Не едем, не мчимся Проблемная зона 21 июня 2021 г. 2:12 1594 Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область КАК ХОЧЕШЬ, ТАК И ДОБИРАЙСЯТолько на восточноказахстанском побережье Алаколя больше 170 домов и баз отдыха на 12 тыс. туристов. Желающих приехать – еще больше! Пандемийные ограничения и сложности заставили многих перепланировать отпуск с берега турецкого на берег родной, казахстанский. Тем более Алаколь – это собственное Черное море – теплое, целебное, доступное…Стоп, вправду доступное? Попробуем разобраться.В нынешнем году все авиарейсы в административный центр Урджарского района отменены – аэропорт закрыт на реконструкцию. Соответственно, недешевый, но самый быстрый и популярный воздушный транспорт отпадает. Есть железная дорога. Современных скоростных поездов «Тальго» в Восточном Казахстане нет. В свое время их было два, в том числе один в южном направлении. То есть теоретически была возможность быстро добраться до транзитной станции и оттуда – до озера. Но несколько лет назад «Тальго» убрали без всяких объяснений, и пока нет и намека, что вернут. Курсируют медленные составы с вагонами времен царя гороха. Душные, древние, неопрятные. В туалет страшно заходить. Но деваться некуда – других нет. Недавно «Казахстанская правда» рассказала о пассажирских поездах на Пестрое озеро («Поезд в лето», 8 июня 2021 г.). Напомним: помимо регулярных составов из Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска и Семея с 17–19 июня на период летних отпусков запустили еще дополнительные вагоны и поезда. В целом ежедневно по железной дороге на озеро могут приехать примерно 1 600 пассажиров. Пробуем приобрести билет через сервис на сайте «Қазақстан темір жолы». Находим опцию, заполняем. Результат… нулевой. Можно отправлять хоть сколько запросов, указывать какие угодно сроки до августа, результат один – выскакивает уведомление: нет свободных мест на заданную дату. Вероятно, билеты до алакольских пляжей появятся осенью, правда, кому они будут нужны?Остается вариант отправиться на личном автомобиле или купить билеты на автобус. Как пояснили в справочной автовокзала Усть-Каменогорска, до 25 июня есть возможность приобрести билеты за день до отправления. С июля свободных мест в продаже не найти уже за 3–4 дня. Из областного центра в сторону Алаколя идут 3 междугородных автобуса. Один рейс – до самого побережья, 635 км, время в пути 15 часов, стоимость билета 5 тыс. тенге. Еще 2 рейса – в села Урджар и Маканчи, откуда потом до берега на такси. Время в пути примерно те же 15 часов, цена билета 4 800 тенге плюс плата таксисту.– Дорога степная, по жаре, изматывающая, – поделился впечатлениями от недавней поездки на озеро житель Усть-Каменогорска Мерей Адилхан. – Трассу реконструируют. Я насчитал на отрезке до Аягоза 4 участка в объезд и после Аягоза еще 5. Всего из 500 километров больше сотни – в объезд. Это гравийные участки по 10–12 километров. Летят камни, пыль столбом. Очень много «ступеней», где резко начинается или заканчивается асфальт, навалены кучи гравия. Кое-где есть знаки, но в основном ни предупреждений, ни ограничений. У моей иномарки после поездки пришлось всю ходовую часть менять.Поездку на автобусе все, кто путешествовал хотя бы раз, называют адом. Пыль, страшная тряска, духота, запахи пота, колбасы, детских памперсов, «санузлы» в виде деревянных сортиров или придорожных кюветов: «мальчики» налево, «девочки» направо… – Какое тут «облико морале»! – с ужасом заметила сотрудница базы отдыха «Рассвет» Карлыгаш Омирханова. – У всех одна мысль: только бы добраться! И никто не старается думать, что через несколько дней придется возвращаться в таких же условиях. Это ад! Сотрудники приезжают замученные, но они хотя бы едут по долгу службы. А отдыхающие? Люди год мечтали об отпуске, и он начинается вот с такого. У них стресс, они больше суток не могут отойти от негатива. ПИСЬМА ИЗДАЛЕКАВладельцы алакольских баз отдыха называют ситуацию аховой. Еще в прошлом году республиканская туристическая ассоциация спрогнозировала взрывной спрос на местные отели. Все понимали: пока зарубежные курорты закрыты из-за «короны», казахстанцы кинутся на внутренние направления. Турагентства оперативно отправили своих представителей, чтобы те своими глазами оценили дорогу, условия. Специалисты туристических компаний испытали культурный шок! С зимы в столичный профильный комитет и к руководству Восточного Казахстана полетели коллективные обращения. Бизнес-среда убедительно попросила перенести сроки реконструкции урджарского аэродрома на осень. Буквально умоляла заранее решить вопрос с дополнительными железнодорожными составами. Приводила расчеты, доводы, аргументы. Ответа из Нур-Султана люди не дождались. А областной акимат прислал разъяснение за подписью заместителя акима Восточного Казахстана Бакытжана Байахметова. По его словам, реконструкция аэродрома в более поздние сроки невозможна по финансовым и технологическим причинам. Дефицит, вызванный отсутствием авиасообщения, руководитель пообещал компенсировать за счет увеличения числа железнодорожных вагонов. «Также из Усть-Каменогорска и Семея будет увеличено количество задействованных на маршрутах автобусов с 8 до 16 единиц», – значится в официальном ответе.