Главная страница

Позитивная динамика машиностроения

Программа индустриализации кардинально изменила сферу машиностроения Казахстана: за 10 лет действия ГПИИР объем производства в отрасли вырос пятикратно, инвестиции увеличились втрое, составив 50 млрд тенге.

Машиностроение успешно адаптировалось к новым экономичес­ким реалиям. При этом позитивная динамика наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли. Так, за 5 месяцев текущего года объем производства вырос на 18,5%, выпущено продукции на 535 млрд тенге.

Выпуск автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов увеличился на 47,1%, машин и оборудования – на 6,7%, производство прочих транспортных средств – на 125,2%, электронной и оптической продукции – на 3,8%.

По оценкам экспертов, выпуск сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, открытие одного рабочего места в машиностроении создает 5–6 рабочих мест в смежных секторах. Именно поэтому развитие отрасли определено одним из приоритетов программы индустриального развития в Казахстане.

Со времени старта ГПИИР в машиностроительной отрасли осуществлено 139 проектов. Казахстанские машиностроители освоили выпуск новых видов продукции. Созданы практичес­ки с «нуля» нынешний автопром и крупное железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены сектора сельскохозяйственного, элект­ротехнического, горнорудного и нефтегазового машиностроения.

Все эти успехи достигнуты благодаря успешной промышленной политике государства. Правительство приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, льготное кредитование и лизинг, поддержка экспорта продукции. Запущена программа кооперации.

Взятый курс позволил достичь серьезных отраслевых результатов. Практически впятеро увеличился объем производства: с 281,3 млрд тенге в 2009-м до 1 371,9 млрд тенге – в 2019 году. В 3,3 раза за этот же период вырос объем ежегодно привлекаемых инвестиций: с 15,3 млрд тенге до 50,2 млрд тенге. В 2,8 раза увеличился объем экспорта: с 405 млн долларов до 1 151 млрд.

Первый триллион

Отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к выпуску конечных видов продукции: тепловозов, электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, зерно­уборочных комбайнов, насосного оборудования, лифтов. Появились новые виды отечественной продукции: локомотивы, трансформаторы, коммуникационное и электроосветительное оборудование, оптические приборы.

По итогам 2019 года объем производства машиностроения впервые превысил отметку в 1 трлн 372 млрд тенге.

В 2019 году было зарегистрировано около 3 тыс. действующих предприятий, тогда как до принятия программы индустриализации в отрасли работало всего 1 700 объектов. Фактически количество машиностроительных производств за десятилетие выросло в 1,7 раза.

Сегодня в отрасли действует 65 крупных, 100 средних и 2 745 небольших предприятий. Всего в них занято более 114 тыс. казахстанцев. В числе наиболее мощных производств – ТОО «СарыаркаАвтоПром», «Кайнар-АКБ», АО «АзияАвто», «ЕПК Степногорск», Кентауский трансформаторный завод, «АгромашХолдинг KZ», «АтырауНефтеМаш», АЗТМ и ПЗТМ.

По официальным данным, за 2019 год индекс физического объе­ма производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018-му. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей, стимулированию спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост в отрасли.

Наибольшее развитие среди подотраслей демонстрирует автомобилестроение. Производство здесь выросло в 24,5 раза, ежегодный приток инвестиций увеличился в 14,4 раза.

История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003-го, когда с конвейера сошел первый автомобиль «Нива». Тогда ежегодно производилось всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 году – 4 тыс. ед.), а линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ.

За 2 пятилетки состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой (CKD), внед­рены технологические операции по сварке и окраске кузовов. Теперь 60% продаваемых в стране автомобилей – отечественной сборки. Четыре из пяти наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК – отечественного производства.

С 2010-го удалось нарастить объемы производства в 12,9 раза (с 3,9 тыс. единиц в 2010 году до 50,4 тыс. единиц в 2019-м). Доля автопрома в общем объеме машиностроения на сегодня дос­тигла 26% против 4% в 2010-м. В Казахстане собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей 22 мировых брендов.

Казахстанские производители не отстают от общемирового тренда и вносят свой вклад в развитие экологически чистого транспорта. В 2014 году произведена первая партия электромобилей. По маршрутам уже ходят 15 электроавтобусов отечественного производства.

Одним из ключевых предприя­тий в отечественном автопроме является ТОО «Hyundai Trans Auto», созданное в январе 2011 года. Сегодня завод выпускает широкую линейку автотранспорта – от автобусов до спецтехники. Производственная мощность – до 10 тыс. единиц ежегодно.

Предприятие налаживает выпуск грузовых машин – бортовых грузовиков, изотермических и пром­товарных фургонов, рефрижераторов грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн на базе шасси Hyundai.

