Пункт назначения

828
Инеш Бержанова

В добром здравии

Надо сказать, что расследование по этому делу еще не окончено. Однако общественность уже давно выдвигает свои варианты развития событий, склоняясь к человеческому фактору. Ведь водитель не мог не видеть стоящие впереди машины. И вероятней всего, у него возникли проблемы со здоровьем.

Между тем все водители, выходя в рейс, проходят медицинское освидетельствование. Как они его проходят, это уже другой вопрос.

Впрочем, в ответе на наш зап­рос ТОО «Астана LRT» заверяет, что открыть смену, получить маршрутный лист и сесть за руль водитель может лишь в том случае, если алкотестер покажет отрицательный результат. При этом в норме должны быть все жизненно важные показатели, такие как температура, артериальное давление, число дыхательных движений и час­тота сердечных сокращений водителя.

Кроме того, их обязуют проходить ежегодный медицинский осмотр всех узких специалистов. Но, как отметили в «Астана LRT», после смертельного ДТП регламент трудовых взаимоотношений будет пересмотрен, и такой скрининг водители будут теперь проходить дважды в год.

К слову, случившееся происшествие послужило толчком к пересмотру всей работы общественного транспорта в Нур-Султане. В акимате столицы прошло даже специальное заседание, где был представлен проект Плана мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на городском пассажирском транспорте. Так вот на этом заседании в том числе было озвучено предложение по проведению комплексного забора анализов у всех водителей и консультантов на предмет выявления наркотических средств, фактов хронических заболеваний, включая гипо- и гипертензию.

Отметим, что после проведения этого заседания была создана рабочая группа, которая занималась разработкой рекомендаций по повышению безопасности на дорогах. И одним из важных ее решений стало предложение по оснащению помещений, где проводится медицинский осмотр водителей и техосмотр машин, камерами видеонаблюдения. В итоге практически сразу во всех 8 автопарках столицы на обозначенных площадках владельцами установлены видеокамеры.

Тише едешь, дальше будешь

В числе предлагаемых нововведений прозвучало и предложение об ограничении скоростного режима на специальных полосах Bus line. В частности, говорилось о том, что в попутном направлении основного потока скорость автобусов не должна превышать 40 км в час, а во встречном – еще на 10 км меньше.

Пока этот вопрос на рассмот­рении, но в управлении административной полиции уже говорят о том, что благодаря этому нововведению ситуация на дорогах может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что водителей общественного транспорта, как правило, привлекают к ответственности именно за несоблюдение скоростного режима. То есть, помимо дозволенных 60 (!), они позволяют себе ехать быстрее. И это при том, что за спиной у них может быть 30, а то и больше пассажиров.

Понятно, у них свои графики и режим, но это не оправдание, если речь идет о здоровье и жизни граждан.

Судите сами, из 634 выявленных уже в нынешнем году правонарушений Правил дорожного движения со стороны водителей пассажирского транспорта 268 – несоблюдение скоростного режима.

– Сейчас разрабатываются рекомендации для улучшения ситуации в сфере обеспечения безопасности на общественном транспорте, – говорит Сымбат Шокытаев. – И мы считаем одной из действенных мер ограничение скоростного режима на отдельных участках полос, предназначенных для движения автобусов.

К слову, на трех участках дорожной сети города соответствую­щие знаки об ограничении скорости уже установлены. Причем решение об их установке именно в этих мес­тах принималось лишь после тщательного анализа ситуации за определенный промежуток времени.

Что же касается остальных полос, то иной раз приходится лишь уповать на благоразумие водителя, которого в случае правонарушения пускай не в этот момент, но все-равно привлекут к ответственности. Останавливать общественный транспорт во время прохождения маршрута работники дорожной полиции не полномочны. Но благодаря видеофиксации они могут зарегистрировать правонарушение и привлечь к ответственности нерадивого водителя уже по возвращении в автопарк.

– Недавно, к примеру, мы проводили оперативно-профилактичес­кое мероприятие «Автобус». Во время подобных ОПМ мы проверяем любого водителя на наличие соответствующих документов, а главное, можем присутствовать при предрейсовом осмотре транс­портных средств, состояния здоровья водителей, – продолжает Сымбат Шокытаев. – Правда, это лишь временное вмешательство в жизнь автопарков. Но теперь большие надежды мы возлагаем на камеры видеонаблюдения.

Согласно сведениям, предос­тавленным в управлении административной полиции ДП Нур-Султана, по вине водителей общественного транспорта всего за 3 месяца текущего года в городе совершено 5 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых участники получили телесные повреждения или скончались. При этом в УАП отмечают снижение по числу ДТП, поскольку за аналогичный период прошлого года зарегистрировано 7 подобных дорожно-транспортных происшествий.

