Главная страница

Нелегкий путь легпрома

Решение системных проблем в сфере легкой промышленности, в частности повышение инновационной активности отечественных предприятий, сделает отрасль конкурентоспособной не только внутри страны, но и на внешних рынках.

В Послании народу Глава государства в качестве одной из первостепенных задач назвал насыщение внутреннего рынка качественными казахстанскими товарами и поручил Правительству выделить 600 млрд тенге на развитие обрабатывающей промышленности. Ведь сейчас доля импорта ТНП на отечественных прилавках составляет фактичес­ки 93%. Хотя многое мы могли бы производить и сами.

БОЛЬШЕ ПРОЕКТОВ – ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Как проинформировал председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Алмас Батанов, в прошедшем году был дан старт шести новым проектам на общую сумму 8,5 млрд тенге. В стране запущены современные технологические линии по изготовлению ковров, обуви, банных принадлежностей и других товаров народного потребления, позволившие создать дополнительные 480 рабочих мест.

Некоторые предприятия отечественного легпрома, к примеру TOO «AZALA Textile», в конце истекшего года стали обладателями специальной президентской премии «Алтын сапа» респуб­ликанского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана».

– В ближайшие 3 года будут реализованы еще 11 проектов на общую сумму 78 миллиардов тенге, – рассказал Алмас Батанов. – Планируется выпуск новых видов продукции, ранее в нашей стране не производившихся. В их числе ткани, предназначенные для пошива джинсовых и костюмных изделий.

Конечно, речь идет и о развитии собственной сырьевой базы, без которой потеснить иностранные товары и бренды на казахстанском рынке не представляется возможным. Кроме того, чтобы наладить глубокую переработку сырья, необходима технологическая модернизация отрасли, что означает открытие новых, расширение действующих и реанимацию простаивающих предприятий.

НИИ В ПОМОЩЬ

Пока же инновационная активность предприятий отечественного легпрома оставляет желать лучшего – она составляет всего 9,3%. Если взять для сравнения развитые страны мира, то у них этот показатель выше в разы. В Швеции он равняется 57%, Германии – 70%, Финляндии – 46%, Австрии – 70%, Великобритании – 62%.

В конце прошлого года в Астане состоялось официальное открытие Республиканского НИИ легкой промышленности, на который сегодня возлагаются большие надежды по решению проблемы импортозамещения. Научно-исследовательский институт дизайна и технологий «Сән Әлемі», созданный в рамках грантовой программы Всемирного банка и привлечения совокупных средств софинансирующих промышленных предприятий, призван укрепить партнерские отношения науки и производства, а также образовательных учреждений страны, занимаю­щихся подготовкой и переподготовкой кадров швейной индустрии.

Усилия новоиспеченного НИИ должны быть направлены преж­де всего на решение системных проб­лем именно швейной индуст­рии, где всего 10 предприятий относятся к крупному бизнесу.

По мнению генерального директора Института дизайна и технологий «Сән Әлемі» Мурата Мынбаева, производственников нужно учить новым методам маркетингового продвижения и продаж продукции отечественных товаропроизводителей. В связи с чем, считают отраслевые специалисты, необходимо активно внедрять цифровые технологии, финансовый инжиниринг, грамотно прогнозировать риски.

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В целом легкая промышленность состоит из 17 подотрас­лей – текстильной, кожевенной, швейной и других. Отечественный легпром сегодня напрямую зависит в первую очередь от уровня развития в стране сельского хозяйства, химической промышленности. Доля отрас­ли в структуре ВВП Казахстана составляет 0,1%, а в объеме обрабатывающей промышленности – 0,9%, что указывает на низкие показатели объемов производимых товаров.

Серьезные проблемы отрасли, по мнению Алмаса Батанова, связаны в определенной степени и с экономической политикой наших соседей – России, Беларуси и Узбекистана, где применяются серьезные меры по защите вывоза сырья за пределы страны. В частности, это освобождение от таможенных пошлин, налогов, государственное субсидирование переработки хлопковолокна, производства ткани.

– Более 60 предложений по мерам господдержки уже поступило от НПП «Атамекен», отраслевых ассоциаций легкой промышленности. На уровне Правительства проводится анализ всех системных проблем отрас­ли, в ближайшее время будет выработана соответствующая политика, – заверил руководитель комитета.

