Главная страница

Под скрип арбы

Как свидетельствуют архивные данные, в 1880 году была произведена первая архитектурная планировка города, которому в будущем суждено было стать столицей независимого Казахстана, тогда же был утвержден ее градостроительный план. С тех пор город стал развиваться целенаправленно.

С думой о жителях

Успешному развитию города во многом способствовала деятельность Городской думы, взявшей на себя решение многих социальных проблем и работ по благоустройству. Среди 30 депутатов (гласных), избранных в первый ее состав в 1874 году, оказались представители разных городских сословий – купцы, мещане, интеллигенты. На первом заседании гласные избрали членов управы – исполнительного органа Думы. В управе были представлены все городские национальности. От коренного населения – потомок старшего султана Акмолинского округа Коныркульджи Кудаймендина, другие хорошо известные городу люди, в их числе – Ахмед Баржаксин, Хусаин Ерденбаев.

Здание, где была городская управа, сохранилось до наших дней и теперь в нем кассы Академического русского театра драмы им. Горького. Слева от управы построили пожарную каланчу – одну из самых высоких городских построек того времени. Ведь деревянный город постоянно «посещали» пожары, выжигавшие иногда до трети всех строений даже в начале XX века.

В нижнем помещении каланчи, выполненном красной кирпичной кладкой, располагалась пожарная команда, рядом под навесами стояли лошади в сбруе, деревянные бочки, наполненные водой, и другой инвентарь. Над каменной частью поднималась вышка со смотровыми площадками. Там, под навесом, круглыми сутками дежурили пожарные.

Убрать часового!

В 1910 году в Акмолинске была введена должность главного архитектора города, им стал А. Д. Павлович. Дальнейшее проектирование и строительство до 1917 года велось при его непос­редственном участии.

Архитектурное развитие получило более продуманный характер. Ведь без казусов тогда не обходилось. Побывавший в Акмолинске в 1903 году известный историк и географ Петр Головачев поделился впечатлениями: на самом видном месте, в центре города, на одной площади с Думой и гостиным двором расположилась тюрьма, по всем сторонам сплошным частоколом огороженная «палями» – за­остренными бревнами. У ворот ее стоит единственный часовой…

Естественно, подобное соседство никак не способствовало привлекательности Акмолинска, в особенности для приезжающих по торговым делам купцов, и тюрьму перенесли в другое место.

В те годы, после крупных пожаров, очистивших центр города от ветхих деревянных строе­ний, стали активно строиться каменные купеческие особняки, демонстрирующие «кирпичный» стиль архитектуры.

Одним из красивейших зданий стал двухэтажный дом купца Петра Моисеева, как утверждали, самого богатого человека Акмолинска. К слову, дом спроектировал главный архитектор города Павлович. Это здание сохранилось до наших дней, и сейчас в нем располагается госпиталь.

По словам специалистов, архитектурный стиль его представляет собой эклектику начала ХХ века. Фасад напоминает дворцовую архитектуру флорентийского Ренессанса, стиль которого ярко выражен в оконных проемах и карнизах, оформленных фигурной кладкой из кирпича.

Замечательно характеризовали город и названия его улиц, которые обзавелись своими именами в конце XIX века. В большей мере они отражали местоположение городских строений: на улице Думской располагалось здание городской управы, на улице Мечетной находилась мечеть, по улице Гостинодворской — гостиный двор, были также Тюремная, Церковная улицы. В названиях хорошо запечатлелось возрастающее значение торговли в жизни города: Торговая, Большая Базарная, Малая Базарная, Караванная. На улице Степной (ныне Сакена Сейфуллина) появилось много постоялых дворов, поэтому ее в народе называли «Постояльской».

Звуки города

Как сообщали очевидцы, Акмола со своими большими площадями, широкими улицами, довольно большими и приличными магазинами производила впечатление оживленного города. В самой значительной мере содействуют этому оживлению жители области, съезжающиеся сюда из аулов для продажи продуктов своего животноводческого хозяйства и для закупки разного рода товаров, необходимых в домашнем обиходе. И эта постоянная скученность приезжих аульчан и придавала городу оригинальную окраску. Несмотря на то что город в те годы являлся средоточием переселенцев из европейской России, на его улицах слышалась в основном казахская речь.

