Главная страница

Не едем, не мчимся

На Алаколе дома отдыха могут потерять часть туристов в силу сложностей с транспортом.

КАК ХОЧЕШЬ, ТАК И ДОБИРАЙСЯ

Только на восточноказахстанском побережье Алаколя больше 170 домов и баз отдыха на 12 тыс. туристов. Желающих приехать – еще больше! Пандемийные ограничения и сложности заставили многих перепланировать отпуск с берега турецкого на берег родной, казахстанский. Тем более Алаколь – это собственное Черное море – теп­лое, целебное, доступное…

Стоп, вправду доступное? Попробуем разобраться.

В нынешнем году все авиарейсы в административный центр Урджарского района отменены – аэропорт закрыт на реконструкцию. Соответственно, недешевый, но самый быстрый и популярный воздушный транспорт отпадает.

Есть железная дорога. Современных скоростных поез­дов «Тальго» в Восточном Казахстане нет. В свое время их было два, в том числе один в южном направлении. То есть теоретически была возможность быстро добраться до транзитной станции и оттуда – до озера. Но несколько лет назад «Тальго» убрали без всяких объяснений, и пока нет и намека, что вернут. Курсируют медленные составы с вагонами времен царя гороха. Душные, древние, не­опрятные. В туалет страшно заходить. Но деваться некуда – других нет.

Недавно «Казахстанская правда» рассказала о пассажирских поездах на Пест­рое озеро («Поезд в лето», 8 июня 2021 г.). Напомним: помимо регулярных составов из Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска и Семея с 17–19 июня на период летних отпусков запустили еще дополнительные вагоны и поезда. В целом ежедневно по железной дороге на озеро могут приехать примерно 1 600 пассажиров. Пробуем приобрести билет через сервис на сайте «Қазақстан темір жолы». Находим опцию, заполняем. Результат… нулевой. Можно отправлять хоть сколько запросов, указывать какие угодно сроки до августа, результат один – выскакивает уведомление: нет свободных мест на заданную дату. Вероятно, билеты до алакольских пляжей появятся осенью, правда, кому они будут нужны?

Остается вариант отправиться на личном автомобиле или купить билеты на автобус. Как пояснили в справочной автовокзала Усть-Каменогорска, до 25 июня есть возможность приобрести билеты за день до отправления. С июля свободных мест в продаже не найти уже за 3–4 дня. Из областного цент­ра в сторону Алаколя идут 3 междугородных автобуса. Один рейс – до самого побережья, 635 км, время в пути 15 часов, стоимость билета 5 тыс. тенге. Еще 2 рейса – в села Урджар и Маканчи, откуда потом до берега на такси. Время в пути примерно те же 15 часов, цена билета 4 800 тенге плюс плата таксисту.

– Дорога степная, по жаре, изматывающая, – поделился впечатлениями от недавней поездки на озеро житель Усть-Каменогорска Мерей Адилхан. – Трассу реконструируют. Я насчитал на отрезке до Аягоза 4 участка в объезд и после Аягоза еще 5. Всего из 500 километров больше сот­ни – в объезд. Это гравийные участки по 10–12 километров. Летят камни, пыль столбом. Очень много «ступеней», где резко начинается или заканчивается асфальт, навалены кучи гравия. Кое-где есть знаки, но в основном ни предупреждений, ни ограничений. У моей иномарки после поездки пришлось всю ходовую часть менять.

Поездку на автобусе все, кто путешествовал хотя бы раз, называют адом. Пыль, страшная тряска, духота, запахи пота, колбасы, детских памперсов, «санузлы» в виде деревянных сортиров или придорожных кюветов: «мальчики» налево, «девочки» направо…

– Какое тут «облико морале»! – с ужасом заметила сотрудница базы отдыха «Рассвет» Карлыгаш Омирханова. – У всех одна мысль: только бы добраться! И никто не старается думать, что через несколько дней придется возвращаться в таких же условиях. Это ад! Сотрудники приезжают замученные, но они хотя бы едут по долгу службы. А отдыхающие? Люди год мечтали об отпуске, и он начинается вот с такого. У них стресс, они больше суток не могут отойти от негатива.

ПИСЬМА ИЗДАЛЕКА

Владельцы алакольских баз отдыха называют ситуа­цию аховой. Еще в прошлом году республиканская турис­тическая ассоциация спрог­нозировала взрывной спрос на местные отели. Все понимали: пока зарубежные курорты закрыты из-за «короны», казахстанцы кинутся на внутренние направления. Турагентства оперативно отправили своих представителей, чтобы те своими глазами оценили дорогу, условия. Специалисты туристических компаний испытали культурный шок!

С зимы в столичный профильный комитет и к руководству Восточного Казах­стана полетели коллективные обращения. Бизнес-среда убедительно попросила перенести сроки реконструкции урджарского аэродрома на осень. Буквально умоляла заранее решить вопрос с дополнительными железнодорожными составами. Приводила расчеты, доводы, аргументы.

Ответа из Нур-Султана люди не дождались. А областной акимат прислал разъяснение за подписью заместителя акима Восточного Казахстана Бакытжана Байахметова. По его словам, реконструкция аэродрома в более поздние сроки невозможна по финансовым и технологическим причинам. Дефицит, вызванный отсутствием авиасообщения, руководитель пообещал компенсировать за счет увеличения числа железнодорожных вагонов.

