Главная страница

Не дайте себя обмануть

Бдительность и осторожность – верное решение при проведении интернет-сделок.

На выдумки хитры

Количество случаев мошенничества, связанных с использованием информационных сис­тем, растет из года в год. Если в 2020 году в Казахстане было зарегистрировано более 14 тыс. фактов подобных правонарушений, совершенных в отношении пользователей информационных систем, то в нынешнем году возбуждено уже более 11 тыс. таких дел. При этом раскрыто лишь около 2 тыс. из них.

Спектр интернет-уловок широк. Наиболее распространенным способом обмана является получение частичной или полной предоплаты за товар или услугу по интернет-объявлениям. Это могут быть и недоставка заказанного через Интернет товара, либо его несоответствие заявленным характеристикам, или невыполнение услуг, таких как аренда квартиры, проведение ремонтных работ, помощь в получении кредита, купля-продажа автозапчастей и так далее.

Как правило, мошенники привлекают своих жертв невысокой ценой на реализуемое имущество либо предлагаемую услугу, объясняя ее срочностью, низкой закупочной ценой, распродажей остатков и тому подобным.

Жертвами преступников становятся граждане из всех регио­нов республики. Так, в Карагандинской области мужчина размещал на казахстанских торговых интернет-площадках объявления по продаже автозапчастей, которых, естественно, у него не было. В ходе расследования уголовного дела выявлено 23 аналогичных факта в отношении задержанного.

И жительница Жамбылской области присваивала денежные средства граждан тем же нехитрым способом. Размещая в социальной сети Instagram ложные объявления о продаже женской одежды, ушлая женщина получала денежные переводы, а вот производить взаиморасчет товаром не торопилась. Следствием установлено 40 потерпевших от ее деятельности, общий ущерб составил около 2 млн тенге.

Не менее распространенным способом обмана является неправомерное оформление онлайн-займов через сайты мик­рокредитных организаций. Доверчивые граждане запросто сообщают мошенникам необходимую персональную информацию о себе, включая номера документов.

– Обычно после завладения персональными данными злоумыш­ленники сразу же оформ­ляют онлайн-кредит и получают полный доступ к управлению банковскими картами и депозитами. Далее деньги через банкинг переводятся на сторонние счета, в том числе за рубеж. В другом случае мошенник звонит владельцу интернет-объявления и предлагает произвести продавцу оплату по его банковским реквизитам. После получения необходимых данных, которые продавец передает доб­ровольно, на него оформляется кредит, – поясняет заместитель начальника Центра по борьбе с киберпреступностью департамен­та криминальной полиции Рустем Дюсетаев.

Объявления в Интернете, к слову, очень удобный способ для получения выгоды. Сотрудниками департамента полиции по Костанайской области задержаны жители Нур-Султана, которые «вылавливали» данные граждан из объявлений, размещенных на интернет-ресурсах, например, об утере документов. Получив необходимую информацию, преступники оформляли онлайн-займы в одной из мик­рокредитных организаций РК. В результате мошеннических действий пострадали 210 граж­дан из разных регионов республики.

Между тем для минимизации фактов оформления фиктивных займов Агентством по регулированию и развитию финансового рынка с учетом предложений МВД в апреле 2021 года внесены изменения в Правила предоставления микрокредитов электронным способом. Теперь ужесточена процедура идентификации клиента, в том числе посредством электронной цифровой подписи и биомет­рической идентификации – с предоставлением фото и видео гражданина.

Еще один способ обмана доверчивых граждан, мечтающих о легкой наживе, – якобы выгодные вложения капитала в различные проекты и игры.

– Такие преступления совершаются через группы и чаты социальных сетей и мессенджеров, в которых размещается информация о так называемой «раскрутке денег» путем вложения в выгодные инвестиционные проекты либо ставки на спортивные события. Первоначально мошенники могут производить небольшие выплаты, тем самым завлекая граждан на вложение более крупных сумм. При этом используются банковские карты, оформленные на третьих лиц. В последующем либо сообщается о проигрыше, либо мошенник молча скрывается, – комментирует замначальника Центра по борьбе с киберпреступностью.