Гости города замечали: выйдете вы в какое угодно время дня на улицы или на торговые площади города – и будете встречать одних только казахов, и слышать один только казахский разговор; зайдете в лавку или магазин – и там вы услышите казахскую речь; пойдите в какое-либо присутственное место или общественное учреждение – и там вы увидите тоже самое. Наконец, просто сидя у себя дома и смотря через окно на улицу, считайте всех проезжающих и проходящих мимо: из 100 человек, насчитанных вами, всегда будет 90 казахов. С утра до вечера пред вашими окнами будут мелькать характерные казахские шапки, имеющие вид усеченного конуса и покрытые материей яркого цвета с самыми пестрыми узорами. Все дни в летнее и осеннее время вы слышите пронзительный и режущий скрип арб, запряженных или лошадьми, или верблюдами, или быками.

Кстати сказать, сами казахи не только не считали этот скрип неприятным для слуха, а напротив – гордились особенно сильно и пронзительно скрипящей арбой, говоря, что тихо и неслышно приличнее ездить только ворам, как желающим быть незаметными, а благородные и честные люди не должны бояться или избегать шума.

И по ночам в городе был сильный гвалт. Сторожа лавок кричали, завывали, пели во все горло и изо всех сил били дубьем в двери и стены. Это была местная манера стеречь хозяйское добро. Сторожа, чтобы не заснуть, вынуждены были так шуметь и подбадривать друг друга. В Акмолинске к началу XX века было более 200 торговых заведений, и, охраняя их, многочисленные сторожа не давали спать целому городу.

К знаниям!

Важным мероприятием Думы в области просвещения горожан стало создание в Акмолинске Общества попечения о начальном образовании. Оно содействовало снабжению школьников учебными пособиями и письменными принадлежностями, оказывало материальную поддержку учащимся из малообеспеченных семей, организовывало благо­творительные мероприятия.

Учебные заведения появились в городе в середине XIX века. В статистическом описании Акмолинска за 1864 год упоминаются три одноклассных училища, соз­данных в разное время. Самым первым учебным заведением в городе стало одноклассное училище при мечети, которую построил старший султан Акмолинского округа Конуркульджа Кудаймендин. Оно содержалась за счет добровольных пожертвований прихожан, обучение было бесплатным. В училище обучались до 40 мальчиков разных национальностей мусульманского вероисповедания. Второе училище находилось в казачьей станице. В 1863 году было соз­дано женское училище. В нем обучались воспитанницы из разных сословий.

В связи с этим интересно сохранившееся в архивах постановление Городской думы 1915 года «Об установлении правил трудового дня». Согласно документу строго нормировалась работа детей. Малолетних служащих, не достигших 15 лет, следовало обязательно освобождать для занятий и посещения школы на 3 часа каждый день – с 9 до 12 часов.

Появились и новые объекты духовной культуры горожан. Мечеть, именуемая в народе «Зеленая», была построена в 1895 году на средства акмолинского купца Нурмухамеда Забирова. Стояла она на пересечении нынешнего проспекта Республики и улицы Абая. Сохранилось до наших дней только ее величественное белое ограждение.

В 1891 году началась закладка каменного здания Александро-Невского православного собора на центральной площади города. Строительство его завершилось в 1893 году.

Картежники и скромницы

Как же проводил обычный акмолинский обыватель свой день 120 лет назад? Сохранились любопытные заметки турис­та Шерстобитова, датируемые 1899 годом. Как он сообщал, с утра, обыкновенно, каждый в городе занимался своим делом: кто сидел и строчил бумаги в канцелярии, кто торговал в лавке, кто учил детей, а кто и просто ничего не делал. После этих приятных или полезных занятий обычный акмолинец приступал к обеду, а потом к послеобеденному сну, поскольку большинство горожан имели такое обыкновение. А вечерком, надевши свой бухарский распис­ной халат, обыватель садился за книгу, впрочем, это бывало редко, – чаще всего он шел в гости или клуб перекинуться в преферанс или вист.

Конечно, не все жители города так восхитительно проводили дни и вечера. В северной части города в тесных, сырых и темных землянках жили обедневшие горожане. Там царила самая несчастная обстановка, какая только может существовать. Головной болью городского начальства была и Мещанская слободка (ныне район проспекта Сарыарка), куда стекались бедняки со всего Акмолинского уезда.

Поскольку в городе и своей бедноты было вполне достаточно, то пришедшие никакого заработка не находили и принуждены были браться за нищенскую «суму переметную». Старожилы тогда говорили, что пока не было этой слободки, акмолинцы не знали эпидемических заболеваний, а с ее появлением пришлось им познакомиться и с тифом, и с дифтеритом, и с инфлюэнцей, то есть по-нашему – гриппом.

Вечно нуждаясь в средствах, обитатели городских трущоб прибегали к разным непохвальным способам добывания денег. Особенно актуальна была у них азартная карточная игра «три листика».