«Также из Усть-Каменогорска и Семея будет увеличено количество задействованных на маршрутах автобусов с 8 до 16 единиц», – значится в официальном ответе.

Интересно, замакима ВКО Бакытжан Байахметов пробовал сам проехать до Алаколя? Даже не рейсовым автобусом, – никто от него такого героизма не ждет. Хотя бы на легковушке прокатиться, самому прочувствовать «прелести» трассы. Может, после этого подрядчикам предложит привести объезды в надлежащий вид?!

В 2018 году местный бюджет вложил почти 1 млрд тенге в дорогу от станции Жаланашколь до побережья. Сегодня соцсети пестрят видео с ироничными комментариями о состоянии полотна – яма на яме, латка на латке. Такую дорогу планировала получить областная власть, вложив кругленькую сумму из бюджета?

Как отметил глава региональной туристической ассоциации Аскар Уразбаев, в отличие от баз отдыха на Бухтарминском водохранилище, где весь сервис – это домик с койками, на Алаколе многие предприниматели реально обеспечивают достаточно приличный уровень. Гостям предоставляют питание, номер с цивилизованным сан­узлом и горячей водой. Соответственно, здесь более дорогой чек. Как правило, 70–80% постояльцев добирались в такие отели воздушным транспортом. В текущем году авиарейсов нет, билетов на поезд нет. Всем предложено трястись 15 часов на автобусе. «И люди задаются вопросом: зачем им это надо? – отметил общественник. – Многие либо уже отказались от брони на путевки, либо снимают ее сейчас».

– По статистике, в пик сезона на базах отдыха алматинского побережья каждый день отдыхают примерно 23 тысячи человек, в Урджарском районе примерно 12 тысяч, итого 35 тысяч, – сделала раскладку директор базы отдыха «Инжу» Елена Асылбекова. – В нынешнем году санитарные службы потребовали, чтобы заполняемость была не выше 80%, значит, число отдыхающих – 28 тысяч. Кто-то приезжает на 3 дня, кто-то на 10 дней или 2 недели. Большинство – на 5–7 дней. Делаем одно арифметическое действие, получаем примерно 4 600 – столько туристов необходимо доставлять каждый день. Пусть около тысячи из них поедут по убитым дорогам или прилетят в Учарал, туда летают борт Л-410 на 19 пассажиров и Ан-24 на 48 мест. Остальные 3 600 нуждаются в железной дороге. По данным акимата Восточного Казах­стана, всего в текущий летний период планируется перевезти 117 тысяч человек, или 1 300 в день. А потребность почти втрое выше! Учитывая, что перрон в Жаланашколе короткий, добавлять вагоны нецелесообразно, необходимо пускать другие поезда, плюс те, что сейчас ходят, сделать ежедневными. А не, как сейчас, 1 раз в 2–3 дня.

МНОГО КОНТРОЛЯ, МАЛО ИНТЕРНЕТА

Обычно Алакольская курортная зона работает на пике 1,5 месяца – с июля до середины августа. В 2020 году санитары выдвинули требование принимать гостей только с отрицательным ПЦР-тестом. Туристов это отпугнуло. По подсчетам областной турис­тической ассоциации, доходы баз отдыха в Урджарском райо­не упали минимум втрое. По сути, сезон был провален. Ну ладно, год был таким – тяжелым, пандемийным.

Но и в текущем году постановления санитарной службы еще интереснее. От предпринимателей потребовали использовать приложение «Ashyq». Причем владельцы баз отдыха обязаны проверить статус гостя при размещении, то есть сразу после дороги, а затем еще ежедневно на протяжении всего отдыха. Люди должны не только носить мас­ки, соблюдать социальную дистанцию, но и проходить контроль, заполнять анкеты…

– Человек приехал с «зеленым» или «синим» статусом, сходил на пляж, неужели что-то изменилось? – высказал удивление глава областной турассоциации. – В чем смысл санитарного требования? Дать мониторинговым группам более широкие возможности накладывать штрафы? Туристов такие требования отпугивают.

В апреле представители алакольской туристической сферы направили очередное коллективное обращение руководству Восточно-Казахстанской области. Бизнес-сообщество обозначило 11 проблем, сдерживающих развитие туризма на Пестром озере. Помимо вопросов о поездах и дорогах в письме указали на незавершенное благоустройство пляжной зоны, а это – прямой риск жизни и здоровью отдыхающих. Указали на забуксовавшее развитие инфраструктуры курортного побережья, включая тротуары, дороги, освещение, детские площадки, скверы и так далее. Одного Арбата на всех явно мало. На важность работ по берегоукреплению, строительство центральной канализации, внедрение широкополосного Интернета…

– Мы бьемся, чтобы создать условия для людей, – заключила Елена Асылбекова. – Несмотря ни на что, у Алаколя тысячи фанатов, недаром его называют жемчужиной Казахстана. Но усилий одних предпринимателей недостаточно. В Казахстане немало замечательных государственных программ по развитию туризма. Очень хочется, чтобы они заработали.

Автор:
​Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область
03:12, 21 Июня 2021
0
1220
Подписка

Популярное

Читайте также