С 10 по 17 октября в городе проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус», в ходе которого проверяющие службы выявляют пассажиров-безбилетников, а также водителей, не соблюдающих правила дорожного движения. Тема актуальная, учитывая, что с начала года в столице зарегистрировано 17 дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта, 13 из которых по вине автобусов. К административной ответственности за нарушения ПДД привлечены 923 водителя на почти 10 млн тенге, у четверых забрали права на полгода.
Цифры же по безбилетникам и вовсе с тремя нулями: в нынешнем году к ответственности привлечено около 8 тыс. «зайцев», а всего с начала внедрения дифференцированного тарифа в июле прошлого года выявлены более 19 тыс. пассажиров, уклонившихся от оплаты за проезд на общественном транспорте. Сумма наложенных штрафов составила порядка 82 млн тенге!
– Это огромные суммы, которые недополучают автобусные парки и городской бюджет, – сетует директор департамента транспортного контроля ТОО «Aстана LRT» Самат Шаймерденов. – Нигде больше по республике нет таких показателей.
С ним мы напросились в рейд по выявлению безбилетников. Понаблюдать за проверкой технического состояния автобусов и медицинским осмотром водителей перед выездом на линию, что также предусмотрено ОПМ «Автобус», на этот раз не удалось. Мы сосредоточились на поимке «зайцев» и сплоченной командой проинспектировали с десяток автобусных маршрутов.
Для начала собрались в офисе департамента транспортного контроля, который ведет мониторинг за качеством осуществления пассажирских перевозок в Нур-Султане. Директор рассказывает: количество контролеров увеличено до 70, им выдали специальную форму, оснастили радиостанциями и портативными терминалами CDB-4. На мониторе видно, где на линии находится каждый сотрудник и сколько им выявлено нарушителей.
Работа, конечно, у них непростая. С 7 утра до 10 вечера, с небольшими перерывами, пересаживаются они с маршрута на маршрут, охватив за день 30–40 автобусов, протискиваются сквозь толпу в часы пик, отвечают на претензии пассажиров. Признаются, к вечеру порой не чувствуют ног. Но те, с кем удалось познакомиться, работой своей довольны. Зарплаты сейчас неплохие, есть соцпакет, да и сами горожане стали терпимее и сознательнее что ли.
Садимся на первый подъехавший автобус. Сегодня в команде два контролера – усиление все-таки, а также с ними сотрудники инспекции транспортного контроля по Нур-Султану (в его компетенции – наложение штрафа водителям в размере 5 МРП за безбилетный провоз) и местной полицейской службы. Сам контролер «Астана LRT» вправе лишь провести профилактическую беседу с безбилетником и передать сведения о нем в службу 102. Если патруль окажется рядом и вовремя приедет, он и оформляет нарушителя.
– Мы не можем привлекать к ответственности, только полиция имеет право накладывать штраф. Если б такая функция была у нас, было бы легче, – между делом рассказывает Самат Шаймерденов. – В развитых странах при городских администрациях есть такие подведомственные предприятия, которые имеют право штрафовать. Мы тоже вышли с такой инициативой, посмотрим, какое будет принято решение.
Пока же контролеры выдают памятки, где сказано, что, согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте», пассажир обязан производить оплату за проезд наличными средствами, путем SMS и мобильных приложений и предъявлять по требованию водителя или контролера факт оплаты. В пункте 51 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом предусмотрено, что пассажир при посадке в автобус самостоятельно должен производить регистрацию транспортных карт путем прикладывания их к терминалу самообслуживания.
С внедрением дифференцированного тарифа, констатируют в «Астана LRT», 95% пассажиров используют электронную систему оплаты. И если раньше «нал» оседал у водителей и кондукторов, то сейчас доходы автопарков значительно возросли. Но и электронные системы пытаются обмануть. Валидаторы не всегда срабатывают с первого раза, и люди этим пользуются, не валидируясь повторно. Некоторые пытаются проехать за счет чужого льготного проездного, взяв у родственников-пенсионеров или школьников. Нужно лишь технично спрятать фотографию, и если не проверит контролер, то удастся проехать бесплатно.
