Главная страница

Одержимые морем

Если верить Антуану де Сент-Экзюпери, люди, «зараженные» стремлением к бесконечному морю, строят корабли… И пусть в случае наших героев это не огромные лайнеры, строительство маломерных судов является для них увлечением, отдушиной и отвечает желанию делать мечту реальностью.

Яхты своими руками

У командора яхт-клуба «Бриз» Сергея Кулькина производство не поточное, а индивидуальное. В 1977 году он приехал на Мангышлак. С 1980 года группа единомышленников увлеклась сбором плавсредств для занятия виндсерфингом. В августе 1982 года был осуществлен крейсерский спортивный переход на виндсерферах протяженностью 100 миль по маршруту Шевченко (ныне Актау) – Форт-Шевченко. Такой переход в Советском Союзе был проведен впервые.

– Нам нравилось и строить, и путешествовать. Естественно, нужна была база. Тогда местный исполнительный орган выделил землю, и мы стали организовывать клуб. Была секция, которую посещали все энтузиасты, пылко влюбленные в море. Так появилось первое общественное объединение «Яхт-клуб «Бриз», которое существует и по сей день, – рассказывает Сергей Иванович.

Любовь молодых людей к виндсерфингу однажды спасла жизнь ребенку. Во время одной из морских прогулок вдоль мыса Песчаного в вечернее время серфингисты увидели лодку, а на берегу группу встревоженных людей.

– Подойдя к резиновой лодке, увидели плачущего мальчика в возрасте 6–7 лет. Спасательных катеров рядом быть не могло: от мыса Песчаного до ближайшего населенного пункта, куда можно было обратиться за помощью, 30 километров. Мы зацепили лодку и доставили ее к берегу. Оказалось, что дедушка мальчика рыбачил на берегу и случайно отпустил плавсредство, и его унесло ветром. Мы оказались в нужное время в нужном месте, – вспоминает Сергей Кулькин.

Как выяснилось, половина всех яхт «Бриза» – самострой, выполненный по готовым проектам с соблюдением всех норм. Как рассказывает Сергей Кулькин, каждый, кто занимался виндсерфингом, впоследствии построил по яхте.

Сегодня Сергей Иванович работает над своим третьим проектом, а точнее – над третьим катамараном. В начале 80-х годов прошлого века был реализован первый проект – спортивный катамаран «Торнадо», который не сохранился до сегодняшнего дня. На нем путешествовали 5–6 лет по местной акватории. В 1987 году был задуман более амбициозный проект.

– За основу был взят дизайн катамарана «Гепард» из журнала «Катера и яхты», остальное пришлось додумывать самостоя­тельно. Так как по профессии я механик, ознакомился с массой аналогичных проектов, все просчитал. В 2000 году мы спустили на воду катамаран «Дмитрий» длиной 8,5 метра. В общей сложности на его строительство ушло 10 лет. Изготовление затянулось, поскольку в основном работы шли по выходным дням. В будни не позволяла занятость на основной работе. С технической точки зрения проект себя оправдал, сейчас катамаран отлично служит, – рассказывает командор.

Маломерное судно названо в честь сына Сергея Кулькина – Дмитрия. С 8-го класса юноша помогал отцу строить плавсредство. Сегодня Дмитрий Сергеевич является капитаном судна. Как рассказывает сам командор, по части любви к морю и умению работать в мастерской сын не уступает отцу. А значит – дело будет жить!

– Оглядываясь назад, понимаю, что силы еще есть! – признается Сергей Иванович. – Три года назад предприятие, где я работал начальником цеха, обанк­ротилось. Тогда мне было 60 лет, и я решил, что искать новое место не стоит, лучше сделать что-нибудь… для души. Тогда начали еще один катамаран. Чуть больших размеров – 10,3 метра. За основу взят дизайн маломерного судна «Aventura 34», который несколько переработан. Основные узлы, балки, корпуса уже сделаны, – делится Сергей Кулькин.

Если говорить о производстве, то каждый корпус таких плавательных средств мастер изготавливает в эллинге по отдельности, а потом их соединяют в другом помещении. После этого приступают к монтажу палубы между корпусами.

– Сначала ставится стапель, потом шпангоуты для образования формы, стрингеры, после обшивается диагональной полоской фанерной в два слоя, а затем обклеивается стеклотканью. Обшивка получается толщиной 30 миллиметров. Современные материалы гораздо лучше прежних, например, значительно улучшилось качество эпоксидной смолы. На катамаране «Дмитрий» мачта выполнена из лопасти вертолета Ми-8, которая весила под 100 килограммов, а для нового судна куплен французский профиль весом 45 килограммов, – рассказывает Сергей Иванович.

На рынке судно «Aventura 34» предлагается по цене от 170 тыс. долларов, в зависимости от модели. Разумеется, что самостоятельное производство практичного катамарана на основе его проекта несоизмеримо ниже по стоимости, но затратнее по времени.

Ожидается, что после трех с половиной лет плодотворной работы судно будет спущено на воду к весне следующего года. Название катамарана пока не придумано.

