Главная страница

Пассажиру не до жиру

В июле нынешнего года Президент поручил решить вопрос с дефицитом билетов на железнодорожный транспорт. Об этом же говорил и в Послании народу. Как исполняется поручение Главы государства?

Перекупщики не дремлют

Наверняка каждый из нас, собираясь в отпуск, хотя бы раз сталкивался с дефицитом билетов на железной дороге. И ладно бы их не было на даты впритык к отъезду, так ведь их не предвидится и в обозримом будущем (2–3 верхних плацкартных места возле туалета в расчет можно не брать)!

И вот что примечательно: в кассах вокзалов (к слову, по стране всего 230 официальных касс «Пассажирских перевозок» и около 4,6 тыс. частных касс) билетов не достать, но стоит отойти от окошечка, как тут же появляются «помогайки» – субъек­ты, способные с легкос­тью
обеспечить клиента заветным документиком на любое направление и на любое число...

Цена – как повезет, но, разу­меется, выше установленной, и порой в 2–3 раза. Если в итоге состоявшейся купли-продажи обе стороны остаются довольными, то для национального перевозчика подобные «сделки» – головная боль.

Бесспорно, проблема давно приобрела системный характер: в крупных городах бойкая торговля билетами из-под полы поставлена на поток. И сколько бы ни пытались работники СМИ размышлять над истоками этого прискорбного явления, сколько бы сотрудники антикоррупционного ведомства ни ловили «помогаек» «на живца», толку от этого мало – без переплаты за билеты поездка на поезде по-прежнему остается для многих недоступным удовольствием.

Проблема разрослась и укоренилась настолько, что даже Президент Касым-Жомарт Токаев затронул ее в своем Послании народу Казахстана.

«При попустительстве профильного министерства, ведомств создан искусственный дефицит билетов в железнодорожных пассажирских перевозках. Необходимо срочно навести порядок в этих сферах», – подчерк­нул Глава государства. Причем немногим ранее, в июле, в Twitter Президента РК уже была аналогичная запись: «Дал поручение Правительству прекратить практику создания искусственного дефицита билетов на поезда в летний период, что создает неудобства­ гражданам и препятствия развитию внут­реннего туризма в Казахстане».

То есть, получается, сигнал изменить ситуацию поступил давно, но в самый пик летних каникул и отпусков практически ничего не изменилось и страждущие по-прежнему толкались у касс в попытках ухватить заветные билеты.

Шлагбаум поднят

Об ощутимых подвижках в решении проблемы руководство АО «НК «Қазақстан темір жолы» заявило на состоявшемся в сентябре в МИИР РК заседании коллегии. В ходе мероприятия заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по корпоративным вопросам и HR Серик Абденов выступил с докладом на тему «Проблемные вопросы в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и пути их решения в свете Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева».

Как доложил представитель нацкомпании, подготовлены проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Рес­публики Казахстан по вопросам железнодорожного транс­порта» и концепция к нему.

Проектом закона предусмат­риваются поправки, позволяющие выстроить «прозрачную» систему субсидирования пассажирских перевозок. Документ направлен в первую очередь на изменение регуляторной тарифной среды и затрагивает внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты республики, такие как Предпринимательский кодекс, Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Закон РК «О железнодорожном транспорте».

По словам Серика Абденова, реализация поправок, предла­гаемых в действующее законодательство, потребует серьезных организационных преобразований в национальной компании. В связи с этим в структуре акцио­нерного общества «ҚТЖ – Грузовые перевозки» планируется создать структурное подразделение «Пассажирские локомотивы».

Решительно настроены в ҚТЖ и в части прекращения порочной практики создания искусственного дефицита билетов.

– В целях пресечения зло­употреблений в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, утвержденные приказом министра по инвес­тициям и развитию, 2 августа 2019 года внесены изменения, заметно улучшающие условия пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, – заявил с трибуны Серик Абденов.

Способы улучшения условий пассажиров избраны следующие. Во-первых, изменены сроки подачи заявки от организованных групп пассажиров. Прежде они составляли от 1 до 45 суток, теперь же точку отсчета подняли до 6 суток до отправления поезда.

Еще одно новшество – изменение правил оформления групповых билетов. Если кто помнит, ранее оформлялся билет на всю группу на одном бланке с указанием реквизитов ее руководителя, теперь же – на каждого пассажира в отдельнос­ти. К изменениям, касающимся группового проезда, относится и обязательное внесение невозвратного депозита в размере 30% от общей стоимости проезда (раньше все сводилось к сбору за резервирование мест в размере 290 тенге за одно место).