Интересно, замакима ВКО Бакытжан Байахметов пробовал сам проехать до Алаколя? Даже не рейсовым автобусом, – никто от него такого героизма не ждет. Хотя бы на легковушке прокатиться, самому прочувствовать «прелести» трассы. Может, после этого подрядчикам предложит привести объезды в надлежащий вид?! В 2018 году местный бюджет вложил почти 1 млрд тенге в дорогу от станции Жаланашколь до побережья. Сегодня соцсети пестрят видео с ироничными комментариями о состоянии полотна – яма на яме, латка на латке. Такую дорогу планировала получить областная власть, вложив кругленькую сумму из бюджета? Как отметил глава региональной туристической ассоциации Аскар Уразбаев, в отличие от баз отдыха на Бухтарминском водохранилище, где весь сервис – это домик с койками, на Алаколе многие предприниматели реально обеспечивают достаточно приличный уровень. Гостям предоставляют питание, номер с цивилизованным санузлом и горячей водой. Соответственно, здесь более дорогой чек. Как правило, 70–80% постояльцев добирались в такие отели воздушным транспортом. В текущем году авиарейсов нет, билетов на поезд нет. Всем предложено трястись 15 часов на автобусе. «И люди задаются вопросом: зачем им это надо? – отметил общественник. – Многие либо уже отказались от брони на путевки, либо снимают ее сейчас».– По статистике, в пик сезона на базах отдыха алматинского побережья каждый день отдыхают примерно 23 тысячи человек, в Урджарском районе примерно 12 тысяч, итого 35 тысяч, – сделала раскладку директор базы отдыха «Инжу» Елена Асылбекова. – В нынешнем году санитарные службы потребовали, чтобы заполняемость была не выше 80%, значит, число отдыхающих – 28 тысяч. Кто-то приезжает на 3 дня, кто-то на 10 дней или 2 недели. Большинство – на 5–7 дней. Делаем одно арифметическое действие, получаем примерно 4 600 – столько туристов необходимо доставлять каждый день. Пусть около тысячи из них поедут по убитым дорогам или прилетят в Учарал, туда летают борт Л-410 на 19 пассажиров и Ан-24 на 48 мест. Остальные 3 600 нуждаются в железной дороге. По данным акимата Восточного Казахстана, всего в текущий летний период планируется перевезти 117 тысяч человек, или 1 300 в день. А потребность почти втрое выше! Учитывая, что перрон в Жаланашколе короткий, добавлять вагоны нецелесообразно, необходимо пускать другие поезда, плюс те, что сейчас ходят, сделать ежедневными. А не, как сейчас, 1 раз в 2–3 дня.МНОГО КОНТРОЛЯ, МАЛО ИНТЕРНЕТАОбычно Алакольская курортная зона работает на пике 1,5 месяца – с июля до середины августа. В 2020 году санитары выдвинули требование принимать гостей только с отрицательным ПЦР-тестом. Туристов это отпугнуло. По подсчетам областной туристической ассоциации, доходы баз отдыха в Урджарском районе упали минимум втрое. По сути, сезон был провален. Ну ладно, год был таким – тяжелым, пандемийным. Но и в текущем году постановления санитарной службы еще интереснее. От предпринимателей потребовали использовать приложение «Ashyq». Причем владельцы баз отдыха обязаны проверить статус гостя при размещении, то есть сразу после дороги, а затем еще ежедневно на протяжении всего отдыха. Люди должны не только носить маски, соблюдать социальную дистанцию, но и проходить контроль, заполнять анкеты… – Человек приехал с «зеленым» или «синим» статусом, сходил на пляж, неужели что-то изменилось? – высказал удивление глава областной турассоциации. – В чем смысл санитарного требования? Дать мониторинговым группам более широкие возможности накладывать штрафы? Туристов такие требования отпугивают.В апреле представители алакольской туристической сферы направили очередное коллективное обращение руководству Восточно-Казахстанской области. Бизнес-сообщество обозначило 11 проблем, сдерживающих развитие туризма на Пестром озере. Помимо вопросов о поездах и дорогах в письме указали на незавершенное благоустройство пляжной зоны, а это – прямой риск жизни и здоровью отдыхающих. Указали на забуксовавшее развитие инфраструктуры курортного побережья, включая тротуары, дороги, освещение, детские площадки, скверы и так далее. Одного Арбата на всех явно мало. На важность работ по берегоукреплению, строительство центральной канализации, внедрение широкополосного Интернета…– Мы бьемся, чтобы создать условия для людей, – заключила Елена Асылбекова. – Несмотря ни на что, у Алаколя тысячи фанатов, недаром его называют жемчужиной Казахстана. Но усилий одних предпринимателей недостаточно. В Казахстане немало замечательных государственных программ по развитию туризма. Очень хочется, чтобы они заработали.
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»