Высокий образец
Новое прочтение научных трудов Чокана Валиханова свидетельствует о его неоценимом вкладе в мировую, отечественную культуру. Но нам сегодня предстоит переосмыслить его идеи.
– Сейчас мы говорим о развитии культуры нашей страны и реализации идей «Рухани жаңғыру», и в этом деле без научного наследия Чокана не обойтись, – считает доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова Жарас Ермекбай.
По словам профессора, наследие Валиханова актуально во все времена. И сейчас его труды изучают в России, странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки. Жарас Ермекбай работал с архивом Валиханова в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве (РГИА), Санкт-Петербургском филиале Академии наук России, нашел новые материалы о великом казахском ученом в архиве Русского географического общества (РГО), где на почетном месте висит портрет нашего земляка.
– Чтобы по-настоящему понять наследие Валиханова, нужно внимательно изучить его работы, – продолжает Жарас Ермекбай. – Впервые его труды были изданы в 1904 году в Петербурге. Написаны они интересно и увлекательно. Редактор, профессор Веселовский, в предисловии отметил, что как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов, русские ориенталисты единогласно признали в его лице феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбах тюркских народов.
Чокан, будучи чингизидом по происхождению, с детства соприкасался с образцами высокой казахской культуры. Дети султана по традиции должны были изучить несколько восточных языков, или, как говорят, «жетi жұрттың тiлiн бiлу» – знать языки семи народов. Чокан усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту, читал на чагатайском языке памятники средневековой литературы, упражнялся в разговорной арабской и персидской речи, декламации стихов восточных поэтов.
В семье старшего султана постоянно гостили лучшие поэты и музыканты казахской степи – представители духовной элиты той эпохи. Будущий казахский гений рос, слушая их, наблюдая за ними. Эпическое произведение «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» обыденным языком не перескажешь. А Чокан уже в детстве записал несколько вариантов народных поэм.