Кроме того, ограничено внесение изменений в первоначальный список организованной группы пассажиров – один раз и не более 30% от общего количества списка до приобретения проездных документов. Ранее же была возможность неоднократно менять список не позднее 7 суток до отправления поезда и даже после оформления документов.

Другая мера, которая, как считается, кардинально улучшит ситуацию, – изменение сроков выкупа зарезервированных мест. Теперь покупка будет производиться в течение 3 суток с момен­та резервирования, ранее же была возможность их выкупа в течение аж 15 суток!

Что касается инвалидов, то к ним теперь особое отношение в виде 50-процентной скидки от стоимости проездного до­кумента на поезда по социально значимым сообщениям. Скидка распространяется и на билеты для детей-инвалидов.

И еще один приятный момент – отменен комиссионный сбор за операцию возврата в размере 1 000 тенге. Помнится, вводимая летом 2018 года комиссия (она была и прежде, но копеечная) вызвала среди общественности бурные обсуждения. Национальный перевозчик же объяснил все так: «Данная мера принята в целях пресечения злоупотреблений со стороны пассажиров, снижения рисков потери доходов, а также повышения доходности АО в целом».

Сделана ставка и на «цифру». По признанию самих железнодорожников, одним из самых слабых звеньев в работе компании была электронная система продажи билетов. До 1 июля текущего года АО «Пассажирские перевозки» использовало систему продажи билетов АСУ «Экспресс», которая имела технологические недостатки, позво­ляющие массово и, что самое главное, неправомерно оформ­лять, переоформлять, возвращать и перепродавать билеты.

Например, перекупщик выкупал все места в вагоне в первый же день появления их в продаже. Понятное дело, что потом ему предстоит сбыть их с рук, пе­реоформив на желающих уехать­. И вот эта-то система и давала такую гарантированную возможность, достаточно было лишь сделать множество запросов подряд.

Как прокомментировали в нацкомпании, к большому сожалению, значительное число билетов было продано до 1 июля текущего года по старой сис­теме. Сейчас же ҚТЖ борется с перекупщиками при помощи новой системы «Мобиус», основным достоинством которой стал лист ожидания, не позволяющий выкупать одному клиенту большое число билетов. Строгой регистрации и контролю подлежат все заявки, в системе организован контроль работы пользователя.

В случае отсутствия мест можно встать в электронную очередь, и как только появляется вакантное место, информация о нем поступает в личный кабинет клиента и на его электронную почту. Выкупить проездной документ необходимо в течение 2 часов, в противном случае заявка аннулируется и «вакансия» переходит к следующему в спис­ке ожидающих.

Благодаря листу ожидания по состоянию на конец августа текущего года удалось оформить билеты почти 43 тыс. пассажиров. Кстати, если клиент пытается скупить недопустимое количест­во билетов, новая система его просто блокирует.

Еще одна возможность сис­темы – пассажиры могут сэко­номить на покупке билета, отказавшись, допустим, от пос­тельного комплекта при поездке на короткие расстояния, его цену просто вычтут из общей стоимости проездного докумен­та.

Также компания провела реорганизацию ревизорской службы в сфере пассажирских перевозок – создана независимая мобильная мониторинговая группа в центральном аппарате АО «НК «ҚТЖ» с полным обновлением штата сотрудников.

Чистка рядов от аферистов

Один из самых активных участников в деле выявления и устранения проблем, связанных с пресечением незаконной деятельности в сфере пассажирских перевозок, – Национальное бюро по противодействию коррупции. Оно осуществляет последовательную «зачистку» АО «НК «ҚТЖ» от недобросовестных работников. К примеру, в нынешнем году уволены более 100 человек, в том числе сотруд­ники поездных бригад (про нечистых на руку проводников сказано тоже немало).

В минувшем сентябре прошла встреча на тему «Коррупционные риски и применение антикоррупционного законодательства на предприятиях железнодорожной отрасли». В ходе мероприя­тия Серик Абденов отметил, что благодаря «дорожной карте» определились приоритетные направления деятельности по предупреждению и противодействию коррупции в сфере железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок.

– Результаты работы по искоренению коррупции есть, но также остается большое поле деятельности в этом направлении, – отметил заместитель председателя правления.

Со своей стороны в Агентстве по противодействию коррупции выражают осторожный оптимизм в связи с достигнутыми результатами. По словам замес­тителя председателя структуры Нурлана Шабдара, усилить борьбу с коррупцией поможет привлечение общественности. Кроме того, уже действует проект­ный офис, который занимается мероприятиями по недопущению коррупционных рисков в железнодорожной отрасли.

В помощь офису – комплаенс-служба, ответственная за соб­людение антикоррупционного законодательства и норм этики. Также внедряются новые технологии в грузовом движении, например безбумажная технология оформ­ления перевозочных документов, позволяющая сделать процессы абсолютно прозрачными.

