Пассажиру не до жиру Послание Президента 22 октября 2019 г. 8:37 25166 Елена Левкович Перекупщики не дремлютНаверняка каждый из нас, собираясь в отпуск, хотя бы раз сталкивался с дефицитом билетов на железной дороге. И ладно бы их не было на даты впритык к отъезду, так ведь их не предвидится и в обозримом будущем (2–3 верхних плацкартных места возле туалета в расчет можно не брать)!И вот что примечательно: в кассах вокзалов (к слову, по стране всего 230 официальных касс «Пассажирских перевозок» и около 4,6 тыс. частных касс) билетов не достать, но стоит отойти от окошечка, как тут же появляются «помогайки» – субъекты, способные с легкостью обеспечить клиента заветным документиком на любое направление и на любое число... Цена – как повезет, но, разумеется, выше установленной, и порой в 2–3 раза. Если в итоге состоявшейся купли-продажи обе стороны остаются довольными, то для национального перевозчика подобные «сделки» – головная боль. Бесспорно, проблема давно приобрела системный характер: в крупных городах бойкая торговля билетами из-под полы поставлена на поток. И сколько бы ни пытались работники СМИ размышлять над истоками этого прискорбного явления, сколько бы сотрудники антикоррупционного ведомства ни ловили «помогаек» «на живца», толку от этого мало – без переплаты за билеты поездка на поезде по-прежнему остается для многих недоступным удовольствием. Проблема разрослась и укоренилась настолько, что даже Президент Касым-Жомарт Токаев затронул ее в своем Послании народу Казахстана.«При попустительстве профильного министерства, ведомств создан искусственный дефицит билетов в железнодорожных пассажирских перевозках. Необходимо срочно навести порядок в этих сферах», – подчеркнул Глава государства. Причем немногим ранее, в июле, в Twitter Президента РК уже была аналогичная запись: «Дал поручение Правительству прекратить практику создания искусственного дефицита билетов на поезда в летний период, что создает неудобства гражданам и препятствия развитию внутреннего туризма в Казахстане».То есть, получается, сигнал изменить ситуацию поступил давно, но в самый пик летних каникул и отпусков практически ничего не изменилось и страждущие по-прежнему толкались у касс в попытках ухватить заветные билеты. Шлагбаум поднятОб ощутимых подвижках в решении проблемы руководство АО «НК «Қазақстан темір жолы» заявило на состоявшемся в сентябре в МИИР РК заседании коллегии. В ходе мероприятия заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по корпоративным вопросам и HR Серик Абденов выступил с докладом на тему «Проблемные вопросы в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и пути их решения в свете Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева». Как доложил представитель нацкомпании, подготовлены проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта» и концепция к нему. Проектом закона предусматриваются поправки, позволяющие выстроить «прозрачную» систему субсидирования пассажирских перевозок. Документ направлен в первую очередь на изменение регуляторной тарифной среды и затрагивает внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты республики, такие как Предпринимательский кодекс, Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Закон РК «О железнодорожном транспорте». По словам Серика Абденова, реализация поправок, предлагаемых в действующее законодательство, потребует серьезных организационных преобразований в национальной компании. В связи с этим в структуре акционерного общества «ҚТЖ – Грузовые перевозки» планируется создать структурное подразделение «Пассажирские локомотивы».Решительно настроены в ҚТЖ и в части прекращения порочной практики создания искусственного дефицита билетов. – В целях пресечения злоупотреблений в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, утвержденные приказом министра по инвестициям и развитию, 2 августа 2019 года внесены изменения, заметно улучшающие условия пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, – заявил с трибуны Серик Абденов. Способы улучшения условий пассажиров избраны следующие. Во-первых, изменены сроки подачи заявки от организованных групп пассажиров. Прежде они составляли от 1 до 45 суток, теперь же точку отсчета подняли до 6 суток до отправления поезда. Еще одно новшество – изменение правил оформления групповых билетов. Если кто помнит, ранее оформлялся билет на всю группу на одном бланке с указанием реквизитов ее руководителя, теперь же – на каждого пассажира в отдельности. К изменениям, касающимся группового проезда, относится и обязательное внесение невозвратного депозита в размере 30% от общей стоимости проезда (раньше все сводилось к сбору за резервирование мест в размере 290 тенге за одно место). Кроме того, ограничено внесение изменений в первоначальный список организованной группы пассажиров – один раз и не более 30% от общего количества списка до приобретения проездных документов. Ранее же была возможность неоднократно менять список не позднее 7 суток до отправления поезда и даже после оформления документов.