Главная страница

Прекрасное остается с человеком

Весной мы рассказывали, как Казахская национальная академия хореографии стремительно поменяла формат работы и решительно ушла в онлайн. Дистанционное образование там, где его представить в принципе невозможно, оказалось успешным проектом, открывшим новые форматы для творчества.

Отчетная встреча ректора Казахской национальной академии хореографии Алтынай Асылмуратовой, как и наше интервью, прошло в режиме онлайн. Однако бесконечно находиться на удаленке невозможно. Особенно, когда тебя ждут балетные залы, станки и требовательные хореографы. Педагоги бьют тревогу: долгий отрыв от «живых» занятий негативно отразится на профессионализме обучающихся. Необходимо как можно скорее вернуть обучающихся в классы.


Онлайн актуальный формат теперь даже для хореографии. Как академия пережила карантин в творческом плане? Что сложнее для педагогов и учеников: отсутствие возможности контактировать друг с другом или невозможность встретиться со зрителем? Может ли онлайн в обоих случаях заменить живое общение?

– С начала пандемии, а это ни много ни мало уже больше полугода, весь мир вынужден жить в новых реалиях. Для нас, как для учебного заведения, переход на дистанционное обучение стал большим вызовом. Буквально на ходу пришлось перестраивать не только образовательный процесс, но и экзаменационную сессию, защиту дипломов и даже работу приемной комиссии.

Мы уже можем сказать, что освоили новые правила «карантинной» жизни, однако долгий отрыв от «живых» занятий с педагогами, несомненно, негативно отразится на профессионализме будущих артистов балета. Ведь обучение технике хореографии предполагает занятия только в балетном зале под пристальным взглядом преподавателя.

В обычное время будущие артис­ты балета каждый день посвящают полтора часа уроку классичес­кого танца, который состоит из экзерсиса у станка, на середине зала, прыжков, а в женском классе еще и пальцевой техники на пуантах. В нынешних условиях педагогам стоит большого труда дистанционно направлять ребят. Ученикам приходится выполнять непростые задания самим и не у всех в домашних условиях имеется достаточно пространства для практики.

У нас учатся исключительно одаренные дети, и в балетном зале хореографы проводят ювелирную работу, оттачивая мастерство каждого воспитанника, чтобы раскрыть весь его талант. Очень важно не упустить время в процессе формирования профессионализма обучающихся, и сейчас необходимо как можно скорее вернуться в классы, чтобы сохранить целое поколение будущих артистов казахстанского балета.

Что касается внимания зрителей, хотелось бы отметить, что профессиональная практика и участие в постановках на сцене крупнейших театров Astana Opera, «Астана Балет», Театра оперы и балета им. Абая и других – важнейшая составляющая учебного процесса. Однако наши воспитанники все же еще не профессио­нальные артисты, и поэтому на первом плане – процесс обучения.

Алтынай Абдуахимовна, а что бы Вы назвали главным достижением этого сложного периода? И какую цель считаете приоритетной в новом учебном году?

– Несомненно, прошлый учебный год, несмотря на карантин, был весьма плодотворным – мы радовались достижениям наших педагогов и обучающихся. Представители академии завоевали 15 наград на крупных международных конкурсах и фестивалях, из них четыре Гран-при.

Так, особой гордостью стала победа на Всемирном фестивале национальных культур и искусств World Folk Vision. По результатам народного голосования и решению Международного профессионального жюри, из 3 950 творческих коллективов, представлявших 115 стран, почетное 2-е место присудили воспитанникам Казахской национальной академии хореографии с композицией «Аққулар».

В основе качественного образования наших учащихся – профессионализм профессорско-преподавательского состава академии. В прошлом году ряд наших ведущих педагогов-хореографов были удостоены почетных званий и государственных наград. Мастерство педагогов академии по достоинству оценивается зарубежными коллегами. Показателем этого является, например, то, что Светлана Кокшинова провела обучающий мастер-класс для воспитанников токийской балетной школы «София», старший педагог Анвара Садыкова – для обучающихся Пекинской академии танца и Хенньянского педагогического университета в Китае, а Диана Агзамова – для будущих хорео­графов из Римской национальной академии танца.

Успешная творческая деятельность и достижения наших педагогов и воспитанников подтверж­дают, что академия становится кузницей высокопрофессиональных артистов балета. В пользу этого говорит и почти 100% трудоустроенность выпускников.

