Объясняя суть таблицы Менделеева через японское аниме «Наруто» в социальной сети TikTok, молодой учитель (ему 28 лет) инновационной школы High Tech Academy набрал за считаные месяцы больше 240 тыс. подписчиков.
– Я не планировал стать учителем, в педагогику пришел случайно, – признается Улан. – После школы поступил на химический факультет КазНУ, потом учился по обмену в Санкт-Петербурге, стажировался в Японии, оканчивал магистратуру в Алматы... Со своим дипломом вполне мог преподавать в вузе. Другое дело – у меня были планы стать инженером-технологом. И пока ждал даты сдачи документов в японский университет в городе Сайтама, пошел работать в Назарбаев Интеллектуальную школу в Талдыкоргане. Мне вдруг неожиданно понравилось учить детей тому, чего они раньше не понимали и не знали. Я и сам не ожидал, что работа с ними так затянет. И вот я уже шестой год в педагогике.
– А как Вы вышли на TikTok с видеороликами по химии?
– Хронологически это совпало с дистанционной формой обучения, на которую страна перешла в апреле 2020 года, а вообще я давно хотел это сделать и даже уже потихоньку начинал проводить свои первые мини-дистанционные уроки с помощью популярной игры Мinecraft. Это было еще до карантина весны 2020 года, просто я их не афишировал.
Минутные ролики, поданные в игровой форме в жанре аниме в TikTok, стали суперпопулярными во время полного локдауна, в который погрузился весь мир весной прошлого года. Но я сразу хочу сказать – они ни в коем случае не замена и не альтернатива основному обучению, а один из дополняющих его элементов. Целиком и полностью живые уроки эти ролики никогда не заменят, но для некоторых детей они становятся тем самым моментом, когда пробуждается интерес к предмету. Они посмотрят видео, где учитель легко, просто и весело на их языке объясняет самые сложные моменты – и дело начинает идти, ступор исчезает. Но еще раз повторюсь: минутный видеоролик, половина которого состоит из развлекательных моментов, большой академической нагрузки в себе не несет. Это просто дополнительная помощь к основному уроку, который идет как минимум 40 минут.
– А Вы могли бы пойти работать в обычную школу?
– Конечно, мог бы. В моей жизни есть такая составляющая, как удачное стечение обстоятельств. Вначале я оказался в НИШ, где у меня неожиданно появился искренний интерес к педагогике. А что касается способностей детей, то у тех, кто учится в обычной общеобразовательной школе, они такие же, как у их сверстников в НИШ. Я сам, кстати, выпускник обычной школы. Если условия игры, в данном случае обучения, сделать там такими же, как в НИШ, то играть (учиться) им тоже стало бы интереснее.
В рамках того, что я встретил бы в общеобразовательной школе, мои видео, может быть, были бы совсем другого содержания. Не исключаю, что лучше. Поэтому вполне возможно, что в моей жизни может случиться такой период, когда приду работать туда. Это добавит перемен в мою систему обучения. Да, детей в обычном классе будет, конечно, больше, но чем труднее задача, тем больше желания ее решить.
– Каким Вы видите свое будущее в перспективе?
– Ближайшие лет 5–10 оно точно будет связано со школой, а дальше я планирую развиваться параллельно в другом направлении, а может, и по специальности. В моем окружении немало таких людей, которые, не бросая профессию, ушли в предпринимательство. Общаясь с ними, я не могу позволить себе просто ходить на работу, чтобы отрабатывать положенное число часов. Но одно я знаю точно – преподавательскую деятельность, где бы это ни происходило, уже не брошу. Это в моей жизни, как мне кажется, останется навсегда, а в сфере образования в нашей стране есть еще интересные незанятые ниши.
– Вы согласны с тем, что хорошее образование – сегодня удел избранных?
– Человек рождается для счастья, но я не уверен, что высшее образование для всех станет его гарантом. Почему многие переезжают в другие страны и спокойно, нисколько не комплексуя из-за этого, работают в сфере сервиса, водителем автобуса, например, или официантом? Потому что для их личного счастья этого достаточно. Не то что университетский диплом, даже не все школьные предметы пригодятся для этого. И заставлять ребенка учиться только потому, что вы сами когда-то думали, что это сделает вас счастливым, будет неверно. При этом я уверен, что научить можно чему угодно – физике, математике, химии – любого ребенка. Неважно, в какой он школе начинал и какие у него там были оценки. Главное, найти подход к нему. Кому-то везет с такими учителями изначально, а кого-то заклеймили так, что он и сам на себе ставит крест и теряет веру в себя. Поэтому, мне кажется, главная задача учителя, да и любого взрослого, – подтолкнуть ребенка в направлении того, что станет счастьем его жизни.