– Вроде все – солидные люди, на вид состоятельные. Но часто просятся проехать бесплатно, всячески пытаются увильнуть от оплаты. Многие вообще считают, что общественный транспорт должен быть бесплатным. Иногда прямо в автобусе распивают спиртные напитки, ездят в нетрезвом состоянии, нецензурно выражаются, – контролер Танат Есенаманов за несколько лет работы всякое повидал.
Наблюдать за ним в автобусе одно удовольствие. Входит в переднюю дверь, громко оповещает о предстоящем контроле, юрко протискивается по проходу. Пару минут – и все транспортные карты проверены. Кстати, приложить карту к валидатору в этот момент, избежав наказания, невозможно, так как при входе контролер блокирует систему.
Буквально через 15 минут рейда – первый «заяц». Кстати, считается, что это слово прицепилось к безбилетникам именно из-за особенностей поведения: они боятся, но все равно «лезут в огород».
Автобус № 44, молодая девушка, студентка. Утверждает, что не успела достать карту, хотя проехала уже пару остановок. Контролер вежливо объясняет правила. На ближайшей остановке выходим. Благодаря тому, что рядом сотрудник местной полиции, протокол за нарушение по части 2 статьи 622 Кодекса об административных правонарушениях составляется тут же. Девушка нехотя сообщает ИИН и чуть не плача просит понять и простить. Но электронный протокол уже готов, остается лишь подписать.
Кстати, если безбилетник отказывается сообщить свой ИИН, его могут доставить в ближайший опорный пункт. Здесь же все действо заняло пару минут. Пытаясь сэкономить 90 тенге, студентка «попала» на 2 МРП, или 5 050 тенге. Правда, если оплатить штраф в течение 7 дней, то сумма автоматически снижается вполовину.
Всего в городе ежедневно на линии работают 100–150 контролеров, включая проверяющих из автопарков. Пассажиропоток составляет порядка 700–800 тыс. в день. Взаимодействие в этом деле только на пользу, ведь задача у всех одна – обеспечить поступление средств за проезд, которые нужны на содержание автобусного парка.
– В городе столько делается для нас, гости приезжают и диву даются условиям в нашем общественном транспорте! – завидев проверяющих, вступает в разговор один из пассажиров частный предприниматель Мухтар Абдиев. – Я часто вижу безбилетников, чуть ли не каждый день, и делаю им замечания. Ведь на эти деньги и создаются такие хорошие условия для нас же.
– Все еще немало пассажиров не соблюдают требования законодательства, пытаются уйти от ответственности, проехать «зайцем». Конечно, бывает человеческий фактор, пожилые люди, мамы с колясками иногда действительно неумышленно не успевают. И все-таки мы призываем пользователей к нулевой терпимости, призываем оплачивать, как положено, проезд и делать это при посадке, – говорит на прощание директор департамента.
С момента начала ОПМ «Автобус» работниками департамента транспортного контроля ТОО «Астана LRT» совместно с сотрудниками департамента полиции за безбилетный проезд привлечены к ответственности 200 пассажиров с наложением штрафа на общую сумму свыше 1 млн тенге.
В ходе ОПМ особое внимание также уделяется автобусам, перевозящим детей, автомобилям-такси, 9 водителей которых оштрафованы за остановку в неустановленном месте. Что касается водителей общественного транспорта, то только за первый день выявлено более 100 нарушений ими ПДД, в том числе 24 пользовались телефоном, 15 нарушали правила маневрирования, в 11 случаях превышены нормы содержания загрязняющих веществ в выбросах. Также выявлены нарушения правил перевозки пассажиров, багажа и грузов, нарушение режима труда и отдыха, переоборудование без разрешения, езда без техосмотра.
В общем, не все еще в порядке в этой сфере. А потому всесторонний контроль будет продолжен.