В марте 2019 года Hyundai Trans Auto подписало дистрибьюторское соглашение с китайским производителем автобусов Golden Dragon Bus Company. Для обработки кузова заводчане освоили технологии «Монокока» (цельный несущий кузов) и катодного элект­рофореза, благодаря которым уменьшается вес транспорт­ного средства, повышаются его антикоррозийная устойчивость и срок эксплуа­тации.

Модельный ряд представлен 240 моделями с тремя типами питания: дизельные, газовые и электрические. Их экологический класс соответствует стандарту Евро-5. Только за первый год на заводе Hyundai Trans Auto выпущено 78 автобусов Golden Dragon.

Насосы – из Актау, прицепы – из Кокшетау

По словам директора центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» Асета Адахаева, благодаря программе индустриализации возможность развиваться получили и такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное, крупное железнодорожное и горнорудное машиностроение, производство электрооборудования.

Например, в Карагандинской области совместно с инвесторами из Германии создано СП «Бёмер Арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры.

Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счет локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, такой как тепловозы, элект­ровозы, железнодорожные оси и колеса. В рамках программы индустриализации запущены вагоностроительный завод «Тулпар», «Локомотив курастыру зауыты», «Электровоз курастыру зауыты», которые производят высокотехнологичную, экспортоориентированную продукцию.

Так, в 2012 году в Павлодарской области ТОО «Проммашкомплект» запустило в эксплуатацию завод по выпуску стрелочных переводов и железнодорожных колес. В декабре 2018-го товарищество ввело комплекс по производству продукции полного цикла мощностью 200 тыс. единиц в год. Теперь заводчане производят цельнокатаные железнодорожные колеса различных диаметров и конструкций диска – от 700 до 1 250 миллиметров.

Новая линия – существенный шаг в развитии новых переделов и прорывной проект по замещению импорта: прежде продукция для железных дорог завозилась в Казахстан из Украины и России. Раньше заготовки для колес, куп­ленные за рубежом, на заводе обрабатывали механически, доводя до требуемой формы.

Теперь же цельнопрокатные металлические заготовки нарезают на «блины» и методом горячего проката получают колеса для железнодорожных вагонов, полувагонов, цистерн и универсальных платформ. В текущем году завод вышел на проектную мощность и на 1 мая произвел и отгрузил пот­ребителям более 59 тыс. единиц готовой продукции.

Другое предприятие – Kazrost Engineering Ltd. – а это 2 производственных цеха с логистическим комплексом (склады, ж⁄д тупик и аппарель), оснащенных современным технологическим оборудованием, – ежегодно выпускает до 500 зерноуборочных комбайнов 4-го класса – Vector 410, 5-го класса – Acros 550 из машкомплектов. В настоящее время компания расширяет производственные мощности до 800 комбайнов в год. Их запуск запланирован на июнь текущего года.

С 2012 по 2019 год на заводе произведено 1 036 зерноуборочных комбайнов, а в нынешнем году заводчане планируют собрать 425 единиц техники.

Лисаковское предприятие «Дон Мар» производит зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы в РК. Костанайский «АгромашХолдинг» имеет 90% локализации в производимых сеялках, свыше 40% – в комбайнах и до 100% – в собирае­мых узлах и агрегатах.

ТОО «СемАЗ» выпускает трактора МТЗ, компания «КАИК» (Кокшетау) – посевные комплексы, прицепы, пресс-подборщики, навесное оборудование и прочие орудия. AVAGRO наладила выпуск опрыскивателей.

По итогам 2019-го рост объемов отечественного нефтегазового машиностроения составил 25%, в денежном выражении – 64 млрд тенге. Одним из событий прошедшего года стала модернизация завода «АтырауНефтеМаш», который выпускает широкий ассортимент продукции: сосуды под давлением, колонны, реакторы, теплообменники, печи для подогрева, металлоконструкции, резервуары для транспортировки и хранения нефтяных продуктов.

Запущен цех грейтинга и горячего цинкования, который максимально автоматизирован и оснащен европейским и американским оборудованием, гарантирующим высокое качество. Благодаря этому расширилась линейка выпускаемых товаров, которая соответствует международным стандартам качества.

Стоимость проекта составила 15,2 млрд тенге. Проект профинансирован в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы.

– В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начало выпускать винтовые насосы. В столице создали СП «Электровоз құрастыру зауыты» с французской компанией Alstom по сборке электровозов. В октябре 2018 года СП запустило производство тяговых транс­форматоров для электровозов мощнос­тью 300 штук в год, став важным изготовителем этих деталей в мировом масштабе. Помимо этого, на действующих предприя­тиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и Восточно-Казахстанской области. И это далеко не все примеры, – отмечает Асет Адахаев.

