Главная страница

Послание в будущее

В Петропавловске решили запечатлеть образ Абая в керамике. Автор уникального панно на фасаде одной из многоэтажек областного центра – известный художник и скульптор Болат Асербеков.

Сегодня художественная керамика в современной городской архитектуре – редкость. Как правило, ее используют при реставрации религиозных сооружений. И тем удивительнее было жителям Петропавловска увидеть такой образец монументальной живописи на одном из жилых домов. Не так давно стену многоэтажки на пересечении улиц Абая и Ауэ­зова украсили необычным панно и здесь же разбили небольшой сквер.

– Данный проект реализован в рамках плана мероприятий, посвященных 175-летию Абая. В нашей практике такой архитектурный прием – керамика ручной работы – используется впервые, – отмечает руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Петропавловска Бахыт Ильясов. – Художественное полноформатное изображение из керамики можно назвать нашим ноу-хау. Прилегающую территорию мы благоустроили: уложили брусчатку, установили дополнительные светильники и скамейки, чтобы горожане могли здесь отдохнуть, полюбоваться на порт­рет Абая и даже, может быть, на фоне панно сделать селфи.

Это авторское декоративное панно – свидетельство возрождения лучших традиций народа – сегодня мастера стремятся не просто сохранить ремесла прошлых эпох, но и найти им применение в современной жизни. Во многих странах такие художественные керамические изразцы появляются в интерьерах и на фасадах, превращая обычное здание в произведение искусства.

Известный казахстанский художник и скульптор Болат Асербеков решил привнести что-то красивое и долговечное в городские дома. Керамика – материал прочный, благодаря неоднократным обжигам изделия из нее не боятся перепадов температуры, что важно в условиях сурового климата севера страны. И еще керамика позволяет художникам-монументалистам выполнять самые сложные творческие задачи.

– Хочу заметить, что роспи­си, выполненные яркими минеральными красками, не выгорают со временем. Это, можно сказать, живопись на века. Вы же знаете, что керамику ручной работы можно увидеть на мавзолеях Айша-Биби, Ходжи Ахмета Яссауи и на старинных зданиях Бухары, Коканда, Самарканда. Археологи в основном имеют дело с керамикой, ведь у нее высокая износостойкость и срок службы очень большой, – рассказывает автор проекта – член Союза художников РК.

Болат Асербеков по специальности керамист, учился ремеслу у профессора Ботаева. Первым его проектом в североказахстанском регионе была мечеть в 19-м микрорайоне. Тогда при строительстве религиозного сооружения поступил заказ оформить помещения. А вот применять керамику в украшении фасадов жилых домов ему еще не приходилось.

– Признаюсь, это была трудоемкая работа. Надо знать и температурный режим, и свойства красок. Цвет золота, к примеру, закрепляется при одной температуре, кобальтовый – при другой, а охра – при третьей. Главное не превышать 830 градусов, иначе хорошего качества не добиться. Здесь много нюансов, – поясняет Болат Асербеков. – И надо быть готовым к рискам, поскольку некоторые моменты от мастера не зависят. Когда ты печь включил, то на процесс обжига в печи уже не можешь никак повлиять. Ты либо в аварийном режиме печь должен выключить, либо положиться на судьбу. Пока, слава Всевышнему, у нас все получается. В Алматы у меня есть своя мастерская, и оттуда я привез в Петропавловск печь. Их не так много по Казахстану, как и специалистов, работающих в этой области. Реализовать необычный проект удалось благодаря тому, что моя профессиональная заинтересованность совпала с интересами города и области.

В данном проекте это не единственное удачное совпадение. Примечательно, что сам многоэтажный дом, который теперь украшает художественное панно, расположен на пересечении улиц Абая и Ауэзова. Это пространство, которое заставляет задуматься.

– Когда мы определились с идеей проекта, то и дом нашелся. Судьба его подарила нам, можно сказать. Символично, что Мухтар Ауэзов имеет прямое отношение к Абаю: и как родственник, и как писатель, и как близкий ему по духу человек. Все вместе собралось в единое целое – и лучшего места было не найти. Сегодня образ Абая представляют в скульптуре, литературе, а мы решили – в керамике. И в этом мы, петропавловцы, первые в стране, – считает Болат Асербеков.

Если посмотреть на дома советского времени, то можно увидеть, что подобные композиции использовались часто. Тогда монументальная жи­вопись была важным элементом архитектурного стиля. Она, если так можно выразиться, находилась тогда в тренде. Правда, фасады чаще облицовывали мозаичными композициями из кусочков смальты. И по мнению Болата Асербекова, пусть в них и прослеживается советская идеология, но они выполнены мастерски. Это качество высокого искусства.

– Наверное, старожилы Петропавловска помнят, как месяцами трудились мастера над мозаи­кой на жилых домах. Каждый элемент должен был найти на свое место в композиции. Это была художественная работа, и она ценна этим, несмотря на выбранную тематику – к примеру, труд, май... Керамика, хочу отметить, собирается в разы быстрее. У нас есть специальная карта, по которой можно ориентироваться. Плитки нумеруются, чтобы специалист во время укладки не запутался. Керамические изразцы по своим характеристикам не уступают смальте, да и не дороже ее, – рассказывает художник. – Единственное, что может подвести, это клей, но мы делаем все по технологии, используем качест­венные материалы.

Панно, посвященное Абаю, занимает всю стену жилого здания. В центре композиции – портрет великого поэта, остальное пространство заполнили орнаментом.

– Обрабатываем поверхность стены и плитки праймером, чтобы обезжирить и не оставить пыль на поверхности, на две основы кладем клей, – поясняет строитель из Алматы Бейбит Наманов.

Болат Асербеков надеется, что горожанам художественное панно понравится. И если его проект примет общественность, то он готов продолжить работу.

– Панно действительно украшает городскую среду. Просто сегодня нужно не ошибиться в выборе темы композиции, – говорит он. – Считаю, что изоб­ражение Абая – своего рода письмо в будущее. Когда-то нас не будет, а его портрет останется.

Автор:
Алия Икамбаева
08:49, 21 Октября 2020
0
1214
Подписка

Популярное