Кто в ответе за порядок и чистоту?

Отдельная тема – состояние вагонного парка. Если отпускнику все-таки удастся заполучить место, еще не факт, что он останется доволен собственно поездкой.

С незавидной (для национального перевозчика) периодич­ностью в соцсетях появляются видеоролики, демонстрирующие мало того что несвежее, так еще и рваное постельное белье. У кого-то приступы смеха вперемешку с возмущением вызывают ползающие по купе тараканы, ведущие крайне активную жизнь в основном под откидными сиденьями нижних полок.

И ладно бы подобные «зарисовки» поступали из вагонов провинциальных маршрутов – нет же! Рваные постельные комплекты были в поездах «Тальго». И в них же, «испанцах», люди жаловались на антисанитарию и нежелание проводников следить за чистотой. А ведь ежегодно на обслуживание одного такого вагона тратится не менее 60 тыс. евро! Так почему же за дос­таточно высокую цену (в пару раз выше стоимости билетов на обычный поезд) пассажиры не могут получить соответствующий сервис?

При том что сами же представители «Пассажирских перевозок» еще в 2017 году заявляли на международном пассажирском форуме о том, что «обеспечение пассажиров поездов нормальным постельным бель­ем является базовой вещью» и ставили вопрос о поиске сервис­ной компании, готовой взять на себя заботы о постельных принадлежностях, их закупе и, разумеется, стирке.

Объяснение подобному непорядку у национального перевозчика простое: обслуживание таких вагонов – очень затратное мероприятие. Кроме того, влетают в копеечку и другие сопутствующие расходы, вроде услуг вокзального хозяйства. При этом не стоит забывать, что испанский вагон перевозит в 2 раза меньше пассажиров, чем бывший советский...

Не так давно представители нацкомпании заявили: АО «НК «ҚТЖ» и Patentes Talgo S.L.U. с начала 2019 года вели переговоры, по результатам которых достигнута договоренность по дальнейшему сотрудничеству. В частности, на взаимовыгодных условиях подписан ряд документов, в соответствии с которыми дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ» выкупит долю участия Talgo Kazakhstan S.L. (дочерняя организация Patentes Talgo S.L.U.) в уставном капитале ТОО «Тұлпар-Тальго» в размере 0,00074%.

Заодно пересмотрены условия контрактов на поставку комплектующих материалов для сборки вагонов, в соответствии с которыми предполагаются досборка 62 вагонов с зак­лючением соответствующих дополнительных соглашений и дальнейшее завершение производства пассажирских вагонов по технологии Talgo.

В свою очередь Patentes Talgo S.L.U. продолжит техническое обслуживание вагонов производства Talgo, в связи с чем внесены взаимоприемлемые изменения в условия ранее заключенного контракта на производство технического обслуживания, в том числе продлен срок его действия на дополнительные 9 лет – с 2027 по 2036 год.

В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» ведет переговоры с потенциальными инвесторами по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тұлпар-Тальго».

11 октября состоялся брифинг, на котором генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» Михаэль Кортюм рассказал об итогах первого месяца своей работы в качестве руководителя и поделился планами по дальнейшему развитию сферы железнодорожных пассажирских перевозок.

Кортюм уже посетил ряд региональных предприятий, ознакомился с процессом подготовки вагонов в рейс, технологией их ремонта и мойки, при этом в ходе встречи обратил особое внимание на необходимость обновления ремонтного и моющего оборудования и развитие кадрового потенциала отрасли.

Глава компании отметил, что для достижения поставленных результатов и повышения ка­чества обслуживания пассажиров следует активизировать закуп и ремонт вагонов, улучшить систему продажи билетов, активно внедрять IT-технологии на производстве, повысить внут­рикорпоративную культуру. Осуществление намеченного, по мнению Михаэля Кортюма, позволит улучшить качество обслуживания в поездах.

– Считаю, что люди должны ездить по железной дороге с удовольствием, – заключил генеральный директор.

Кроме этого, как сообщили в ҚТЖ, национальный перевозчик работает над обновлением вагонного парка. К примеру, до конца текущего месяца в распоряжение компании прибудут 23 новых российских вагона, полностью отвечающих современным требованиям.

На сегодня в пассажирских перевозках по Казахстану задействовано около 2 300 вагонов, почти половина из них – устаревшей конструкции, не оснащены кондиционерами. И бегут они по 120 маршрутам, увозя в разные стороны счастливчиков, заполучивших заветный билетик.

Автор:
Елена Левкович
09:37, 22 Октября 2019
0
2013
Подписка

Популярное

Читайте также