Уже 17 лет Сергея Ивановича выбирают командором клуба «Бриз». Сам Кулькин считает, что причина такого доверия соратников заключается в его колоссальном трудолюбии и преданности общему делу. Помимо работы над очередным «детищем», Сергей Иванович координирует работу удлинения единственного причала для маломерных судов в акватории Мангистауской области. После завершения работ конструкция «добавит» 36 метров, общая протяженность стенки составит 75 метров.

Производство с перспективой

Прокатом, арендой плавсредств ТОО «Бриз-Актау» занимается больше 20 лет. Постепенно руководство компании пришло к тому, что плавательные средства нужно строить самостоятельно. Сначала здесь стали выпускать моторные и гребные лодки.

– После развала СССР все производства остались в Российской Федерации. Мы организовали небольшую судоверфь и начали работать по выпуску маломерного флота. Выбрали стеклопластиковое производство, поскольку работа по дереву – это уже архаизм. Однако стеклопластик – дорогой материал, поэтому производство это затратное, массовым его сделать не представляется возможным, так что работали индивидуально. Постепенно дело развивалось, требовалось усиление матчасти. И наконец пришли к тому, что наиболее востребованными являются прокаты по Каспию на морском трамвае, – рассказывает директор ТОО «Бриз-Актау» Анд­рей Чулаков.

На разработку проекта «Устюрт» – берегового трамвая, курсирующего вдоль побережья Актау последние несколько лет, ушел год.

На сегодня компания изготовила три двухпалубных средства – «Устюрт-1», «Устюрт-2» и «Устюрт-3». Два плавсредства поочередно выходят в рейсы в Мангистау, а третий бороздит акваторию Атырауской области. В производстве морских трамваев задействованы 10 специалистов, которых, к слову, вырастили в родном яхт-клубе.

С кредитом, взятым на производство первого плавательного средства, компания успешно рассчиталась, и хоть стоимость проекта не озвучивается, Анд­рей Чулаков не скрывает, что изготовление катамаранов – дело весьма затратное. Первое судно себя уже окупило, но для успешной работы процесс должен продолжаться. В сентябре сотрудники ТОО «Бриз-Актау» приступят к изготовлению аналогичного двухэтажного катамарана, предназначенного для заказчика из Нур-Султана. Ожидается, что он будет готов весной следующего года.

Стоимость прогулки по прос­торам Каспия на катамаране «Устюрт» в Актау обходится в 1 тыс. тенге с человека, что составляет 2 евро. Такую цену Анд­рей Чулаков считает доступной, поскольку аналогичные развлечения на других водоемах обходятся дороже. Отметим, что морские прогулки на водном трамвае очень востребованы как жителями области, так и ее гостями.

– Для изготовления первого катамарана мы взяли кредит по программе «Дорожная карта развития Каспия», а акимат обязался организовать места посадки и высадки людей. Мы свою часть исполнили – плавсредство было спущено на воду, но город со своей стороны ничего не сделал. Имеющийся причал яхт-клуба «Бриз» не позволяет пропустить всех желающих, поэтому причал для «Устюрта» был построен самостоятельно, – сообщил он.

Предприниматель говорит, что хотел бы сделать причал для «Устюртов» основательным, благоустроенным и безопасным, но для этого нужно получить землю в аренду хотя бы на 10 лет. А вообще, по его мнению, в городе должен быть муниципальный причал.

Гавань нужна кораблям

По словам Андрея Чулакова, для грамотного развития морского туризма государство должно возвести яхтенную марину. Отсутствие волнолома, который мог бы быть возведен недалеко от актауского яхт-клуба, сдерживает такое развитие. В 2006 году проект марины был подготовлен, но до сих пор не реализован.

– На тот момент были инвес­торы, но государство не могло выделить землю из-за того, что она не стояла в реестре. Сейчас ситуация изменилась, но теперь нет инвесторов. Как вариант – государство может построить волнолом за свой счет. Дальше предприниматели будут арендовать водную гладь, строить на берегу рестораны, кафе – и место оживет, постепенно территория вокруг марины превратится в курортный поселок. Есть правило: «не существует пустых яхтенных марин», они все равно заполнятся, – рассказывает Андрей Чулаков.

У марины есть ряд преимуществ. С ее появлением увеличится количество плавсредств, урегулируются вопросы проката для пассажиров. Устранится главная проблема – волнение моря, которого при наличии волнолома нет, и посадка пассажиров на борт станет значительно безопаснее.

А чтобы побережье не выглядело бесхозным и превратилось в место комфортного и безопас­ного отдыха, пляжи в районе будущей марины, по мнению Андрея Чулакова, нужно отдать в частные руки.

– Тот, кто возьмет в аренду пляж, поставит шезлонги, навесы, которые будут сдаваться отдыхающим, но вход на пляж будет бесплатным. Частный предприниматель организует раздевалки, туалет, санитарную очистку зоны, в обязательном порядке – работу спасательной службы. Таким образом, город снимает с себя ответственность за эти вопросы, – подытожил Анд­рей Чулаков.

Автор:
​ Элина Зироян, Мангистауская область
08:55, 18 Сентября 2020
0
581
Подписка

Популярное