Разбирают как горячие пирожки

1065
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

Кадры для «простой» экономики

– Ну и что ты хотела от меня услышать?

Дэн смотрит нетерпеливо. У него всего несколько минут на разговор, и он об этом честно предупреждал, когда мы созванивались насчет встречи. Дэн – для друзей, а по документам парня зовут Даурен. Три года он работает шеф-поваром в усть-каменогорском кафе, известном форматом fast casual, то есть быстро и демократично. За это время круг его знакомых вырос, он отлично перенял американскую манеру общения со всеми на ты. И главное – он понял, чего хочет в жизни.

– Да, круто поменял жизнь, – подтверждает парень. И тут же коротко рассказывает, почему он, еще в недавнем прошлом толковый программист, решил переквалифицироваться в повара. За два года просиживания за монитором он понял, что ему это неинтересно. Вообще не его занятие. Захотелось чего-то живого, яркого. Нашел учебный центр, в котором набирали группу поваров. Когда там посадили с тетрадкой за парту, как в школе, он собрался бросить. Но потом дело дошло до практики, и первое, что он подумал, это сколько ж времени зря потерял.

– Надеваю форму, захожу на кухню – я могу приготовить любое блюдо, по любому рецепту, – говорит кулинар. – Это кайф!

Даурену пора возвращаться на рабочее место. Задаю последний вопрос: каким он видит себя в будущем?

– Хочу поработать в разных странах на Востоке и на Западе, накопить денег, посмотреть планету, – отвечает парень. – Люди, которые умеют накормить, нужны везде.

С последним точно не поспоришь. Только в Восточном Казахстане колледжи и учебные центры ежегодно выпускают больше 12 тыс. специалистов по рабочим профессиям. Трудоустройство составляет от 75 до 90%, но как ни зайдешь на местные сайты – каждый день море объявлений о наборе строителей, электриков, бухгалтеров, слесарей, мебельщиков, поваров… Как утолить этот кадровый голод?

За ответом иду в усть-каменогорское агентство – учебный центр Renaissance. Поднимаюсь на нужный этаж – сразу понятно, что главный контингент здесь женщины. В кабинетах уютно, возле компьютеров горшочки с цветами, на полках – сувениры.

– Да, у нас в основном учатся женщины, причем любого возраста, от 17 лет и до 60, – подтверждает директор агентства Айнур Акжигитова. – Мы ведем курсы бухгалтеров, поваров, швей, парикмахеров, визажистов, кондитеров… По профессиям так называемой «простой» экономики. Вот только что звонила одна потенциальная клиентка, спрашивала, куда пойти, чтобы точно получить работу. Я говорю – на кондитера, там спрос огромный. Кондитеров берут, не глядя на возраст.

В открытую дверь офиса заглядывает смуглый парень. «Здесь учат на поваров?» – осведомляется он. Через полминуты выяс­няется, что молодой человек, прибывший из Аягозского райо­на, ищет в городе возможность быстро и главное бесплатно получить профессию. Айнур Амангалиевна дает ему адрес Центра занятости – как раз сейчас, в январе-феврале, в нем формируют списки тех, кто может пройти обучение по госпрограмме развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». Занятия в учебных центрах по всей области начнутся с марта, а значит, парню надо поторопиться, чтобы попасть в список обучающихся бесплатно.

По словам директора, мужчины вообще охотно идут на поваров. У них стопроцентное трудо­устройство. Кафе и рестораны берут их на постоянную работу еще во время практики. В отличие от женщин, парни поднимут любую кастрюлю, принесут мешок с мукой, если надо, выйдут в ночь, до дома сами доберутся. Самое любопытное, у многих молодых людей на кухне меняется характер. Если в учебный центр иные приходят с негативом, то в униформе повара они добреют и раскрепощаются. Начинают выкладывать в Instagram гламурные снимки с рецептами блюд.

– Потому что у них настроение хорошее, они занимаются любимым делом, – смеется директор. – В 2018–2019 годах только наше агентство выпус­тило больше 500 человек по прог­рамме «Еңбек». А сколько таких учебных центров по региону? И все равно кадров страшно не хватает. Работодателей куча, они слезно просят: дайте нам швей, поваров, парикмахеров. Выпускников с руками и ногами отрывают. Из кондитерских цехов звонят: «На практику сразу к нам отправляйте, мы дадим зарплату, лишь бы у человека было желание работать». Постоянно спрашивают модельеров-закройщиков. Недавно обратилась хозяйка ателье, у которой свой бренд. Говорит: «Дайте закройщицу с фантазией, если девушка креативная, я готова взять ее в партнеры».

Помимо кабинетов для теоретических занятий в центре действуют ателье, студия маникюра, а на соседней улице арендован салон красоты. В свое время их открыли, чтобы обеспечить курсантам практику. Но для некоторых выпускниц «дочки» агентства стали постоянными рабочими местами.

Заглядываю в студию. Здесь почти релакс: одна посетительница и одна мастер, которая трудится над маникюром. Как пояс­няет директор, такое затишье – редкость. Как только нач­нется учеба, пойдет движуха с утра до вечера. На какое-то время, по словам Айнур Амангалиевны, выпускники трудоустраиваются у них, остаются при центре, нарабатывают круг клиентов. И потом уходят трудиться на себя. Ничего плохого в этом нет. Напротив, преподаватели только «за», когда вчерашние ученицы вырастают в индивидуальных предпринимателей. В нынешнем году в центре планируют объединить в команду 4 девушек, которые придут на курсы маникюра, наращивания ресниц, стрижки и татуажа. Им помогут с бизнес-планом для получения гранта по госпрограмме «Еңбек». И если повезет, они смогут получить по полмиллиона тенге и открыть салон.