По свидетельствам путешественников, посетивших город в те годы, некоторые бедняки целый день готовы были играть в «три листика», особенно, если удавалось облапошить гостей города. Для начала, чтобы завлечь жерт­ву, кто-нибудь из мошенников притворялся пьяным и являлся к приезжим. В то же время там появлялись его товарищи. Мошенники делали вид, что они совершенно незнакомы, и только после некоторого разыгранного колебания решались играть на деньги. Притворившийся пьяным сначала проигрывал им несколько рублей и, как будто сердясь на свои неудачи, вынимал из своего кармана большой кошелек. Его товарищи настойчиво уговаривали гостей города принять участие, дабы обыграть до последней копейки пьяного богача.

Наконец туристы соглашались. Мнимо пьяный, чтобы воодушевить их, проигрывал несколько рублей. Радуясь первому успеху, приезжие входили в азарт и делали большие ставки. Тут-то и действовали мошенники. В несколько минут воодушевившиеся игроки оставались без копейки. Если они, поняв в чем дело, возражали, то дело кончалось потасовкой, в которой сами и страдали...

Впрочем, были и другие примеры, составившие лучшую особенность города. Речь пойдет о скромном поведении акмолинских женщин и девушек. Как писали побывавшие здесь иногородние кавалеры, в других городах считалось тогда самым обыкновенным, и во всяком случае ничуть не предосудительным явлением, если дама гуляла по улице с каким-либо мужчиной. Но в Акмолах… Боже вас сохрани, писали заезжие гуляки, пригласить какую-нибудь даму погулять или предложить ей услуги проводить до дому – это сочтется здесь самым ужасным оскорблением и самой злой насмешкой! Как они свидетельствовали, в городе этот обычай был не принят, а потому строго карался общественным мнением. На особу женского пола, решившуюся на такой отважный поступок, смотрели как на врага всех принятых обществом обычаев, даже указывали пальцами и сторонились знакомства с нею. Словом, барышни здесь всегда находились под непосредственной опекой бабушек, мамок, нянек. Даже гулять в одиночестве по городу дамам, а тем более девушкам, общественным мнением строго воспрещалось; последним позволительно было только пройтись под крылышком бабушки или мамушки в магазин за покупками…

Самых строгих правил

На первом же рабочем заседании гласных Думы в мае 1874 года был вынесен вопрос о благоустройстве, санитарии и гигиене. И это не случайно, городу, не располагавшему водопроводом и канализацией, постоянно угрожали заразные болезни.

Постановление, вынесенное по данному вопросу, обязывало всех горожан, без исключения, соблюдать следующие правила: содержать в чистоте дворы и прилегающую к ним часть улицы, по выходным и праздничным дням убирать их, регулярно вывозить нечис­тоты, не реже одного раза в месяц чистить домовые трубы и печи. Городской врач Федор Благовещенский, дом которого также сохранился до наших дней, настаивал на обязательном использовании горожанами антисептиков, а именно извести. Запрещалась также стихийная продажа продуктов питания на улицах. Для реализации мяса, рыбы, овощей отводились специальные места на базарной площади. Торговцы обязаны были содержать в чистоте свои лавки в гостином дворе, реализуемые ими товары и продукты должны были быть свежими и не содержать вредных для здоровья примесей. Словом, весьма актуально и для наших дней, не правда ли?

Другое постановление определяло порядок открытия и содержания в городе заведений общепита: харчевен, столовых, буфетов при клубах, пивных лавок и кумысен с продажей горячей пищи, ресторанов. Устанавливались единые санитарные требования, режим работы заведений и продажи спиртного.

К примеру, в подобных заведениях, расположенных по центральным улицам города, запрещалась продажа крепких алкогольных напитков. Обязательным условием работы общепита было наличие отдельной кухни, помещения для хозяина и кладовой. К проверкам соблюдения этих правил привлекались сами участники Думы, а при необходимости и городская полиция.

Интересно также постановление Думы 1880 года, согласно которому горожанам запрещалось курить табак в общественных помещениях, на улицах и на базарах. Как говорится, новое – хорошо забытое старое. Зато акмолинцы обязаны были ежедневно проветривать свои жилые помещения, такое постановление Дума приняла исключительно в целях укрепления здоровья жителей города.

Листая архивные подшивки еще раз убеждаешься: многие вопросы обустройства городской жизни, которыми городские власти занимались больше 100 лет назад, актуальны и по сей день. К примеру, соблюдение санитарных правил и норм, честная торговля, обустройство улиц и домов, быт, досуг, борьба с мошенниками. Может быть, опыт прошлых лет, особенно отраженный в документах Городской думы, окажется полезен и сейчас.

Автор:
Игорь Прохоров
11:27, 23 Августа 2019
0
813
Подписка

Популярное