От батрака до генерала

4058
Галия Шимырбаева

Затерявшийся приз

В Государственном центре поддержки национального кино состоялось чествование актера, были зачитаны поздравительные адреса юбиляру от Главы государства Касым-Жомарта Токаева и министра культуры и спорта Актоты Раимкуловой.

К гостинице «Алматы», где сейчас находится офис ГЦПНК, пришли коллеги и поклонники таланта Нуржумана Ихтымбаева.

Юбилей актера ознаменовался примечательным событием: его нашел затерявшийся на долгие 12 лет приз Международного кинофестиваля в Чебоксарах (Чувашия, Россия) за лучшую мужскую роль в фильме «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова. По словам режиссера, тогда, осенью 2009 года, все происходило в спешке: актеру успели вручить только грамоту, а приз – бронзовую статуэтку «Анне», копию Монумента Матери, установленного в центре Чебоксар, отправили почтой. Кочуя из поезда в самолет, она где-то затерялась по дороге. И вот теперь, спустя много лет, награда нашла героя.

Напомним: «Подарок Сталину» – это удивительно душевная и очень качественно снятая картина, она открывала в 2008 году 13-й Пусанский кинофестиваль в Южной Корее, удостоена Гран-при – сарматского Золотого льва – первого международного кинофестиваля «Восток – Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге (Россия), Гран-при Международного кинофестиваля Азиатского кино в Везуле (Франция), Гран-при Международного кинофестиваля ФЕСТ в Белграде (Сербия), Гран-при и приза «Лучший актер» (Дален Шантемиров) на фестивале еврейских фильмов в Варшаве (Польша).

Нуржуман Ихтымбаев изначально был единственной кандидатурой на роль главного героя картины – аристократа духа, путевого обходчика Касыма, спасшего сироту Сашку-Сабыра (Дален Шантемиров). Сценарий «Подарка Сталину», собственно, писался под него.

– Идея создания этой картины принадлежала его другу, Ментаю Утепбергенову, – рассказывает режиссер Рустем Абдрашов. – Когда мы с израильским писателем Давидом Маркишем, чьи воспоминания легли в основу фильма и где он сыграл уже взрослого мальчика Сашу, депортированного в Казахстан, и россиянином Павлом Финном писали сценарий, то в роли обходчика Касыма видели только Нуржумана-ага. Поэтому нам было легко создавать этот образ.

По словам режиссера, работать с Нуржуманом Ихтымбаевым на съемочной площадке всегда легко:

– Он чисто киношный актер, который очень хорошо знаком с камерой. Когда начинается съемочный период, гримируется и фактически до последнего кадра работает в состоянии поста. Его ураза заканчивается с последним съемочным днем, после чего он начинает приходить в себя. Актер так и говорит, что не может соз­давать образ на сытый желудок.

А открыл для кино Нуржумана Ихтымбаева «кинематографический папа» многих звезд отечественного кино Абдулла Карсакбаев.

Скажи мне, кто твой учитель

После окончания педучилища в Жаркенте молодой учитель музыки, ни сном ни духом не ведавший о кино, организовал в этом крохотном городке три оркестра – два струнных и один духовой, а еще тренировал мальчишек-борцов. Однажды их увезли сниматься в массовке в фильме «Тревожное утро» Абдуллы Карсакбаева, где они устроили драку. В следующий раз на съемочную площадку им велели явиться вместе с наставником.

Тот далекий день Нуржуман Ихтымбаев вспоминает так, словно это случилось вчера:

– И вот поднимаюсь я, значит, на съемочную площадку (съемки шли далеко в горах), смотрю – навстречу идет молодая красавица. Что-то мне в ее облике показалось знакомым. Так и есть! Сара Журабаева! Я с ней познакомился в 1962 году, когда Мажит Бегалин снимал фильм «Следы уходят за горизонт». Она, второй режиссер картины, заметила меня на летней эстраде, где я по заданию Министерства культуры республики давал заключительный концерт. Я ведь перед этим выступал в Москве на конкурсе художественной самодеятельности, где получил Гран-при как солист. Сара Журабаева, в ту пору незамужняя девушка (как такой отказать?), привезла меня на киностудию и показала Мажиту Бегалину.