К примеру, в столичный департамент полиции обратилась жительница, заявив, что, доверившись объявлению в Instagram о приумножении денег на спортивных ставках, отправила мошеннику 30 000 тенге, поддавшись соблазну увеличить эту сумму до 280 000 тенге всего лишь в течение суток. Однако как только деньги оказались у злоумышленника, предприимчивый малый перестал выходить на связь. В данном случае граж­данка не пострадала – в ходе оперативно-розыскных мероприятий подозреваемый был задержан в Алматы.

Житель Туркестанской области также разместил в сети Instagram объявление о приумножении денежных средств и, войдя в доверие гражданам, обманным путем переводил деньги с баланса их абонентских номеров на счет букмекерской конторы. Для него игра оказалась проигрышной – мошенника задержали. В ходе расследования доказана его причастность к 57 аналогичным фактам.

Популярны среди граждан и приманки, когда звонят на личные телефонные номера и сообщают, что по результатам проводимой акции именно этот абонент оказался призером. Выигрыш предлагается забрать из другого города либо перечис­лить его стоимость на банковскую карту.

В январе полицейскими задержан предприимчивый житель Павлодарской области, который, представляясь сотрудником известного бренда, звонил граж­данам и сообщал о выигрыше ценного приза. «Счастливчикам» нужно было лишь проплатить НДС для доставки приза. Прес­тупник задержан, установлено 44 совершенных им аналогичных факта мошенничества.

Простые правила безопасности

Но, как говорится, прогресс не стоит на месте, и в случае с интернет-мошенничеством это играет против обывателей и на руку преступникам. Например, мошенниками используются хакерские программы, которые позволяют осуществлять подмену звонящего номера. Как правило, используют абонентские номера call-центров банков, что обеспечивает доверие граждан к звонящему и, соответственно, выполнение всех его команд по переводу денежных средств на сторонние счета.

Наверное, в Казахстане уже практически не осталось граж­дан, которым хотя бы раз не позво­нили якобы сотрудники банка, предупреждая о покушении на их платежные карты либо совершении подозрительных операций на карточных счетах. Для блокирования незаконной операции предлагается уточнить данные той самой пластиковой карты, в частности, незамедлительно предоставить номер карты и CVV-код, указанный на обратной стороне... В дальнейшем полученные данные о карте используются мошенниками для проведения несанкционированных денежных переводов с карточного счета пользователя.

– Через карточный счет прес­тупники получают доступ к депозитам своих жертв, откуда также осуществляют переводы. Этот вопрос относится к компетенции государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций. В настоящее время Национальным банком РК прорабатывается вопрос внед­рения системы AntiFraud, предназначенной для мониторинга и предотвращения мошенничес­ких операций, – проинформировал Рустем Дюсетаев.

Так, в результате оперативно-розыскных мероприятий в Алматы задержан подозреваемый, который, представляясь сотрудником службы безопаснос­ти банка, предлагал гражданам скачать на свое устройство прог­рамму для удаленного доступа AnyDesk, после чего совершал хищения со счетов потерпевших. В настоящее время проводится досудебное расследование.

В полиции в очередной раз напоминают: чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, рекомендуется соблюдать прос­тые меры предосторожности. При осуществлении покупок посредством торговых интернет-площадок лучше связаться с продавцом посредством видео­связи и получить фотоизображения товара с разных ракурсов. Также рекомендуется проверить информацию о магазине, срок существования его страницы в социальной сети, прочитать отзывы – их отсутствие должно насторожить.

Не рекомендуется оставлять без присмотра, а также передавать посторонним людям свои персональные данные, реквизиты карточных счетов, CVV-код; нельзя заполнять сомнительные анкеты, которые приходят в виде спам-сообщений от неизвестных контактов или появляются в всплывающих окнах; никому не передавать СМС-коды, приходящие от банка.

Кроме того, для обеспечения защиты своих банковских счетов необходимо регулярно производить смену паролей, предпочитая сложные; подключить все системы безопасности, которые существуют в платежных системах: СМС-подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure и так далее.

Для установки приложений рекомендуется пользоваться только официальными источниками. И не вестись на предложения скачать на свое устройство такие приложения, как AnyDesk, TeamViewer, которые предназначены для удаленного доступа.

Автор:
Александра Власова
09:01, 30 Июля 2021
0
1686
Подписка

Популярное