вникнуть в суть казахского народного танцевального творчества.

Например, гастролируя и знакомясь с местными жителями, она в первую очередь старалась познакомиться с пожилыми женщинами – мастерицами народного казахского танца, которые знали и помнили знаменитых танцовщиков прошлого. «Кроме этого, мы использовали наскальную живопись, движения нарисованных на камне шаманов. В этом ключе поставлены «Баксы-воины», – рассказывала Ольга Всеволодская-Голушкевич. Главным для нее и коллектива, по ее словам, стал симбиоз танцевального творчества с наукой, историей и археологией.

Философия древних преданий

Даже в такой традиционной области, как национальная хореография, сегодня прорастают новые темы, вырабатывается новая лексика казахского танца. Известные хореографы сестры Габбасовы работают в жанре европейского танц-театра. Но это не помешало им поставить такой интересный спектакль, как «Тамыр». В его основу легли казахские народные обряды: разрезание пут, кырык су, ак жол, келин чай. А музыкальной основой послужили обрядовые песни, которые сестры собирали по всему Казахстану, записывали рассказы пожилых людей. Получился глубокий философский спектакль о любви к своей земле, о поиске пути и истоках.

Другой известный хореограф, основатель труппы современного танца «Самрук» Гульнара Адамова поставила спектакль «Жезтырнак» по мотивам древних казахских преданий. Здесь в сочетании с современной техникой родился новый яркий и динамичный пластический язык танца.

В Казахстане сегодня наблюдается настоящий ренессанс в области хореографического искусства. Появляются новые коллективы, создаются национальные спектакли.

Неудивительно, что молодой театр «Астана Балет» стал свое­образной творческой лабораторией поиска новых форм и развития танца. Его спектакль «Алем» продемонстрировал новый подход к традиционным сюжетам в области национального балета. А использование современных технологий породило удивительное и неповторимое зрелище. В театре работает одна из ведущих хореографов Казахстана Айгуль Тати, которая внесла свой вклад в развитие казахского танца. Также значительны работы другого хореографа Мукарам Авахри, которая создает один шедевр за другим...

В фильме приняли участие ведущие деятели казахского танца, среди них – Гайникамал Бейсенова, Тойган Изим, Гульжан Талпакова, Айгуль Тати, Айгуль Кульбекова, Фарида Алиева. Были показаны постановки педагога-хореографа Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева Анвары Садыковой, отличающиеся оригинальным почерком. Используя базовые элементы казахского танца, она реализовала на сцене миниа­тюру «Оживший петроглиф». И воплотила в танце самобытность и страсть, которыми полна казахская музыка.

Переосмысление и совершенствование пластики казахского танца продолжаются, рождаются новые элементы, оттачивается техника исполнения. Народную музыку продолжают танцевать, поднимая казахский танец на уровень классического.

Популярное

Все
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
«Откровенный бред и безумная ложь»: Раимбек Баталов выступил с заявлением по делу Бишимбаева
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Будут эксперименты – придут и достижения
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
О поддержке врачей и вейпах
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Зеленое строительство - вызов времени, тренд или необходимость?
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Открыли ящик Пандоры
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Военнослужащие Нацгвардии заготовили и уложили более одного…
За границей ценят пользу жетысуских трав
Новаторы степных просторов
Учеба и работа в одном флаконе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]