По словам Алмаса Батанова, слабая загруженность отечественных кожевенных и текстильных предприятий обусловлена как импортозависимостью от химических реагентов и современного оборудования, так и тем, что порядка 70% шкур КРС сегодня производится на частных подворьях, где осуществляется ручной их съем. А это заметно снижает качество сырья. Ситуа­ция усугубляется и тем, что домашние животные не охватываются в достаточной степени вакцинацией.

Состояние легкой промышленности на данный момент характеризуется в основном экспортом сырья в виде шкур КРС, полуфабрикатов, а также хлопкового волокна, но не готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. По итогам 9 месяцев прошедшего года экспортировано продукции на сумму 134 млн долларов, в то время как импорт, куда большей частью входят одежда, обувь и галантерейная продукция, производенные в Китае, Турции, Италии и России, составил порядка 1 млрд долларов.

По примерным подсчетам, в страну ежегодно завозится в среднем около 34 млн пар обуви. Между тем цена одной шкуры составляет 2 160 тенге, тогда как стоимость готовой кожи, из которой можно сшить 20 пар обуви, исчисляется 30 тыс. тенге. Как говорится, комментарии излишни.

ИННОВАЦИИ И ВЫЗОВЫ

Между тем, как считает Алмас Батанов, вызовом для отечественных производителей становятся и мировые тренды, характерные для инноваций в легкой промышленности. К примеру, в последние 2 года наметилась устойчивая тенденция к отказу таких мировых брендов, как Gucci, Chanel, Armani, Versace и другие, от использования натурального меха в пользу искусственного.

Сегодня эксперты сходятся также во мнении, что в ближайшие 5 лет будут активно внедряться новые инновационные технологии и материалы при производстве спортивной и классической одежды. Например, широко известная в мире компания запустила программу Nike D. Потребители этого бренда могут на свое усмотрение выбрать модель, цвет и прочие параметры.

Стоит предположить также, что и желающих инвестировать в разработку инноваций в области новых волокон, тканей и одежды по понятным причинам будет становиться больше. В связи с чем, по словам Алмаса Батанова, недостатка в заказчиках отечественные фундаментальные и прикладные исследования испытывать не должны.

ОЧЕВИДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на то что все больше европейских модниц не желают наряжаться в шубки из шкур животных, предпочитая им изделия из искусственного меха, за рубежом по-прежнему весьма востребованными остаются натуральные ткани. Между тем, по словам исполнительного директора Союза производителей продукции легкой промышленности РК Натальи Кузнецовой, отечественной продукции сегодня неимоверно трудно конкурировать с китайским масс-маркетом.

В настоящее время 85% казах­станского хлопка экспортируется за рубеж и только 15% остается в стране. Впрочем, хлопковая ткань, произведенная в Казахстане из этого сырья, тоже в большинстве своем отправляется на экспорт.

Сейчас производством ткани в стране занимаются 2 предприя­тия в Шымкенте. Еще 4, как проинформировали в Комитете индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, готовятся к открытию. Однако для их запуска нужны инвесторы, поиском которых и занимается в данный момент ведомство. Между тем в процессе налаживания производства отечественных тканей акцент будет делаться на экспорт в страны ЕАЭС.

– Комбинатом по производству смесовой ткани, запущенным в Туркестанской области, мы намерены перекрыть большой экспорт хлопковолокна из Казахстана, – уточняет Наталья Кузнецова. – Для усиления физико-механических свойств ткани в хлопок будут добавляться в определенных пропорциях синтетические волокна. Однако стопроцентную синтетику, которая отличает швейные изделия из Поднебесной, Казахстан выпускать однозначно не будет.

В соответствии с климатическими условиями в регионах страны, по ее словам, выращивается коротковолокнистый хлопок, который идет в основном на производство тканей, используемых для пошива продукции гособоронзаказа, махровых и джинсовых изделий.

– Для пошива блузок и мужских рубашек нужен длинноволокнис­тый хлопок, – прояснила ситуацию исполнительный директор Союза производителей продукции легкой промышленности РК. – На экспорт же идет коротковолокнистый хлопок, которого у нас в избытке.

Будет ли действенной отдача новоиспеченного НИИ легкой промышленности в плане помощи швейникам страны, дабы те одели казахстанцев в отечест­венные костюмы и платья, покажет время. Что же касается развития экспортного потенциала, то перспективы более чем очевидны.

Автор:
Светлана Абенова
12:11, 17 Января 2019
0
518
Подписка

Популярное

Читайте также