– В то же время есть стопроцент­ный рост по числу погибших, ведь в прошлом году их вообще не было, – комментирует заместитель начальника управления административной полиции ДП Нур-Султана Сымбат Шокытаев.

...И водителям нелегко

Существует в этом вопросе и другая сторона медали. Ведь водителям приходится работать в крайне тяжелых условиях городского режима движения. При этом рабочий день у них составляет 12 часов. И это не считая затраченного времени на то, чтобы добраться до работы и обратно домой. Правда, работать они должны посменно – сутки через сутки. Но даже так нагрузка выходит немаленькая, поскольку отдых в пределах 30 минут они могут себе позволить только по прохождении двух кругов по маршрутной линии.

Немало вопросов и к организации маршрутов общественного транспорта. Так, при движении со стороны улицы Сыганак в районе остановки «Кардиологический центр» с левым поворотом на улицу Керей и Жанибек хандары организовано 5 маршрутов. И все они осуществляют маневр перестроения с крайней правой полосы на крайнюю левую. Получается, через 3 полосы на дис­танции 70 (!) м. Естественно, это создает конфликтные ситуации, напряжение, а иногда и аварии на перекрестке.

Аналогичная ситуация наб­людается и на участке улицы Мәңгілік Ел со стороны моста М1 в сторону улицы Кунаева – это остановка «Дом министерств». Здесь с правым поворотом организовано 9 (!) маршрутов. В каждом из них задействовано не менее 5 единиц транспорта. Причем интервал движения составляет 1–1,5 минуты. При такой организации маршрутов автобусы осуществляют маневр перестроения с крайней левой полосы на крайнюю правую. И все это через 3 полосы на дис­танции 110 м.

По мнению представителя УАП, это не может не создавать дополнительную психологическую нагрузку на водителя, который и без того устает за многочасовую смену. А ведь иной раз ему приходится контролировать и салон. Как известно, сейчас в Aстана LRT постепенно пытаются перейти на безкондукторное движение автобусов. По мнению инициаторов предложения, «это не повод для того, чтобы водитель отвлекался от дороги, ведь существуют строго установленные правила для пассажиров и для водителя».

Они же напоминают о том, что посадка должна проходить иск­лючительно через переднюю дверь, а пассажирам настоятельно рекомендовано заблаговременно приготовить транспорт­ную карту или деньги за проезд.

– Расчет за проезд наличными производится водителем иск­лючительно на остановочных пунктах, а не во время движения автобуса, – комментирует руководитель службы по связям с общественностью ТОО «Астана LRT» Науат Азанбаева. – Выход пассажиров осуществляется через среднюю и заднюю двери автобуса. Выполнение всех предписанных правил полностью исключает недоразумения между горожанами и водителем.

Согласитесь, что при таком раскладе вопросов быть не должно. Но пока это лишь идеальный вариант, к которому мы, похоже, стремимся. На деле ситуация не всегда соответствует протоколу. То люди, не понимая водителя, скопом идут через среднюю дверь, то водитель не открывает переднюю, чем приводит их в замешательство, то, позабыв приготовить карту, рассеянный гражданин задерживает автобус в поисках пластиковой «подружки», то водитель, зах­лопнув дверь перед носом опоз­давшего гражданина, быстрей уезжает прочь.

Далеко ходить не надо. Стоит зайти на просторы того же Facebook, и все станет ясно. Благо сейчас появился еще городской центр мониторинга и оперативного реагирования iКomек. Именно здесь принимают теперь на себя первый удар недовольных граждан.

Так, в списке наиболее по­пулярных жалоб значатся несоблюдение скоростного режима (что и требовалось доказать) и некорректное поведение экипажа. А еще интерес вызывает обилие поступающих обращений по вопросам использования транспортных карт. Кто-то недоволен тем, что не может пополнить карту, кто-то не разберется, почему наличными нужно платить больше, а кто-то и вовсе не может понять, зачем их ввели, «взбаламутили» население…

Пассажирский ликбез

В официальном ответе на наш запрос «Астана LRT» комментирует вышеуказанные замечания следующим образом: с помощью транспортной карты осуществляется регистрация проезда пассажиров. При этом сама валидация каждого пассажира дает наглядную статистику, которая позволяет определить и рассчитать объем пассажиропотока в определенное время суток, нап­ример в часы пик. Такой расчет, по мнению разработчиков проекта, необходим для оптимального планирования маршрутных схем.

В итоге, благодаря дифференцированному подходу при оплате наличными или картой, на сегодня уже 96% жителей города пользуются электронной системой так называемого обилечивания в общественном транспорте.

