– В нынешнее время стремительного развития информационных технологий многие люди зарабатывают, не заключая трудовые договоры, соответственно, не уплачивают социальные взносы. Можно ли с данной тенденцией эффективно бороться?
– Главное, нужно понимать, что нет конкуренции или борьбы между новыми формами труда с одной стороны и социальным обеспечением – с другой: нам просто нужно адаптироваться к процессам охвата людей в цифровом мире. Есть несколько хороших примеров на предмет того, как это сделать.
Когда вы, например, заказываете поездку по Индонезии посредством платформы GoJeck, то одновременно отдаете определенный процент на социальное обеспечение водителя. Если хотите задействовать свой автомобиль в программе Uber в Уругвае, вам нужна лицензия, которую получите только при условии наличия страховки от органов социального обеспечения.
Существует много других примеров, просто давайте использовать положительный опыт и тогда достигнем глобальной цели – охвата всех людей социальным обеспечением, даже тех, кто задействован на новых рынках труда.
– В условиях экономического кризиса многие люди из-за низкого уровня дохода оказываются за чертой бедности. Какую передовую практику по решению вопросов социального обеспечения многодетных семей Вы бы могли порекомендовать?
– Снова сделаю небольшое вступление: разве не удивительно, что люди рассчитывают на эффективное социальное обеспечение? Это означает, что они осознают его важность для своей жизни и жизни своих семей!
Хорошее правительство должно сделать все необходимое для создания такой системы социального обеспечения, которая отвечает ожиданиям граждан. Охват страхованием от болезней, производственных травм, безработицы... Существует много способов избежать риска бедности.
Можно поддерживать нуждающиеся семьи, сочетая помощь с обучением их членов, организацией общественных работ и так далее. Как гласит китайская пословица: не давай рыбу голодному, научи его ловить рыбу.
Я знаю, что защита семьи является важным приоритетом Правительства Казахстана как государства, территория которого в 6 раз превышает территорию Германии, а население в 4 раза меньше, чем в моей стране. Поэтому считаю правильным уделять особое внимание так называемым программам социальных трансфертов, которые побуждают молодые семьи иметь больше детей, облегчают получение ими образования, повышают уровень здравоохранения.
Инвестиции в человеческий капитал, особенно в детей, сегодня стали ведущей мировой тенденцией.
В мире существуют интересные программы, направленные на защиту семьи и инвестирование в будущие поколения. Например, я бы отметил программу материнского капитала в России или бразильскую программу Bolsa Familia (семейный кошелек).
Кстати, Правительство Бразилии получило главную награду МАСО за программу Bolsa Familia на Всемирном форуме социального обеспечения в Дохе в 2013 году.
– Сегодня достойный труд подразумевает производительную работу, приносящую достаточный доход, на которой, кроме того, обеспечивается безопасность, гарантируется социальная защита. В связи с этим важными становятся вопросы установления государством уровня минимальной заработной платы. Какое соотношение минимальной зарплаты к средней, по вашему мнению, является наиболее предпочтительным?
– Минимальная заработная плата существует в ряде стран, и вопрос о ее уровне стал сейчас в высшей степени политическим – на него невозможно ответить, аргументируя научными доводами. В МАСО мы больше ориентируемся на вопросы гарантии минимального дохода и минимальных пенсий, чтобы избежать бедности. Что же касается базового уровня социального обеспечения, который в идеале должен быть обеспечен, то мы решительно поддерживаем Конвенцию МОТ № 102 о минимальных нормах в соцобеспечении.
Эта знаковая конвенция, принятая в 1952 году, была дополнена рядом конвенций с более высокими стандартами с точки зрения минимальных размеров выплачиваемых пособий. Насколько помню, среди стран бывшего Советского Союза только Россия и Украина недавно присоединились к данному документу.
– Много лет Вы возглавляли Германское общество обязательного социального страхования от несчастных случаев. В мире существуют различные модели такого страхования на производстве. Например, в некоторых странах действуют частные страховые организации, в других задействованы единые операторы под государственным управлением. Какая модель наиболее предпочтительная?
– На мой взгляд, модели, которая подходила бы для любой страны, не существует. Но в то же время общественные, а не коммерческие системы, которые включают вопросы профилактики, реабилитации и компенсации, стали наиболее эффективными для работодателей и работников – и, следовательно, для всей экономики.
Можно, конечно, сделать ставку на организацию соответствующих структур в различных отраслях. Но нужно иметь в виду: страхование от несчастных случаев на производстве является социальным обеспечением, а не частным бизнесом!
– МАСО удостоилась Международной премии 2018 года в области профилактики производственных рисков за кампанию Vision Zero. Расскажите о ней подробнее.
– Проект Vision Zero МАСО стал первой глобальной кампанией в области профилактики и к тому же очень успешной! Несколько тысяч структур по всему миру уже присоединились к ней. Почему? Потому что посыл простой и цель ясна: каждая авария предотвратима и неприемлема. Поэтому давайте создавать мир труда, который позволит избежать несчастных случаев. Это новая ментальность, новая философия.
Это не эталон, которого мы достигнем или сможем достичь за определенный период времени! Кстати, я рад отметить, что в прошлом году в Женеве МАСО подписала меморандум о взаимопонимании с вашим Министерством труда и социальной защиты населения в области продвижения Vision Zero в Казахстане. Уверен, такое сотрудничество принесет значительную пользу работникам, работодателям и в конечном итоге национальной экономике.
Уже доказано, что инвестиции в безопасность труда дают почти троекратную отдачу.
– Высокие стандарты социального обеспечения зависят от способности организаций двигаться по пути инноваций. Имеется ли международная практика объединения внебюджетных социальных фондов в результате цифровизации и автоматизации в социальном обеспечении?
– Мы наблюдаем международную тенденцию слияния организаций социального обеспечения с целью сокращения административных расходов и более эффективного использования цифровых административных рабочих процессов. Цель объединения организаций – прежде всего избежать ненужной фрагментации в управлении и дублирования функций.
Однако любой риск в сфере социального обеспечения имеет свои особенности, например, с точки зрения источников (социальные отчисления, поступления от налогов и так далее), а также специфики страхования. Поэтому очень важно при проведении реформ, как говорится, «не выплеснуть ребенка вместе с водой».
Когда происходит слияние организаций в рамках одной отрасли социального страхования, это выглядит рационально. Но, с другой стороны, если вы планируете объединить, например, медицинское страхование с организациями пенсионного страхования, эффект может оказаться обратным, контрпродуктивным.
В мире существуют хорошие практики в межотраслевом сотрудничестве. Например, в Германии больничные кассы исторически собирали взносы на пенсионное страхование (Rentenversicherung), страхование на случаи безработицы (Arbeitslosenversicherung), болезни (Krankenversicherung) и необходимого ухода (Pflegeversicherung). Однако для страховщиков от несчастных случаев подход другой.
И конечно, мы не должны забывать, что национальный контекст тоже очень важен, даже внутри одной страны для каждого случая может быть свой подход. Обобщая сказанное, я бы свою мысль выразил так: реформа должна быть направлена на расширение охвата людей социальным обеспечением и предоставление им более качественных услуг, а не на создание дополнительных удобств людям, которые ею управляют!