Другая мера, которая, как считается, кардинально улучшит ситуацию, – изменение сроков выкупа зарезервированных мест. Теперь покупка будет производиться в течение 3 суток с момента резервирования, ранее же была возможность их выкупа в течение аж 15 суток!Что касается инвалидов, то к ним теперь особое отношение в виде 50-процентной скидки от стоимости проездного документа на поезда по социально значимым сообщениям. Скидка распространяется и на билеты для детей-инвалидов. И еще один приятный момент – отменен комиссионный сбор за операцию возврата в размере 1 000 тенге. Помнится, вводимая летом 2018 года комиссия (она была и прежде, но копеечная) вызвала среди общественности бурные обсуждения. Национальный перевозчик же объяснил все так: «Данная мера принята в целях пресечения злоупотреблений со стороны пассажиров, снижения рисков потери доходов, а также повышения доходности АО в целом».Сделана ставка и на «цифру». По признанию самих железнодорожников, одним из самых слабых звеньев в работе компании была электронная система продажи билетов. До 1 июля текущего года АО «Пассажирские перевозки» использовало систему продажи билетов АСУ «Экспресс», которая имела технологические недостатки, позволяющие массово и, что самое главное, неправомерно оформлять, переоформлять, возвращать и перепродавать билеты. Например, перекупщик выкупал все места в вагоне в первый же день появления их в продаже. Понятное дело, что потом ему предстоит сбыть их с рук, переоформив на желающих уехать. И вот эта-то система и давала такую гарантированную возможность, достаточно было лишь сделать множество запросов подряд.Как прокомментировали в нацкомпании, к большому сожалению, значительное число билетов было продано до 1 июля текущего года по старой системе. Сейчас же ҚТЖ борется с перекупщиками при помощи новой системы «Мобиус», основным достоинством которой стал лист ожидания, не позволяющий выкупать одному клиенту большое число билетов. Строгой регистрации и контролю подлежат все заявки, в системе организован контроль работы пользователя. В случае отсутствия мест можно встать в электронную очередь, и как только появляется вакантное место, информация о нем поступает в личный кабинет клиента и на его электронную почту. Выкупить проездной документ необходимо в течение 2 часов, в противном случае заявка аннулируется и «вакансия» переходит к следующему в списке ожидающих. Благодаря листу ожидания по состоянию на конец августа текущего года удалось оформить билеты почти 43 тыс. пассажиров. Кстати, если клиент пытается скупить недопустимое количество билетов, новая система его просто блокирует. Еще одна возможность системы – пассажиры могут сэкономить на покупке билета, отказавшись, допустим, от постельного комплекта при поездке на короткие расстояния, его цену просто вычтут из общей стоимости проездного документа.Также компания провела реорганизацию ревизорской службы в сфере пассажирских перевозок – создана независимая мобильная мониторинговая группа в центральном аппарате АО «НК «ҚТЖ» с полным обновлением штата сотрудников. Чистка рядов от аферистовОдин из самых активных участников в деле выявления и устранения проблем, связанных с пресечением незаконной деятельности в сфере пассажирских перевозок, – Национальное бюро по противодействию коррупции. Оно осуществляет последовательную «зачистку» АО «НК «ҚТЖ» от недобросовестных работников. К примеру, в нынешнем году уволены более 100 человек, в том числе сотрудники поездных бригад (про нечистых на руку проводников сказано тоже немало). В минувшем сентябре прошла встреча на тему «Коррупционные риски и применение антикоррупционного законодательства на предприятиях железнодорожной отрасли». В ходе мероприятия Серик Абденов отметил, что благодаря «дорожной карте» определились приоритетные направления деятельности по предупреждению и противодействию коррупции в сфере железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок. – Результаты работы по искоренению коррупции есть, но также остается большое поле деятельности в этом направлении, – отметил заместитель председателя правления. Со своей стороны в Агентстве по противодействию коррупции выражают осторожный оптимизм в связи с достигнутыми результатами. По словам заместителя председателя структуры Нурлана Шабдара, усилить борьбу с коррупцией поможет привлечение общественности. Кроме того, уже действует проектный офис, который занимается мероприятиями по недопущению коррупционных рисков в железнодорожной отрасли. В помощь офису – комплаенс-служба, ответственная за соблюдение антикоррупционного законодательства и норм этики. Также внедряются новые технологии в грузовом движении, например безбумажная технология оформления перевозочных документов, позволяющая сделать процессы абсолютно прозрачными.Кто в ответе за порядок и чистоту?