«Ну, давай попробуем на роль Танабая», – сказал он. Я прошел пробы, а потом целый день слонялся по киностудии в ожидании ответа. Все суетятся, курят, кроют друг друга матом, того нет, этого нет… Устав сидеть, решил: «Нет, так не годится». Сел в автобус на вечерний рейс и уехал к себе в Жаркент.

И вот мы снова встретились с Сарой. Обнялись, всплакнули. Она сказала, что теперь меня никуда не отпустит. Так оно и случилось – каждый шаг вне киностудии я согласовывал с ней.

Тем же вечером она потащила меня на день рождения народного артиста республики, оперного певца Курманбека Жандарбекова. Байдильда Калтаев, Канабек Байсеитов, Ануар Молдабеков, Идрис Ногайбаев, Фарида Шарипова… Весь цвет казахского искусства был на том тое. В самый разгар веселья Сара-апай сказала: «Давайте послушаем молодого учителя, дайте ему домбру». Я ждал этого момента.

Абдулла Карсакбаев (режиссер фильма «Тревожное утро») восхитился: «И откуда ты такой взялся?!». Кто-то из гостей посоветовал ему: «Вот и укрась им свой фильм». На следующий день Абдулла велел обрить меня наголо – и на съемочную площадку…

В «Тревожном утре» Нуржуман Ихтымбаев сыграл батрака Капана, да так и остался работать в кино.

Когда отснятый материал просматривал худсовет киностудии, председатель Госкино респуб­лики Александр Федулин и директор «Казахфильма» Камал Смаилов заинтересовались: «Где нашли парня?». Узнав, что он учитель из Жаркента, велели вызвать в Алма-Ату. Так в 1968 году он перешел в штат киностудии. К тому времени бывший учитель был утвержден в еще одной картине Абдуллы Карсакбаева – «Путешествие в детство».

Начав свою актерскую карьеру на «Казахфильме» и «Киргизфильме», в советское время он отработал почти на всех киностудиях огромной державы. Фактически все азиатские роли в фильмах российских режиссеров доставались ему.

В России сыграл одну из самых лучших своих ролей – ненецкого художника и сказителя Тыко Вылку в фильме «Великий самоед». Трудность заключалась в том, что он играл своего героя и в молодости, и в преклонном возрасте. Впрочем, за плечами у артиста уже был такой опыт перевоплощения.

– Я наблюдал его в фильме «Боярышник» Мурата Омарова, – рассказывает режиссер-документалист Булат Нусимбеков. – В этом «коротком метре» по сценарию свежеиспеченного выпускника ВГИК Сатыбалды Нарымбетова, написанного им по мотивам рассказа Оразбека Сарсенбаева «Спи спокойно, ревизор», подобралась отличная команда. Нуржуману тогда было всего 38 лет, но он изображал старика-ревизора, который готовился к пенсии, а красавица Раиса Мухамедьярова играла матерую воровку. Актеру сделали замечательный грим – седые виски и усы, морщинистые руки, но самое главное – походка! Когда он шел по улице, то это был натуральный старик! Я, в ту пору 24-летний второй оператор картины, впервые увидев такое перевоплощение, был потрясен.

В 70-х годах актер снялся в «Седьмом небе», «Конце атамана», в военной драме «Песнь о Маншук». За роль Мураталиева в целинной эпопее «Вкус хлеба» он получил Госпремию СССР.
В 80-е актер пробует себя в разных жанрах, охотно снимается в фильмах для детей, берется и за отрицательные роли.

– Самый шокирующий его персонаж – грубый злодей Асанбек в мосфильмовской картине Талгата Теменова «Волчонок среди людей», – рассказывает много и интересно пишущий о кино журналист Сергей Лесковский. – Новый век подарил Ихтымбаеву несколько прекрасных ролей. Кроме путевого обходчика Касыма в исторической киноповести Рустема Абдрашова «Подарок Сталину» появился с Жераром Депардье в лирической комедии «Нежданная любовь» и впервые участвовал в научно-фантастическом кино, снявшись в роли Зоара у Тимура Бекмамбетова в двух «Дозорах» – дневном и ночном. В 2017-м сыграл одну из главных ролей в украинском фильме «Тарас. Возвращение», рассказывающем о последних месяцах пребывания Тараса Шевченко в казахстанской ссылке.

