Наследие Алаш Орды и современность

9724
​ Айдар Амребаев, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК

«Все мы помним, какой колоссальный урон нанес «большой террор» народам, проживавшим на территории советского государства. За годы репрессий в Казахстан было сослано свыше пяти миллионов человек со всех уголков Советского Союза, – сказано в обращении Главы государства. – Через жернова репрессий прошло около 100 тысяч казах­станцев, более 20 тысяч из которых были расстреляны. В числе невинно осужденных такие видные государственные и политические деятели, как А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Тынышпаев, М. Дулатулы, Т. Рыскулов, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и многие другие».

В политической истории государств бывают периоды чрезвычайной концентрации событий и идей вокруг темы основных целей и ценностей нации, состоя­тельности всего процесса государственного развития.

Таковы периоды кемализма в период основания Турецкой республики, когда вокруг лидера Мустафы Кемаля Ататюрка сформировалась талантливая и активная группа молодых реформаторов, возникло широкое общественное и политическое движение за модернизацию всех сторон жизни турецкого общества на обломках былой империи. Или годы реформации Мэйдзи в Японии, когда вокруг идеи модернизации некогда разрозненной страны возникло подвижническое движение элит, приведшее Страну восходящего солнца к нынешнему процветанию через целый ряд испытаний.

В отечественной политической истории широкое реформаторское и национально-освободительное движение возникло в начале XX века. Оно было связано с партией «Алаш» и лидерами возникшего в результате ее активной подвижнической и объединительной деятельности среди народа правительства Алаш Орды.

Это событие не явилось какой-то разовой и спонтанной акцией отдельных людей, а стало воплощением многовековой мечты казахского народа о свободе и процветании уже в условиях повсеместного наступления эпохи модерна.

Кочевые устои жизни конца XVII и XVIII веков перестали удовлетворять растущим культурным, социально-политическим и экономическим потребностям казахского общества. Провозвестниками этого кризиса самоидентификации социума казахов-кочевников стали поэты эпохи Зар заман (Эпохи скорби), выразившие трагедию народа в период Ақ табан шұбырынды (Годы всенародного бедствия) под ударами полчищ джунгарских захватчиков, а также имперских амбиций России и Цинского Китая.

Благодаря героизму и мудрос­ти наших предков народ не сломался, объединился на крутом вираже истории, были сохранены основы суверенного государства. Вопросы культурных перспектив развития народа, его ценностных ориентиров, социально-политической и экономической состоятельности не могли не волновать Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Ыбырая Алтынсарина, которые олицетворяли собой начало нового интеллектуального движения в казахской степи, устремленного к новым мировоззренческим и организационным форматам развития общества.

Несмотря на колонизацию края Российской империей, они пытались отстаивать самобытное развитие народа, пробуждая у номадов стремление к оседлому образу жизни, принятие передовых правовых устоев государственного строительства и относительно суверенного управления, побуждая молодых людей к обретению знаний и сохранению основ культурной идентичности в новых условиях.

Благодаря началу этой подвижнической волны в Казах­стане возникло широкое просветительское движение за новое обустройство Великой степи, вершиной которой по праву явилось оформление Казахской автономии с правительством Алаш Орды, фактически приведшее наш народ к обретению суверенитета и созданию первой современной государственности казахов во главе с ее лидером Алиханом Букейхановым.

Надо сказать, что вокруг этого высокообразованного и харизматичного человека объединилась наиболее передовая часть казахского общества – зиялы қауым (интеллигенция), нацеленная на утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы за обретение независимости.

Активизации этого процесса способствовало взаимообогащение традиционной и европейской культур, формирование в казахском обществе новой генерации интеллектуальной элиты, воспитанной на национальных традициях и получивших, помимо мусульманского духовного, прекрасное светское европейское образование. Руководители нацио­нально-освободительного движения А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Дулатов, М. Шокай, Х. и Ж. Досмухамедовы, Ж. Акбаев, Х. Габбасов, Р. Марсеков, А. Турлыбаев, А. Ермеков и другие – в большинстве своем выпускники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, Стамбула.

Начиная с 20-х годов XIX века до 1917 года только в Казанском университете обучались около 30 молодых казахов, из них 17 получили юридическое образование, остальные – медицинское. В указанный период в Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов, среди которых ставшие впоследствии видными общественными и политическими деятелями Б. Каратаев, М. Шокай, Ж. Акбаев, Ж. Досмухамедов, А. Турлыбаев, Б. Сыртанов, Б. Кулманов, С. Жанайдаров…

Х. Досмухамедов был выпускником Санкт-Петербургской воен­но-медицинской академии, А. Ермеков окончил Томский технологический институт, М. Тынышпаев – Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта. Получили образование в Стамбульском университете А. Гайсин, С. Шанов, Д. Келбаев, М. Турганбаев, А. Машаев.

Однако полученное образование не означало, что они были оторваны от «почвы».