По той же причине в агентстве задумали открыть свой кондитерский цех – курсанты смогут попрактиковаться в выпечке, пройти мастер-классы, освоить искусство украшения тортов и пирожных. А дальше – начать свое дело.

– Возьмут у нас документ, что прошли теорию и практику, что окончили курсы, откроют ИП и будут работать на себя, – рассуждает директор. – Почему на кондитеров такой спрос? В крупных цехах текучка. Женщина должна мешок муки притащить, тесто вручную замесить, выйти в ночную смену. Вот она поработала, приобрела опыт и думает: а почему бы мне не зарабатывать самой? И уходит. Я вам точно говорю: сегодня все хотят работать только на себя.

Кто для дела, а кто «халявы» ради

На сегодня по Казахстану около 100 профессий, которым можно обучиться на краткосрочных курсах по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Государство предоставляет возможность получить бесплатно дополнительное образование. В Центре занятости Усть-Каменогорска в таком списке значится 20 наиболее востребованных в регионе профессий. В том числе 5 «топовых», где люди нужны всегда – повар, швея, парикмахер, газоэлектросварщик, тракторист-машинист. В текущем году руководители учебных центров предложили Палате предпринимателей Восточного Казахстана расширить список бесплатных курсов, позволяющих получить грант и начать свое дело. ­Айнур Акжигитова сходу называет несколько: дизайн одежды, дизайн мебели, графический мультимедийный дизайн, SMM-менеджмент, дизайн интерьера, аудио-, видеооператоры и монтажеры, фотографы и видеографы. Правда, тут же признается: у работодателей эти профессии пока мало востребованы, да и с преподавателями непросто.

– Сама подумай, какой смысл брать преподавателей из университетов? – рассуждает директор. – Они уходят в теорию, и толку никакого. Как на предприятии выбирают бухгалтера? Усаживают рядом за компьютеры девушку с дипломом вуза и женщину с корочкой наших курсов. Дают задание в прог­рамме и смотрят, кто выполнит быстрее и без ошибок. Берут ту, что справилась лучше. И не смотрят, какой у нее документ об образовании. В наших учебных планах нет «воды». И преподавателями мы берем людей с производства, практиков. Не все соглашаются, но мы мотивируем, убеждаем, что нужно делиться опытом. У нас модельеров-закройщиков, например, учит женщина с 30-летним стажем. У нее клиентов море, казалось бы, зачем ей курсы? Но она переживает за профессию, говорит: «В Усть-Каменогорске в ателье остались только мои подруги, всем за 60 лет, мы уйдем, кто шить будет?»

Какой контингент приходит на курсы по программе «Еңбек»? Айнур Амангалиевна разводит руками: очень разные люди. Есть такие, кто целенаправленно ищет, что можно поиметь за счет государства. Они получают стипендию больше 16 тыс. тенге, еще около 10 тыс. тенге на проезд. Трудоустраиваются, месяц-два поработают и… увольняются. И так каждый год. Закон им это позволяет. Много мам-одиночек, они самые мотивированные на получение профессии: им на­деяться не на кого, надо ребенка поднимать, зарабатывать. Большинство молодых женщин первый год трудятся за зарплату или за проценты, а дальше открывают свое ИП.

Есть патологические лентяи – эти и учатся из-под палки, и работать не хотят, прячутся, отключают телефоны. В агентстве в пример привели жалобу коллеги, занимающейся курсами по автомобильному делу. Из 10 человек, получивших направление на курсы автоэлект­риков, четверо не появляются, жены их по несколько дней не видят. При этом по контракту с государством именно учебный центр несет ответственность за то, чтобы курсанты присутствовали на занятиях и затем были трудоустроены. Сами учащиеся ни за что не отвечают. Получается, заключают в агентстве, выпускники запросто могут не выходить на работу, хотя на их обучение потрачены бюджетные средства и на них рассчитывает работодатель.

– Всякого хватает, – признается директор. – Многие даже забывают, как ручкой писать. Долго слушать не могут, засыпают. При трудоустройстве начинаются капризы: «далеко от дома», «хочу график до 17.00», «коллектив не нравится». Приходится объяс­нять, что они пришли не прохлаждаться.

Отдельная категория – люди в возрасте. У них большое желание освоить профессию, работать, но и комплексов не меньше. Бывает, женщины в слезы кидаются, что не все поняли, не так усвоили, что-то у них не получается. Преподаватели для них выступают еще как психологи. Начинают самооценку поднимать, заставляют поверить в себя. Объясняют, что работодателю нет разницы, сколько лет сотруднику, главное, чтобы он хорошо работал.

– На бесплатные курсы люди ходят всегда, независимо от того, зима или лето, – заключает директор. – Мы не ведем специальную статистику, но могу из прак­тики сказать, что на обу­чение по «Еңбек» не приходят только многодетные мамы. Наверное, им с детьми забот хватает, не до того, чтобы учиться, голова другим занята. Однако, если мамочки захотят выйти из дома, чтобы зарабатывать, они всегда будут востребованы. Как бы то ни было, каждый день люди обедают, покупают выпечку, каждая женщина раз в месяц красит волосы, делает стрижку, маникюр, педикюр. Эти профессии всегда были востребованы и останутся таковыми. Обучись, открой свое предприятие, зарабатывай. Себе – польза и государству – прибыль.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]