Жена актера

Успешной актерской карьере Нуржумана Ихтымбаева помогла его верная жена Шолпан Ихтымбаева.

– В молодости я была уверена, что семья у нас не состоится, хотя поженились мы по большой любви, – рассказывает супруга, с которой они вместе 57 лет. – В фильме «Москва слезам не верит» есть такая фраза: чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта и помотаться с ним по всем гарнизонам. Вот я и прошла с ним «по всем гарнизонам», пока он не стал популярным актером и лауреатом Госпремии СССР. Мне было всего 18 лет, когда вышла за него замуж. Он заканчивал пед­училище в Жаркенте, а я была первокурсницей. После первой картины («Тревожное утро» Абдуллы Карсакбаева) дома он появлялся редко. Уезжал на съемки – и пропадал, тогда ведь не то что соток, даже телефонов не было. С тех пор у него жизнь была своей, а мы с детьми жили как бы в другой параллели.

Детей я рожала на ходу, в декретных не сидела совсем. Двое старших появились на свет, когда еще была студенткой, а третий ребенок родился недоношенным – сказались трудности быта. Пока жили на частных квартирах, и печку топила, и воду носила. Первую квартиру нам дали, когда старшему сыну было уже 8 лет.
В то время гости у нас не переводились. Всех встречала, кормила и укладывала спать штабелями, а утром бежала на работу.

Мой педагогический стаж – 40 лет. Правда, в школе совсем мало. В 70-х годах все учителя, чтобы устроить детей в садик, шли работать воспитателями. Вот и я тоже пошла. Сделала там карьеру – была методистом, заведующей детским садом, потом – заведующей учебной частью санатория «Алатау». Вот и вся жизнь.

Наша семья, думаю, сохранилась только благодаря моему терпению. Куда мне было бежать с тремя детьми? Чем я удержала? Думаю, тем, что соз­дала крепкий тыл: уютный быт, ухоженные, воспитанные и беспроблемные дети. Меня многие спрашивают: а как уживались под одной крышей суперпопулярный актер и обычная учительница? Дело в том, что хороший педагог – это и есть артист. Недаром везде, где работала, добровольно выполняла функ­ции культмассовика.

Вполне возможно, что и в кино тоже могла сняться. Нуржуман ведь меня даже на фотопробы водил, но дальше этого не пошло – не захотел. Мое самолюбие тешит то, что когда мы бывали рядом, то люди говорили, что это я больше похожа на актрису, чем мой муж.

– А как Ваша семья пережила 90-е?

– Как и все – тяжело. Кино тогда почти не снимали. Мы к тому времени получили квартиру в другом районе. На работу мне стало ездить далеко, а зарплата там была маленькая, и я уволилась, чтобы пойти торговать на базар. Маршрут Алматы – Петропавловск – Костанай с огромными баулами в руках на несколько лет стал моим рабочим.

Нуржуман впервые за много лет надолго оказался дома. Вот тогда он познакомился поближе со своими детьми. В общем, быть женой актера, особенно популярного, очень тяжело. Некоторые завидуют мне, а вы попробуйте выйти замуж за актера. Сколько актерских семей распалось и распадается, не выдерживают такого графика.

– Но сейчас ведь Вы себя уже чувствуете женой генерала?

– Теперь – да. Когда он в 1980 году получал звание лауреата Государственной премии СССР, сказал, что это звание надо дать его жене. Это, мол, ее заслуга. Я была тронута...

Популярное

Все
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Будут эксперименты – придут и достижения
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
О поддержке врачей и вейпах
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Зеленое строительство - вызов времени, тренд или необходимость?
Открыли ящик Пандоры
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Военнослужащие Нацгвардии заготовили и уложили более одного…
За границей ценят пользу жетысуских трав
Новаторы степных просторов
Учеба и работа в одном флаконе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]