Пошли за границу

Сначала многие заводы, конечно, открывались для удовлетворения внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно: рынок Казахстана ограничен, и предприятия должны выходить на экспорт. Поэтому большинство отечественных производителей активно расширяют собственные рынки сбыта, а некоторые даже организовывают сборочные производства в других странах.

Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами гос­поддержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции вышла на российский рынок, стала партнером LG и сейчас успешно осваивает рынки новых стран.

Как отмечает представитель «QazIndustry», продукция отечественных машиностроителей с каждым годом становится все более конкурентоспособной. Не только на казахстанском рынке, но и за его пределами стали известны изделия ТОО «Вектор Павлодар», «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «ЕПК Степногорск», «Алагеум Электрик».

Продукция аккумуляторного завода «Кайнар-АКБ» за годы индустриализации освоила рынок Китая, а потом достигла и рынка Африки. Всего же в прошлом году предприятия экспортировали продукции на 1 151 млн долларов, что в 3 раза больше показателя 2010 года. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, железнодорожной техники, а также продукции реэкспорта, не производимой на территории республики, такой как сотовые телефоны и другая бытовая техника.

Подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили – наиболее популярные экспортные товары отечественного производства. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.

– Стоит признать, что сегодня доля импорта все еще достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машинострои­тельного производства пока не превышает 20%, остальное – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютеры и телефоны – импортируется из-за границы. Это те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен, – поясняет Асет Адахаев.

В то же время государство прилагает серьезные усилия для того, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Изменяется законодательство, принимаются меры финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, повышение эффективнос­ти организации производства.

Эти меры бизнесу предоставляют такие организации, как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.

– Третий этап ГПИИР нацелен на экспортоориентированную индустриализацию. Одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в машиностроении. Ударными темпами уже запущена первая очередь завода по выпуску легковых автомобилей ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через 2 года ТОО «Корпорация «Сайман» планирует ввести в эксплуатацию приборостроительный завод. В Западно-Казахстанской области откроется производство панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35–500 кВ. Совместно с «КамАЗ» реализуется проект по выпуску автокомпонентов, который также намечено запустить в 2022-м, – говорит Асет Адахаев.

В целом потенциал у казах­станского машиностроения дос­таточно большой, уверяет представитель «QazIndustry». Только за счет импортозамещения отечественные машиностроители могли бы ежегодно производить товаров на 16,6 млрд долларов, особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Обеспечить сталью и кадрами

– Несмотря на положительную динамику, в отрасли имеются сис­темные барьеры, устранение которых требует комплексного подхода, – считает Мейрам Пшембаев, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии «Nur Otan».

Отечественное производство сильно зависит от поставщиков сырья и комплектующих из других стран, поэтому его конкурентоспособность уязвима как в отношении технологий, так и в плане себестоимости.

Для решения проблемы депутат предлагает создать стимулы для развития базовых производств, таких как литье, кузница, штамповка. Необходимы литейные заводы, обеспечивающие поковкой, литьем не только отечественных, но и зарубежных производителей машинострои­тельной продукции. Ведь ежегодно только машиностроителям Казахстана требуется 2 млн тонн высококачественных марок стали, из них литья – 300 тыс. тонн.

Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность и зависимость от импортных технологий.

– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил, что сейчас отечественному бизнесу придется встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости, наращивать экспорт новых товаров, максимально углублять степень переработки продукции, – подчеркивает Мейрам Пшембаев.

В связи с этим в республике, например, создается Международный центр нефтегазового машиностроения. Он будет нацелен на трансферт технологий нефтегазового машиностроения, привлечение новых OEM (original equipment manufactory)-производителей для их локализации на территории Казахстана, первоклассных мировых специалистов в области нефтегазового машиностроения, а также на сертификацию производимой продукции нефтегазового машиностроения.

Что еще необходимо для устойчивого роста машиностроения в стране? Основные точки роста должны быть ориентированы на модернизацию существующих основных фондов предприятий и запуск новых проектов, отмечают отраслевые эксперты. А для этого необходим приток финансов: льготных кредитов, государственных инвестиций и частных средств.

Среди факторов повышения конкурентоспособности отечест­венного машиностроения развитие человеческого капитала также является одним из важных и в то же время проблемных. Повысить степень автоматизации и механизации на предприятиях, увеличить производительность труда могут только современные высококвалифицированные кад­ры, являю­щиеся непременным условием успешного и долго­срочного развития отрасли и экономики в целом.

Автор:
Марина Демченко
09:25, 25 Июня 2020
0
566
Подписка

Популярное