– Основной целью введения системы электронной оплаты проезда в общественном транс­порте является прозрачность денежного оборота, – поясняет Науат Азанбаева. – Данная сис­тема позволила перевозчикам вывести из теневой экономики 30% дохода от пассажирских перевозок.

Что касается жалоб относительно существующих механизмов пополнения транспортных карт, Науат Азанбаева добавляет: «Конечно, мы понимаем, что процесс работы над расширением сети пунктов моментального пополнения транспортных карт идет медленными темпами. Однако ежедневно в разных районах города появляются новые пункты. И сегодня мы видим, насколько этот способ удобен горожанам. Он не требует активации, а пополнение баланса транспортной карты происходит мгновенно».

Не оставляют без внимания в ТОО и жалобы на некорректное поведение водителей. Они приз­нают, что не все водители, к сожалению, обладают идеальной техникой вождения общественного транспорта. Бывают и те, кто нарушает правила, причем не только дорожного движения, но и элементарного общения с пассажирами.

– Каждый случай разбирается в индивидуальном порядке, и в зависимости от степени тяжести водитель штрафуется, отп­равляется в Центр квалификации специалистов транспорта на переобучение с последующей экзаменацией, отстраняется от работы или увольняется, – говорит Науат Азанбаева.

Вместе с тем ежегодные курсы повышения квалификации должны проходить водители всех автопарков, а это больше 1 500 человек. К слову, только по итогам I квартала текущего года обучение прошли и подтвердили свою квалификацию 300 водителей. В обучающий модуль входили культура общения, знание города, оказание первой медицинской помощи, знание ПДД и законов.

В то же время это не говорит о том, что в водители идут совершенно неподготовленные люди. Согласно правилам приема на работу, водительский стаж кандидата должен составлять не менее 5 лет. Кроме того, им нужно пройти дополнительный курс обучения в Центре квалификации специалистов транспорта, после чего предстоит сдать экзамен по теоретическим и практическим навыкам и умениям. Но главное, обязательным условием является прохождение каждым кандидатом психологического тестирования, в том числе определяющего степень концентрации внимания, скорость реакции и стрессоустойчивость.

Вместо заключения

Возвращаясь к трагедии, прои­зошедшей 26 марта в Нур-Султане, напомним, что разбирательства продолжаются. Правда, они уже не вернут молодую женщину-пассажирку и 53-летнего мужчину-водителя, погибших в том ДТП. Остается надеяться только, что эта трагедия станет уроком всем остальным водителям и владельцам автопарков, причем не только на городских, но и междугородних маршрутах.

Еще свежи воспоминания о страшном ЧП в Актюбинской области, когда заложниками загоревшегося автобуса стали 52 человека. Они не выбрались из огня…

Тогда в МВД развернулась большая работа по проверке автобусов на предмет соответствия их технического состояния выездам на дальние расстояния, выявления водителей без документов, транспортных средств, не обеспеченных предметами первой необходимости в дороге. Были выявлены тысячи нарушений Правил дорожного движения в рамках осуществления пассажирских перевозок. Но стало ли это уроком?

…Согласно последним данным Министерства внутренних дел РК, только за март текущего года по вине водителей автобусов зарегистрировано 107 ДТП. Число погибших – 15 человек, получивших ранения – 177…

Популярное

Все
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
В бане мыли миллионы
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Памятники и сакральные места Мангистау очищают от следов «активного отдыха»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Примером стали шахтеры-тысячники
Казахстанские программисты помогают незрячим людям освоить алфавит, языки и слушать музыку
Если вода не поднимается – это уже хорошо
В Семее начнут издавать книги шрифтом Брайля на казахском языке
Когда в молоко попал финик:в Таразе освоили выпуск натурального напитка, способного потеснить энергетики и газировку
В Казахстане сократят срок исковой давности к материалам в СМИ
В Уральске в усиленном режиме укрепляются объекты инженерных коммуникаций
Ветераны-«афганцы» вместе с молодежью навели порядок в парке Победы в Конаеве
О транспорте, исторической памяти и работе журналистов
В ФРГ арестовали членов международной банды контрабандистов
Панарин завоевал историческую лицензию на Олимпиаду по бадминтону
Глава МЧС высказался о неготовности госорганов к борьбе с природными пожарами
Сам не умеешь – поучи другого!
Вода в Тоболе в приграничном с Казахстаном Кургане поднялась почти до одного метра
Рукодельницы-волонтеры украшают столичные парки в технике ярнбомбинг
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Бишимбаев намеренно затягивал досудебное расследование - следователь
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
В «Сталлите» готовы работать в три смены
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
Ежегодно объем ледников сокращается на один процент
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образов…
Реформы в РК интегрируют права человека в саму ткань управл…
У жамбылских аграриев нынче большие планы
Казахстан достиг прогресса

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]