​По следам маньяка

10148
Марина Михайлова

В лихие 90-е оперативники «выезжали на трупы» чуть ли не каж­дую неделю. И поэтому очередной подобный вызов их не удивил. Первой жертвой университетского маньяка стала молодая девушка, которую увидели дети, играющие в снежки на пустыре Казгуграда. На их крики прибежали взрослые и вызвали милицию. Прибывшие через полчаса стражи порядка констатировали: погибшей лет 20–25; ее глаза открыты, одежда разорвана, шею пересекает кровавый след от уха до уха. Труп присыпан снегом. Никаких вещей рядом нет. Сразу возникла основная версия: жертву убили, а перед смертью изнасиловали. И судя по тому, что труп не был закопан, преступника кто-то спугнул. Убитой оказалась студентка 3-го курса исторического факультета КазГУ по имени Алия, которая проживала в общежитии университета. По биологическим следам убийцы была установлена группа крови предполагаемого преступника – третья. Именно этот анализ запутает потом следствие и позволит маньяку ускольз­нуть от полиции и совершить еще одно злодеяние.

– Алия пропала три дня назад. Она дружила с парнем по имени Талгат. Вечером Алия пошла с ним на свидание и не вернулась, – рассказала оперативникам ее соседка по комнате.

Парень жертвы стал главным подозреваемым. На допросе у следователя он выглядел убитым горем, плакал и кричал, что Алию не убивал.

– Мы встречаемся, вернее, встречались, почти год. После того, как Алия окончит университет, собирались пожениться, – рассказывал он дрожащим от волнения голосом. – Да, в тот день мы встретились. После свидания я проводил Алию на автобусную остановку и пошел домой. Больше ее не видел. Поверьте, я не убивал Алию! Я ее любил! Зачем мне ее убивать?!

Следователь ему верил: парень выглядел очень искренним. То, что он говорил правду, подтвердила экспертиза: группы крови убийцы и Талгата не совпадали. Парня отпустили. По результатам экспертизы начали отрабатывать ранее судимых за аналогичные преступления. Результатов эта работа не приносила.

Через месяц КазГУ сотрясло новое известие: бесследно исчезла первокурсница Мадина. Выяснилось, что студентка была в гостях у своих городских подруг. Вышла от них затемно. Больше ее никто не видел. Были прочесаны весь Казгуград и его окрестности. Девушку не нашли.

Сыщики сошлись на выводе, что на территории университета орудует маньяк. Предупреждать студентов об опасности было незачем: слухи о нем и так взбудоражили весь КазГУ и обитатели общежитий боялись выходить вечерами на улицу.

Для задержания «казгуградского монстра» была создана оперативно-следственная группа из чис­ла самых опытных следователей и оперативников ГУВД города и МВД Казахстана. Работа сыщикам предстояла колоссальная: студентов тысячи, преподавателей несколько сотен, а территория КазГУ настолько огромная, что в ней заблудиться можно. Плюс учебные корпуса, общежития, скверики, закоулки… Вычислить и поймать серийного убийцу и насильника надо было как можно быстрее. Ведь он вошел во вкус и наверняка опять выйдет на охоту. Этот опасный преступник может быть из чис­ла студентов – как бывших, так и нынешних, преподавателей, технического персонала, жителей соседних с университетом районов, окрестных бомжей. Поч­ти все они были проверены. К тотальной «прочес­ке» подключили всех участковых города. Оперативники про­смотрели около 7 тыс. медицинских карт, кровь на анализ взяли у нескольких тысяч человек. Но у всех лиц с третьей группой крови либо было алиби, либо на роль преступника они не подходили. Казалось, следствие топчется на месте. И вдруг новая зацепка: одна из студенток призналась, что примерно за месяц до убийства Алии на том же самом пус­тыре на нее напал неизвестный с ножом. Приставив к ней острое лезвие, он ее изнасиловал. И пригрозил: «Заявишь в милицию – зарежу!». Девушка в милицию не сообщила: она собиралась замуж и боялась огласки. Внешность и приметы насильника пострадавшая не запомнила. «Было темно, и я сильно испугалась», – пояснила она. Единственное, вспомнила, что это был высокий мужчина европейской внешности 20–30 лет.

Сыщики провели операцию «ловля на живца»: весьма рис­кованный, но эффективный метод поимки маньяков. В этой операции задействовали пять женщин-милиционеров. Опытные и очень серьезные сотрудницы ГУВД перевоплощались в легкомысленных, броских студенток: надевали короткие юбки, кофточки с глубоким вырезом, каблуки, ярко красились. И в таком виде прогуливались по городку университета вечерами
до поздней ночи.
Заметные «студентки» пользовались повышенным вниманием: от желающих познакомиться отбоя не было.

Студенты заигрывали с ними, назойливо или стеснительно просили телефончик, предлагали проводить, посвис­тывали им вслед, хватали за руки… Но нападений на них не было.

В это же время в городе в строительном карьере был обнаружен труп женщины. Среди зевак, что собрались за оцеплением места преступления, милиционеры заметили мужчину, который проявлял какой-то нездоровый интерес. Он стоял там уже не один час, наблюдал за действиями оперативников, всех разглядывал и заметно нервничал. Странного зеваку задержали для выяснения личности. Им оказался ранее судимый за изнасилование и нигде не работающий Сергей Манжиков. У него взяли кровь на анализ, но группа крови Манжикова и кровь преступника не совпадали. Задержанного отпустили. Через несколько дней Манжиков пришел в ГУВД и заявил, что в подъезде его дома стоит трупный запах. Сыщики из опергруппы тут же выехали по его адресу. Никаких запахов в подъезде не было. Разве что кошками пахло. Были проверены чердаки и подвалы дома. Чисто. Оперативники решили, что их «помощнику» требуется помощь психиатра, и посоветовали ему идти домой. Но у бывалых оперов он вызвал подозрение. «Но ведь этого типа проверяли, у него другая группа крови, значит, не он», – убеждали они себя.

