Как отмечается в заключении профильного комитета, Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков будет подчинено Президенту Казахстана. В результате создания структуры все субъекты, предоставляющие финансовые услуги, в частности ипотечные, страховые, коллекторские организации будут переданы в бюро агентства.
Местом дислокации агентства, сообщил глава Нацбанка Ерболат Досаев, определен город Алматы. Численность сотрудников составит порядка 500 человек. Финансироваться новая структура будет за счет республиканского бюджета, система оплаты труда утверждаться Правительством, а статус служащих будет аналогичен статусу сотрудников Национального банка.
Что касается всеобщего декларирования, то оно будет вводиться поэтапно.
На первом этапе предполагается перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 года. На данном этапе декларированию будут подлежать лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги; лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги; лица, приравненные к лицам на выполнение, и их супруги и лица, на которых возложена обязанность по предоставлению декларации в соответствии с законодательством РК.
На втором этапе предусматривается первоначальное декларирование работников государственных учреждений и их супругов, а также работников квазигоссектора и их супругов с 1 января 2023 года.
На третьем этапе предусматривается первоначальное декларирование руководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов с 1 января 2025 года.
Кроме того, предусматривается списание пеней физическим лицам по налоговым обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2019 года при условии погашения до конца 2019 года основного долга. При этом по налогу на имущество и земельному налогу списание пеней предлагается по обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2018 года с учетом срока их уплаты до 1 октября 2019 года.
В ходе обсуждения документа у сенаторов возник ряд вопросов. Так, Сергей Ершов, констатировав, что в статье закона о микрофинансовых организациях сказано, что микрофинансовые организации вправе предоставлять микрокредиты электронным способом в порядке, определяемом уполномоченным органом, поинтересовался, как граждане могут защититься в случае, если по их документам, которые попали в руки мошенников, был оформлен онлайн-кредит.
Ерболат Досаев признал, что онлайн-кредиты – один из самых больных вопросов на финансовом рынке.
– К сожалению, онлайн-кредитование и оказание такого рода услуг оказывается не только на территории РК, но и компаниями, которые находятся за пределами РК. Они находятся в абсолютно нерегулируемой сфере. В чем наше предложение? Кроме ограничительных норм, условия договора и так далее, также будет введен самый важный момент – это предоставление необходимой информации в кредитное бюро. Как вы знаете, в стране существует государственное кредитное бюро как эталонное и первое кредитное бюро, которое создано банками и финансовыми организациями. Поэтому теперь, чтобы получить заем, они обязаны предоставить необходимую отчетность, в которой мы увидим, кому заем предоставлен. А кредитное бюро, когда обрабатывает общую долговую нагрузку для компаний или для физлиц, сразу увидит, где находится правда или неправда, – пояснил он.
Также будет создан так называемый «черный список» компаний, предоставляющих онлайн-кредиты, и заемщиков, пользующихся такими услугами.
Между тем принимаемые меры в этом вопросе сенаторы считают недостаточными. Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Аскар Бейсенбаев отметил, что онлайн-кредиты по-прежнему остаются популярными среди наших граждан. Так, по данным Национального банка, портфель рынка онлайн-кредитования по состоянию на 1 апреля 2019 года составил 63,2 млрд тенге, и около 400 тыс. человек сегодня являются заемщиками по онлайн-кредитам.
– Отсутствие четкого регулирования этой сферы порождает социальные риски, учитывая стремительный рост финансовых технологий и доступность денежных средств по данной линии. В целом должна быть выработана определенная модель государственного регулирования сферы онлайн-кредитования, – отметил сенатор.
Есть еще ряд проблем в микрофинансовой сфере, которые сенаторы попросили Нацбанк взять на заметку. Аскар Бейсенбаев считает большой проблемой закредитованность населения. Сегодня объем потребительских кредитов, выданных коммерческими банками физическим лицам, составляет 3,6 трлн тенге, а количество заемщиков достигло 4,7 млн человек. Это свыше 25% от всего населения страны. Ссудный портфель микрофинансовых организаций составляет 236,7 млрд тенге. Количество заемщиков, имеющих 2 и более займа, составляет почти полтора миллиона человек. В среднем на каждого из них приходится по 1,3 млн тенге.
– Долги населения растут в 4 раза быстрее их заработных плат. Сегодня все больше казахстанцев живет не по средствам. Кредиты берут все больше и больше. Большую популярность получает выдача товарных кредитов в торговых сетях. Более того, банковский сектор предлагает казахстанцам приобретать в рассрочку не только товары для дома, но и продукты питания и услуги. В стране образовалась новая рисковая схема использования необеспеченных потребительских кредитов для закрытия других кредитов, в том числе ипотечных займов, – констатировал он.
Особо настораживает кредитование неработающей молодежи, студентов, а также низкооплачиваемых работников бюджетной сферы.
– Порой финансовые организации, зная, что данная категория людей может не вернуть выданные займы, осознанно идут на такие риски. Исходя из этого, сегодня необходимо пересмотреть институт потребительского кредитования и принять необходимые меры для улучшения положения заемщиков, – сказал сенатор.
Высказался он и по поводу всеобщего декларирования.
– Мы должны четко определить основную цель всеобщего декларирования. Это или борьба с теневой экономикой, или с коррупционными проявлениями, либо это усиление роли государства в обеспечении сбора налогов. Только исходя из этого можно переходить к полномасштабному администрированию налогообложения доходов физических лиц, – сказал депутат.
По его мнению, сегодня нет четких критериев сведений, подлежащих отражению во входной декларации, что может завтра вызвать справедливое возмущение со стороны населения.
– Не до конца продуманная законодательная база в период реализации может вызвать настоящий коллапс, в том числе и технический. В связи с этим было бы разумно создать максимально удобную для населения процедуру входного декларирования с понятным и четким определением сведений, подлежащих отражению в декларации, четко определить круг лиц, на которых будет распространяться обязанность по представлению упрощенной декларации в рамках всеобщего декларирования, – считает Аскар Бейсенбаев.
Согласно повестке сенаторы ратифицировали Договор о запрещении ядерного оружия. Согласно договору запрещаются производство, испытание, приобретение, передача, хранение и размещение на территории государства-участника ядерного оружия и/или ядерных взрывных устройств. Также запрещено как использование ядерного вооружения, так и применение угроз по его использованию.
Палата ратифицировала Четвертый протокол о внесении изменений в Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности.
Согласно действующему соглашению цены на поставляемую военную продукцию формируются по внутренним ценам, закупаемым национальными подразделениями для собственных нужд. С принятием данного протокола такая же льготная цена будет применяться на продукцию военного назначения, которая не закупается стороной-производителем для собственных нужд, но поставляется на условиях соглашения в другие государства – члены ОДКБ.