Отдельная тема – состояние вагонного парка. Если отпускнику все-таки удастся заполучить место, еще не факт, что он останется доволен собственно поездкой. С незавидной (для национального перевозчика) периодичностью в соцсетях появляются видеоролики, демонстрирующие мало того что несвежее, так еще и рваное постельное белье. У кого-то приступы смеха вперемешку с возмущением вызывают ползающие по купе тараканы, ведущие крайне активную жизнь в основном под откидными сиденьями нижних полок. И ладно бы подобные «зарисовки» поступали из вагонов провинциальных маршрутов – нет же! Рваные постельные комплекты были в поездах «Тальго». И в них же, «испанцах», люди жаловались на антисанитарию и нежелание проводников следить за чистотой. А ведь ежегодно на обслуживание одного такого вагона тратится не менее 60 тыс. евро! Так почему же за достаточно высокую цену (в пару раз выше стоимости билетов на обычный поезд) пассажиры не могут получить соответствующий сервис? При том что сами же представители «Пассажирских перевозок» еще в 2017 году заявляли на международном пассажирском форуме о том, что «обеспечение пассажиров поездов нормальным постельным бельем является базовой вещью» и ставили вопрос о поиске сервисной компании, готовой взять на себя заботы о постельных принадлежностях, их закупе и, разумеется, стирке. Объяснение подобному непорядку у национального перевозчика простое: обслуживание таких вагонов – очень затратное мероприятие. Кроме того, влетают в копеечку и другие сопутствующие расходы, вроде услуг вокзального хозяйства. При этом не стоит забывать, что испанский вагон перевозит в 2 раза меньше пассажиров, чем бывший советский... Не так давно представители нацкомпании заявили: АО «НК «ҚТЖ» и Patentes Talgo S.L.U. с начала 2019 года вели переговоры, по результатам которых достигнута договоренность по дальнейшему сотрудничеству. В частности, на взаимовыгодных условиях подписан ряд документов, в соответствии с которыми дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ» выкупит долю участия Talgo Kazakhstan S.L. (дочерняя организация Patentes Talgo S.L.U.) в уставном капитале ТОО «Тұлпар-Тальго» в размере 0,00074%. Заодно пересмотрены условия контрактов на поставку комплектующих материалов для сборки вагонов, в соответствии с которыми предполагаются досборка 62 вагонов с заключением соответствующих дополнительных соглашений и дальнейшее завершение производства пассажирских вагонов по технологии Talgo.В свою очередь Patentes Talgo S.L.U. продолжит техническое обслуживание вагонов производства Talgo, в связи с чем внесены взаимоприемлемые изменения в условия ранее заключенного контракта на производство технического обслуживания, в том числе продлен срок его действия на дополнительные 9 лет – с 2027 по 2036 год.В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» ведет переговоры с потенциальными инвесторами по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тұлпар-Тальго».11 октября состоялся брифинг, на котором генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» Михаэль Кортюм рассказал об итогах первого месяца своей работы в качестве руководителя и поделился планами по дальнейшему развитию сферы железнодорожных пассажирских перевозок.Кортюм уже посетил ряд региональных предприятий, ознакомился с процессом подготовки вагонов в рейс, технологией их ремонта и мойки, при этом в ходе встречи обратил особое внимание на необходимость обновления ремонтного и моющего оборудования и развитие кадрового потенциала отрасли. Глава компании отметил, что для достижения поставленных результатов и повышения качества обслуживания пассажиров следует активизировать закуп и ремонт вагонов, улучшить систему продажи билетов, активно внедрять IT-технологии на производстве, повысить внутрикорпоративную культуру. Осуществление намеченного, по мнению Михаэля Кортюма, позволит улучшить качество обслуживания в поездах.– Считаю, что люди должны ездить по железной дороге с удовольствием, – заключил генеральный директор. Кроме этого, как сообщили в ҚТЖ, национальный перевозчик работает над обновлением вагонного парка. К примеру, до конца текущего месяца в распоряжение компании прибудут 23 новых российских вагона, полностью отвечающих современным требованиям. На сегодня в пассажирских перевозках по Казахстану задействовано около 2 300 вагонов, почти половина из них – устаревшей конструкции, не оснащены кондиционерами. И бегут они по 120 маршрутам, увозя в разные стороны счастливчиков, заполучивших заветный билетик.
02:00 Плохих народов не бывает, бывают плохие люди – об этом напоминает новая постановка Карагандинского драмтеатра им. К. С. Станиславского
04:00 По программе реновации более 200 ветхих домов в течение ближайших двух лет должны снести в Атырау
04:30 Совсем недавно службы ЧС бодро рапортовали о готовности к паводкам, но большая вода вновь застала всех врасплох
09:29 Глава государства обозначил перспективное направление сотрудничества с международными партнерами
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
28 февраля 2024 г. 3:00 Думан Орынбеков, ректор Shakarim University: Трансформация регионального вуза: молодые ученые как ключевой фактор развития
8 марта 2024 г. 5:20 Жительница Актау рассказала, как приумножить и не растерять знания казахского языка
15 марта 2024 г. 19:20 Полный текст выступления президента на третьем заседании Национального курултая