В последние годы в Казахстане довольно активно поднимались вопросы о необходимости изменить действующий закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». Этому способствовало ряд обстоятельств.
Назову наиболее важные.
Во-первых.
Действующий Закон был принят в марте 1995 года, т.е. еще до принятия Конституции 1995 года и носил рамочный характер.
В соответствии с ним основная роль в установлении правил проведения мирных собраний отводилась маслихатам, что привело к различному правовому регламентированию в разных регионах страны.
Подобное несовершенство законодательства способствовало установлению различных требований, к примеру, маслихатом города Нур-Султан установлены только места, в которых возможно проведение мирных собраний, в то время как в других регионах устанавливаются отдельные правила и требования по дополнительному регламентированию проведения митингов.
Во-вторых.
С объявлением Независимости и вступлением Республики Казахстан в Организацию Объединенных Наций как суверенного государства наша страна приняла на себя ряд обязательств, ратифицировав международные соглашения, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы в свете Руководящих принципов ОБСЕ и Венецианской комиссии по свободе собраний.
И, в-третьих.
В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства КАСЫМ-ЖОМАРТ КЕМЕЛЕВИЧ ТОКАЕВ поставил конкретную задачу по совершенствованию законодательства о митингах.
В ходе рассмотрения законопроекта была проведена огромная работа, в ходе которой изучался собственный опыт, законодательная база, опыт международных стран. В рамках поручения Президента по реализации концепции «слышащего государства» в ряде городов страны были проведены слушания с привлечением широкой общественности, представителей гражданского общества и средств массовой информации. Отдельная презентация законопроекта была проведена для международных организаций и дипломатических представительств.
Уже в ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе был проведен круглый стол с представителями правозащитных, международных организаций и с участием в онлайн-режиме более 100 неправительственных организаций в регионах страны.
Дважды одобренный Мажилисом законопроект обсуждался на заседаниях Сената.
На каждом этапе в законопроект вносились ряд изменений.
В чем наиболее характерные особенности Закона?
Об этом уже не раз говорилось.
Выделю наиболее существенные положения.
Законом внедряются базовые принципы мирных собраний.
Ключевым, пожалуй, среди них является принцип презумпции в пользу проведения мирных собраний.
Который означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение мирного собрания, мирное собрание должно состояться.
Надо отметить, что данный принцип относится к базовым принципам ОБСЕ и разработан в 2007 году под эгидой Бюро по демократическим институтам и правам человека.
До принятия нового закона места, разрешенные для собраний местными исполнительными органами, обычно были расположены на окраине населенного пункта,
Новым законом установлено, что проведение мирных собраний, за исключением пикетирования, будет проводиться в специализированных местах.
Главным принципом для определения специализированного места становится принцип, озвученный Президентом – «В центральных частях», а «Не на окраине городов». Таким образом, теперь количество специализированных мест для пикетов, собраний и митингов в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах должно составлять не менее трех в центральных частях каждого района города, либо города /при отсутствии районов внутри города, если в нем нет делений на районы. Например, в столице количество специализированных мест составит – не менее 12, в Алматы – не менее 24, Шымкенте – не менее 12, Караганде – не менее 6-ти.
Что касается пикетов, то они могут проводиться в любых местах, у любого объекта, в том числе и у зданий центральных государственных органов, местных исполнительных органов за исключением запрещенных мест, которые четко прописаны в законе.
Одним из недостатков утратившего силу закона являлся запрет на организацию мирного собрания одним гражданином.
Это учтено в новом законе. И запрет снят.
Значительно сокращен перечень обязанностей организатора.
Например, исключается обязанность организатора мирных собраний требовать от участников не скрывать свое лицо, в том числе не использовать предметы одежды и иные средства, препятствующие распознаванию лица.
При этом предлагается закрепить право организаторов и участников мирного собрания использовать средства индивидуальной защиты, направленные на охрану здоровья.
Сокращен и перечень отказов в проведении мирных собраний.
Установлено, что отказ должен быть мотивированным и обоснованным, должны быть указаны конкретные причины отказа в проведении мирного собрания.
В результате обсуждений сокращены обязанности и запреты журналистов.
И, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что принятый Парламентом и подписанный Главой государства Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» позволит не только установить единые правила проведения мирных собраний во всех регионах Республики, но и даст дополнительные права гражданам Республики Казахстан мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные Конституцией