Стремление быть первой везде и во всем позволило Оксане Набиевой (Драчевой) выучить казахский язык и сделать его важнейшей частью своей жизни.
Оксана родилась в 1997 году в поселке Жасоркен Жамбылской области. Училась в школе с казахским языком обучения, и поначалу, как отмечает сама, столкнулась с немалыми трудностями.
– Родители не могли мне помочь в постижении языка, но сами казахи, как известно, очень добрый народ. Соседи, знакомые, друзья охотно помогали мне с домашними заданиями, – рассказывает Оксана. – Я училась на «отлично» по всем предметам, поэтому мне очень хотелось, чтобы и по казахскому языку у меня были высокие оценки.
Целеустремленность девочки вскоре начала приносить плоды. Даже будучи шестиклассницей, Оксана, если видела цель – не видела препятствий. Углубленным изучением казахского занялась самостоятельно, взяв в школьной библиотеке кучу учебников. Самостоятельно строила удобные для себя таблицы, систематизировала и запоминала новый материал, выводила закономерности, запоминала правила.
– В 8-м классе я владела казахским на уровне носителя языка, – с гордостью признается девушка. – Чтобы помочь маме, начала преподавать. В нашем многонациональном поселке, где проживали курды, турки, дунгане, было много желающих освоить язык, разговаривать на казахском. И я им в этом активно помогала.
Окончив школу, Оксана поехала в Алматы и благодаря высокому баллу по итогам Единого национального тестирования поступила на грант в Казахский университет международных отношений и мировых языков (КазУМОиМЯ) им. Абылай-хана. Девушка училась по специальности «переводчик-синхронист с казахского языка на русский язык». С первого курса параллельно с учебой начала работать.
– Получила приглашение вести бесплатно кружок по изучению казахского языка в алматинском Доме дружбы, – продолжает Оксана. – Согласилась. Кстати, круг заинтересованных стремительно расширялся. Посетители кружка вскоре признались, что одного занятия в неделю недостаточно и они готовы платить за дополнительные уроки. Таким образом, сами люди подтолкнули меня к рождению бизнес-идеи. Именно благодаря такому опыту я задумалась об аренде кабинета и преподавании на коммерческой основе.
На накопленные деньги с повышенной стипендии девушка арендовала кабинет. Закупила листы ДСП, два из них пошли на доску, которую Оксана смастерила самостоятельно, покрасив краской, а остальные – на создание парт. С партами и обустройством кабинета помогли друзья.
До 4-го курса дело молодого специалиста активно развивалось. Параллельно с этим девушка получала бесценный опыт работы ведущей на телеканале «Казахстан».
– Однажды «Казахстан» снимал ролик в нашем университете. Продюсер канала Элла Цой отметила, что я чисто говорю на казахском и позвала меня на программу «Менің Қазақстаным». До 2019 года я работала там, а через некоторое время вышла замуж и родила ребенка, – рассказывает Оксана.
По ее словам, пандемия очень изменила людей, их сознание. Многие из нас стали по-другому смотреть на жизнь и относиться к онлайн-формату с большим доверием и заинтересованностью. Когда слушатели курсов Оксаны из-за карантинных ограничений не смогли приезжать на занятия в центр, она перевела образовательный процесс в виртуальный режим.
– Сейчас у меня большая школа, которая ежемесячно пополняется новыми учениками, – отмечает молодой специалист. – Я стала активно вести свою образовательную страницу в июне 2021 года. Сегодня у меня 1 800 подписчиков, из которых 270 посещают онлайн-занятия. Это хорошая конверсия, говоря языком блогер-аналитики. Основная аудитория слушателей моего языкового курса – люди старше 50 лет.
Оксана Набиева разработала свой эффективный формат преподавания, благодаря которому ученик может изучать казахский язык в удобном месте и в удобное время, начиная с любого уровня знаний.
Помимо самих уроков Оксана не так давно начала создавать авторские видеоигры, которые помогают изучать язык. В активе уже 32 вида игр. В качестве развлекательного контента учитель включает в процесс обучения отрывки из фильмов на казахском языке.
– К сожалению, учебники казахского языка, по которым занималась и я, не отличаются высокой эффективностью, в них отсутствует система. Они не строятся по принципу «от простого к сложному». С первого урока даются сложные темы, которые дети не могут понять. Вся эта «каша» в их голове от урока к уроку только множится, – с сожалением говорит Оксана. – А постоянное непонимание и трудность материала отбивают желание изучать язык. И это большая проблема.
Системность преподавания казахского языка Оксаны Набиевой позволяет ученикам осуществлять гармоничные и логичные переходы от темы к теме, постепенно наращивая необходимый багаж знаний. В своих заданиях акцент Оксана делает на аудировании, потому как уверена: если человек хочет заговорить, он должен уметь слышать и понимать речь изучаемого языка. Для того чтобы совершенствовать разговорный казахский, преподаватель организовывает видеоконференции, на которых люди с тем или иным уровнем знаний могут общаться друг с другом.
География посетителей этого языкового курса обширна. Ученики подключаются к занятиям не только из Казахстана, но и из России, Украины, Беларуси, Китая и даже из Южной Африки. Большинство из них – наши соотечественники, которые по разным причинам живут и работают в разных странах.
– При стартовом анкетировании учеников я задаю им вопрос о цели изучения языка. И все они в основном пишут следующее: «Это наш родной язык, хотим знать язык своих предков», – заключает Оксана Набиева. – Мне кажется, что этот ответ очень достойный. Изучение языка по велению сердца всегда становится любимым занятием, приносит истинное удовольствие и незамедлительные результаты.