Это были люди, глубоко укорененные в национальную казахскую духовную традицию нравственности, обладавшие высокой ответственностью за судьбу родины. Они стали по праву катализаторами интеллектуального ренессанса во всей Степи.

Плеяда интеллигентов была истинными патриотами своего народа, при этом была свободна от религиозного фанатизма, национальных, расовых и других предрассудков.

Постепенное формирование казахской интеллектуальной элиты, воспитанной на передовых идеях европейской демократической мысли, вобравшей в себя опыт борьбы за независимость предыдущих поколений казахов, привело к изменению характера национально-освободительного движения – из спонтанных вспышек народного недовольства и сопротивления колониальным властям в цивилизованные формы политического участия, аргументации и концептуализации несостоятельности имперского политического формата взаимодействия народов.

Казахская национальная интеллигенция была широко вовлечена в политические процессы самой России. Известна деятельность алашевцев в работе Государственной думы и их влияние на пробуждение национально-освободительного движения на «окраинах» империи.

Исходным этапом создания партии «Алаш» был делегатский съезд осенью 1905 года в Уральске. Там была предпринята попытка оформления казахского филиала партии конституцион­ных демок­ратов – основной либеральной силы тогдашней России. Однако поскольку основным предметом забот казахской интеллигенции были вопросы обретения нацио­нального суверенитета, освобождения народов империи, то идеологические подходы кадетов не получили широкой поддержки казахского населения.

21–26 июля 1917 года в Оренбурге прошел Общеказахский съезд, собравший представителей практически всех регионов, и именно там «Алаш» получила свое официальное оформление в качестве самостоятельной политической партии. После бурных обсуждений наиболее животрепещущих вопросов национального самоопределения принципы будущего государственного устройства воплотились в программе партии, опубликованной в газете «Қазақ» от 21 ноября 1917 года.

Идеология партии «Алаш» отражала чаяния казахского народа в плане провозглашения национального политического самоуправления, развития самостоятельной экономической и культурной жизни. Партия «Алаш» стала самой влиятельной политической силой Великой степи того времени.

Это показали итоги выборов в Учредительное собрание (своеоб­разные праймериз того времени), в результате которых представители партии «Алаш» одержали убедительную победу. Национально-демократическая идеология партии праволиберального толка стала основанием поступательного движения людей к объединению вокруг партии.

Идеология партии «Алаш» доказала свою историческую состоя­тельность в сложных условиях крушения Российской империи и в качестве политической альтернативы коммунистической идеологии советской власти. В связи с чем она, с нашей точки зрения, может лечь в основу идеи суверенитета Казахстана и защиты национальных интересов страны в современных условиях.

Об этом делает важное замечание в своей книге «В потоке истории» Первый Президент Рес­публики Казахстан Нурсултан­ Назарбаев:

«Деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и нравственному уровню. Однако поражение в революции и Гражданской войне повернуло ход событий в другое русло. Тем не менее казахская автономия как результат движения «Алаш» и практическая дея­тельность Алаш Орды должны рассматриваться в качестве одного из основных этапов борьбы на путях восстановления казахской государственности. Богатейшее наследие, оставленное Алаш Ордой, не только не теряет своей актуальности в наше время, но и даже имеет перспективы на будущее развитие суверенного Казахстана. Это идеи национальной государственности, создание правового, демократического светского государства, парламентского правления, межнационального согласия. Совершенно не случайно многие современные демократические партии и политические организации считают себя наследниками партии «Алаш».

Эта замечательная мысль Лидера нации о преемственности концепта независимости в современном партийно-политическом пространстве Казахстана говорит о многом.

Во-первых, о том, что наш суверенитет, за который в ходе истории было пролито столько крови и принесено столько жертв, – это явление необратимое! Практически все партии и общественно-политические организации, несмотря на различие идеологий и программ, сегодня являются наследниками, «птенцами гнезда, свитого идеологами партии «Алаш» и правительства Алаш Орды.

Во-вторых, это еще раз опровергает мысль о том, что независимость Казахстану досталась легко, в результате распада Советского Союза в 1991 году и ухода советских республик в «свободное плавание». На деле процесс трансформации и распада российской, а затем и советской империй сопровождался широким, центробежным общественно-политическим и культурным движением на так называемых окраинах, и за это была «уплачена» немалая цена.

Одно упоминание имен репрессированных лидеров национально-освободительного движения в Казахстане в 20-е и 30-е годы XX века говорит о трагедии, которую пережил наш народ… О том, какая страшная цена стоит за нашей независимостью!

А превращение Казахстана в так называемую экспериментальную «лабораторию дружбы народов» посредством жестокого и беспощадного переселения народов «интернационального Союза» и ссылок неугодных людей со всего света?