Вскоре неуловимый маньяк вновь вышел на охоту: в трубе водосточного канала неподалеку от КазГУ был обнаружен труп девушки. Почерк тот же: изнасилование, перерезанное горло, разорванная одежда, отсутствие сумочки. Преступление произошло спустя несколько дней после выезда к Манжикову. Дальше события развивались стремительно. В полицию обратились парень и девушка с заявлением о нападении. Оно случилось поздно вечером у речки Весновка, что рядом с КазГУ.

– Я шел к своей девушке на свидание и увидел, что на нее набросился какой-то мужчина. Я начал его оттаскивать, он стал меня бить. Потом он достал нож и полоснул меня по руке. Потом появились прохожие, и он убежал, – рассказал парень.

Когда потерпевшие стали описывать приметы нападавшего, сыщики поняли, что это... Манжиков.

Они тут же выехали на его задержание. Дверь он открыл не сразу. Ее уже хотели взламывать, как она распахнулась, и стоящий на пороге Манжиков спокойно произнес: «Здравствуйте! Чем обязан?»

В его квартире были обнаружены нож и женская одежда, испачканные кровью. А в квартире его родственниц и его подруги – золотые украшения, одежда и сумочки, принадлежащие убитым студенткам. Опешившие родственницы преступника сказали, что «это подарки Сереженьки».

Сомнений не было – Манжиков и есть этот неуловимый маньяк. А как же экспертиза?! Из МВД пришло указание: отправить кровь подозреваемого на повторный анализ в лабораторию НИИ МВД России, где криминалистическую экспертизу делали максимально точно. На допросах Манжиков вел себя уверенно и спокойно. И сознался лишь в нападении на парня с девушкой, которая его опознала. Серийный насильник и убийца не сомневался, что ему всего лишь «пришьют хулиганку». Скоро из НИИ МВД России пришел ответ. Кровь Манжикова оказалась 3-й группы, а не 2-й, как это ошибочно (!) заключил эксперт судебно-медицинской республиканской лаборатории. Узнав от следователя результаты экспертизы, преступник начал давать показания:

– Этих трех девушек убил я. Тело второй жертвы закопал возле своего дома. Чтобы не вызвать подозрений, решил сообщить в полицию о трупном запахе…

Дальше он сообщал подробности убийства, от которых следователь сжимал кулаки и едва не потерял хладнокровие.

На суде Манжиков плакал, просил о пощаде, изображал из себя невменяемого. Его громкие эмоции и припадки заглушали плач в зале: родственники убитых девушек не могли сдержать рыданий. «Казгуградовский маньяк» был приговорен к исключительной мере наказания и расстрелян в 1993 году в Алматинском следственном изоляторе. 

Популярное

Все
«Таза Қазақстан»: экология как вопрос национальной безопасности
Мощный старт на первенстве Азии
Спасатели готовятся к лавинам
Наши соперники на Australian Open
Скорости и характеру мороз не помеха
Думать как инженеры
Двойное гражданство – вне закона
Зима проверяет на прочность
Вторая жизнь автопокрышек
Без ухабов и ям
Александре не было равных
Место встречи – библиотека
Найти ключ от сердца солдата
Эффективная защита бизнеса – залог устойчивого роста экономики
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, связи и банкротства
Закон Республики Казахстан О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан
«Жасыл ел» все популярнее
Быть истинным институтом народовластия
Ветерану войны Ыскаку Кусаинову исполнилось 102 года
Курултай – пример степной демократии
В воинской части 6505 около 400 солдат приняли воинскую присягу
Гвардейцы завоевали медали на Чемпионате Азии AMMA в Китае
Глава МО проверил военные объекты в Кызылординской области
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Морозы с Новой Земли идут в Казахстан
Опубликован рейтинг богатейших людей мира 2026 года
Стадион и Дворец единоборств появятся в Костанае
Политический манифест, отражающий курс на предстоящие годы
Атырау разделят на два района
Дюжина ЧСИ лишена лицензий
Историко-культурное наследие и экономический прагматизм
Разработана модель чемодана-стола для следователей
Школьники 15 января перейдут на дистанционку
ИИ как драйвер науки
Ждем успеха от «Торпедо»
Спасатели научили «говорить» планы эвакуации
Научный подход к логистике
Допинг-скандал с Алимханулы: КФПБ сделало важное заявление
День рождения национального театра
В центре Петропавловска зажгли огонь
Вблизи побережья Алаколя обнаружен средневековый караван-сарай
115 лет Бауыржану Момышулы: имя, которое выбирают защитники Родины
Гвардейцы наполнили столицу новогодним настроением
Американец выплатил сотрудникам $240 млн премии после продажи своей компании
В Нацгвардии начался новый учебный период
В ЗКО ввели в строй первую в РК модульную станцию по очистке сточных вод
Вскрыта вторая допинг-проба боксера Жанибека Алимханулы
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Гвардейцы поздравили воспитанников детских домов с Новым годом
Налог на транспорт изменен в Казахстане
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
К 105-летию Героя Советского Союза Жалела Кизатова издана книга
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
В Астане начали набор на бесплатные курсы казахского языка для взрослых
Автомобилестроение Казахстана демонстрирует рекордные показатели роста
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Завод почти на 50 млрд тенге построят в Актюбинской области
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
В Семее открылся цех по выпуску молочной упаковки
Жайлаутобе – одна из оборонительных крепостей кангюев?

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]