Как Вы знаете, идея создания такой уникальной балетной академии принадлежит Первому Президенту Казахстана – Елбасы
Нурсултану Абишевичу
Назарбаеву. Основной миссией академии было обозначено возрождение национальных традиций и интеграция казахской культуры с реалиями развития мирового балета. И по сей день нашей приоритетной задачей является подготовка талантливых артистов балета, которые будут прославлять Казахстан по всему миру.

Академия прошла процедуру международной аккредитации. Что это дает учебному заведению? Какие из международных требований оказались наиболее сложными и с чем, наоборот, удалось справиться без проблем?

– Совершенно верно, в текущем году Казахская национальная академия хореографии успешно прошла важную процедуру проверки в Независимом агентстве аккредитации и рейтинга. Подготовка к международной аккредитации была сопряжена с пересмотром всех действующих документов и их обновлением. В рамках проверки экспертная комиссия подробно ознакомилась с учебной инфраструктурой академии, материально-техническими ресурсами, профессорско-преподавательским составом, а также провела беседы с обучающимися, выпускниками и с представителями работодателей.

Эксперты дали высокую оценку интеллектуальному, творческому, духовному и инновационному потенциалу академии, тем самым подтвердив соответствие деятельности учебного заведения требованиям стандартов международного образовательного пространства, что, безусловно, вызывает у нас гордость.

В академии в Нур-Султане обучаются граждане других государств, что привело их в Казахстан? Что уникального они могут получить именно здесь?

– Действительно, в Казахской национальной академии хорео­графии обучаются иностранные студенты. На сегодняшний день их 18. Среди обучающихся есть граждане Японии, Кыргызстана, России, Узбекистана и Эстонии. Учитывая, что наша академия распахнула свои двери всего 4 года назад, это достаточно хороший результат.

В первую очередь уникальность обучения заключается в том, что Казахская национальная академия хореографии – это первое высшее учебное заведение не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии с полным циклом многоступенчатого профессионального хореографического образования. Иными словами, в стенах нашей академии воспитываются высококвалифицированные специалис­ты со школьной скамьи до уровня докторов наук.

Мы с уверенностью можем сказать, что уже сейчас, спустя всего 4 года работы, Казахская национальная академия хореографии являет собой новый национальный бренд страны в танцевальном и балетном искусстве. Наше образование соответствует международному уровню, и, конечно же, иностранных студентов очень привлекает богатое культурное наследие казахского народа.

Однако прежде, чем стать студентами нашей академии, иностранные претенденты так же, как и казахстанцы, проходят процедуру тщательного кастинга. Отбор проходит либо онлайн через видеопрезентацию, либо наши ведущие специалисты по приглашению выезжают в зарубежные балетные школы. Набор студентов ведется очень строго, никаких послаблений для иностранных обучающихся не преду­смотрено ни при поступлении, ни во время учебы. В этом и есть наше качественное отличие!

Сегодня во многих сферах идет масштабная переоценка ценностей. Во всем мире люди понимают, что медицина требует большего внимания, это необходимо для выживания человечества. Как Вы считаете, какова будет роль искусства в условиях нового мира? И не получится ли так, что первоочередные потребности человека вытеснят на второй план все то, что дает людям высокое искусство?

– В связи с пандемией у людей произошла определенная пере­оценка ценностей. Еще год назад мы не могли и предположить, что все страны закроют свои границы, что даже прогулка во дворе, общение с коллегами и поход в гости к близким людям станет непозволительной роскошью в нашей повседневной жизни.

К счастью, отныне труд врачей ценится по достоинству. В свете глобальной угрозы человечеству, все, кроме жизни и здоровья людей, стало второстепенным. Однако не стоит забывать, что культура – это основа нашего нравственного воспитания. Без сохранения традиций и культуры любой народ потеряет свою уникальность, идентичность и целостность. История показывает нам, что театры ставили спектак­ли даже в тяжелые военные годы. И это было возможно благодаря самоотверженному и неустанному труду деятелей искусства.

Сейчас мы наблюдаем, что пандемия, напротив, сделала мир искусства более открытым и достижимым. Крупнейшие теат­ры, музеи и библиотеки мира выкладывают в открытый доступ свои постановки, проводят онлайн-туры и дают возможность всем людям соприкоснуться с уникальными произведениями искусства в виртуальном мире.

Важно, чтобы каждый человек, пытаясь сохранить в своей пост­коронавирусной жизни лишь самое значимое, не «выбрасывал за борт» такие общечеловеческие ценности, как доброта, сострадание, уважение и любовь к традициям и культуре своего народа.

Автор:
Кирилл Пяртель
08:54, 1 Октября 2020
0
431
Подписка

Популярное