– А как учеба в режиме онлайн отразилась на успеваемости детей?
– Любое изменение – это всегда выход из зоны комфорта, это всегда больше работы, это всегда стресс, и не каждый из него быстро может выйти. То, что качество знаний в школах за этот год сильно упало, мы видим по предметным олимпиадам. И с этим надо что-то делать, чтобы двигаться вперед. Без этого никак, потому что никто ведь сейчас не исключает, что дистанционное обучение может стать нашей реальностью надолго или даже навсегда. Лично я вижу выход в перенимании опыта тех, кто занимается этим (обучением в режиме онлайн) уже давно. Ведь дети, которые по ряду причин не могли ходить в школу, всегда учились дистанционно. Кроме того, всегда были и есть курсы повышения квалификации, где лектор находится в другой стране. Теперь ситуация всех нас заставила стать специалистами-профессионалами на дистанции, поэтому нужно перенимать опыт тех, кто этим занимался всю жизнь. Не сразу, но это должно получиться.
– Как Вы восприняли новость о том, что стали победителем проекта «100 новых лиц Казахстана»?
– Для меня это стало неожиданностью. Заявку ведь вместо меня на участие в проекте подавала супруга. Она, кстати, тоже преподает химию, только в НИШ. Ей очень нравится система обучения в этой школе, а мне – в моей. Каждого из нас устраивают наши школы, а спорить мы можем по отдельным вопросам химии, но это, наверное, нормально. Когда мне сообщили о том, что я стал одним из победителей проекта, я сказал, что это классно, здорово, суперинтересно! Был приятно удивлен, когда за счет его организаторов пригласили в столицу. Правда, очень переживал, что это отвлекает от работы. Конец года, у нас горячая пора – нужно писать отчеты.
– Как?! И в частной школе тоже нужно писать их?
– Да, они у нас тоже есть, но в отличие от общеобразовательной школы, где все сфокусировано на формальном результате, в школе, где работаю я, сместили акценты с того, чего хотят взрослые, на то, что хотят дети. Поэтому отчеты нацелены на них – чего они достигли за прошедший учебный год и как они должны улучшить себя. Вы бы видели, как бывают рады дети, когда узнают, что нынешняя их школа – это место, где разрешено ошибаться, что здесь наконец-то во главу угла ставят их интересы, проблемы и сложности, с которыми им приходится сталкиваться, а учитель – это человек, который подсказывает, как правильно работать над ошибками. Поэтому наши отчеты объемнее, но это условие, на которое я согласился, когда пришел сюда работать.
– Трудно было Вам попасть в эту школу?
– Благодаря работе в НИШ у меня уже появилось имя в педагогических кругах, поэтому когда нужно было поменять место жительства и работу, это получилось без проблем.
Одним из огромных плюсов стало то, что я уже хорошо был знаком с дистанционной формой организации учебного процесса.
– Вы, видимо, старший в семье своих родителей?
– Напротив – младший, но так сложилась жизнь, что мама после смерти отца (он у меня был воином-«афганцем») отдала меня на воспитание сначала своим родителям, потом мы переехали к родителям отца. Мама работала очень много, поэтому я не могу винить ее за то, что она не могла уделять нам, своим детям, столько времени и внимания, сколько хотелось бы. Но это в многократном размере восполнила любовь аташки и апашки. Так что детство у меня было нормальным, и воспитание я получил хорошее, хотя мои дорогие старики и близко не имеют отношения к педагогике.
– Какой совет Вы дали бы тем выпускникам, кто собирается в будущем избрать специальности естественно-научного направления? На какие образовательные ресурсы им нужно делать акцент?
– Я думаю, нужно брать все лучшее из того, что доступно. Это сама школа, онлайн-ресурсы и по возможности репетиторы. Среди последних обязательно найдутся такие, которые довольно демократично оценивают свою работу. Это все равно лучше, чем ничего.
– А много сейчас детей увлекается химией и биологией?
– Они есть, но не так много, как, допустим, английским или физикой. Химия – это прикладная наука, без практики ее невозможно понять. Поэтому один из моих планов на будущее – создание лаборатории, куда школьники, увлекающиеся химией, могут прийти, чтобы сделать любую практическую или лабораторную работу. Но пока это на уровне идеи, сначала надо решить много вопросов: оборудование, реактивы, техника безопасности, помещение… Будь все это, я бы с радостью запустил такой проект, и это было бы классно.