Размещение на территории Казахстана ядерного и других полигонов, принесших неисчис­лимые страдания народу и невос­полнимый урон биологическому разнообразию земли Казахстана, над которыми практически проводились бесчеловечные опыты на выживание? Повсеместное искоренение из памяти народа его культурно-этического кода, традиций и языка?.. Все это горькая и трагическая цена нашей независимости!

В-третьих, на деле независимость была завоевана благодаря огромным жертвам нашего народа на полях Второй мировой войны и самоотверженной подвижнической работе многих поколений казахстанцев, выдаю­щихся общественных и политических деятелей, в том числе представителей Алаш Орды, которые одними из первых в институциональном плане во весь голос объявили о приоритете национального суверенитета казахского народа.

Наш народ, по-меткому замечанию поэта, «мың өліп, мың тірілген халық» («тысячу раз умиравший и тысячи раз воскресавший народ»), сумел, несмотря ни на что, сохранить себя физически и духовно.

В-четвертых, в отношении деятельности партии «Алаш» и правительства Алаш Орды до сих пор сохраняются несправедливые оценки, мифы и стереотипы советского периода. В частности, речь идет о том, что партия якобы была националистического характера и провозглашала исключительность казахского народа. Это навязанная ложь советской пропаганды!

Если обратиться к программным документам партии, то там черным по белому написано: «В Республике все граждане независимо от вероисповедания, национального и расового происхождения, полового различия равны». Более того, в период деятельности партии «Алаш» речь шла об автономии в составе предполагавшейся тогда Российской Федерации, демократические принципы которой на деле были искажены большевистской властью и превратили ее в новую «тюрьму народов».

Надо отдать должное лидерам партии «Алаш», что они благодаря широкой и аргументированной, самоотверженной разъяснительной работе отстояли наш суверенитет, и наш народ не только получил право широкой автономии, но и обрел настоящее самоназвание и нынешнюю границу Казахстана.

Так, в 1925 году на V съезде Советов Ахмет Байтурсынов как горячий защитник и реформатор родного языка поставил вопрос о возвращении народу подлинного имени, основываясь на его истории и культуре. Делегаты съезда единогласно проголосовали за это предложение и приняли постановление о переименовании Киргизской АССР в Казахскую.

Другой неоспоримый факт самоотверженной и бескомпромиссной деятельности лидеров Алаш Орды – пример мужественного служения родине молодого лидера Алашской автономии Алимхана Ермекова, который на встрече с Лениным и Сталиным в Москве по вопросу признания Алашской автономии своим док­ладом «О положении Казахского края вообще и по вопросу о границах в особенности» убедительно доказал состоятельность нового современного казахского государства практически в нынешних границах.

Преемственностью концепта независимости и состоятельности нашего народа и государства в дальнейшем явилась беззаветная политическая деятельность таких государственных деятелей, как Ж. Ташенов и Д. Конаев, защита культурного достояния нашего народа в литературных и научных трудах М. Ауэзова, О. Сулейменова, И. Есенберлина, К. Сатпаева, Е. Бекмаханова и многих других подвижников и духовных наследников Алаш Орды.

Актом гражданского мужества и приверженности принципам гуманизма и национального суверенитета стало решение Первого Президента Казахстана Нурсултана­ Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, принесшего неисчис­лимые бедствия нашему народу.

Следует отметить, что ряд инициатив Лидера нации напрямую отражает концептуальные предложения партии «Алаш», их видение политических перспектив не только нашей страны, но и всего региона.

Такова, к примеру, выдвинутая Елбасы еще в начале 90-х годов идея создания Центрально-Азиатского союза, которую когда-то выдвигали алашординцы как идею единства центральноазиатских народов.

В частности, можно вспомнить, что лидеры движения «Алаш» выступали за интегрированное национально-освободительное движение в Туркестане. Так, Мустафа Шокай предлагал объединение Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий с целью объединения усилий тюркоязычных народов в борьбе за национальную независимость.

Таким образом, можно сказать, что концепт независимости нашей страны, институционально предложенный лидерами движения «Алаш», был успешно реализован спустя годы в деятельности Первого Президента современного Казахстана благодаря воле истории, его организаторскому и дипломатическому таланту бескровным и эволюционным путем. В этом проявляется прямая преемственность вчерашнего и сегодняшнего дня политической истории суверенного Казахстана.

Суровые испытания не сломили волю нашего народа, и сегодня мы стоим перед задачей полнокровного и повсеместного укрепления нашей независимости и состоятельности в новых условиях мирового порядка.

Популярное

Все
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Железные герои дарят живое участие
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Кто возьмет миллион?
В Астане проходит показ раритетных костюмов, в которых выступали казахстанские чемпионы
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Сделки с недвижимостью следует проверять –эксперт
Не увидим звезд футбола?
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Не все боевые награды нашли своих героев
Назначения
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Сатпаев о литературе и искусстве
Когда любовь возвращается сторицей
Не все боевые награды нашли своих героев
Волонтеры ВКО принимают активное участие в неделе «Киелі ме…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]