Перед ними была поставлена задача вывести университеты на ведущие позиции, сделав их флагманами реформирования образования. Судя по недавно опубликованному рейтингу Центра Болонского процесса и академической мобильности национальные университеты достаточно успешно справляются с этой задачей. О том, каким был путь к улучшению качества подготовки студентов, к овладению новыми технологиями образования, беседуем с
профессором Айканом АКАНОВЫМ, ректором Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова. – Айкан Аканович, ваш вуз занял первое место в Национальном рейтинге медицинских вузов страны, проводимом Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании. Судя по этим данным, университет является безоговорочным лидером среди медицинских вузов.
– Да, в нынешнем году КазНМУ стал лучшим медицинским вузом Казахстана по итогам Национального рейтинга образовательных программ казахстанских вузов. Университет стал первым в рейтинге по всем пяти образовательным программам здравоохранения – общей медицины, фармации, общественному здравоохранения, стоматологии, сестринского дела.
Кроме того, мы стали первыми в Национальном рейтинге медицинских вузов страны-2014, проводимом Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО). При этом критериями оценок были как концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей, так и достаточность ресурсов, академическая мобильность, конкурентоспособность выпускников и научная деятельность.
Летом впервые в истории медицинского образования во всех медицинских вузах страны была проведена независимая оценка знаний выпускников. 96% выпускников КазНМУ получили "отлично" и "хорошо". В других медвузах показатели ниже. Думаю, что эти оценки – ответ на вопрос о том, как выполняется поручение Президента о повышении качества образования в национальных вузах.
– Наверное, поэтому одним из первых ваших шагов на посту ректора было решение проблем неуспеваемости учащихся.
– Да, порядка полутора тысяч студентов, в основном первых курсов, пришлось отчислить из-за плохой успеваемости. Думаю, что причина понятна: никто не хочет, чтобы нас лечили "троечники" и "двоечники", ведь врач – профессия особая, здесь речь идет о жизни и здоровье людей. Если вернуться на десять лет назад, можно вспомнить, что на встрече с бывшим ректором нашего университета Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, спросив его, какому количеству выпускников вуза он бы доверил свое здоровье, услышал честный ответ: "20%". На тот момент это соответствовало действительности, поэтому нам пришлось принимать жесткие меры. Здесь должны учиться те, кто считает медицину своим призванием.
– Отставание первичного звена больно бьет по здравоохранению, не случайно в своем Послании народу Казахстана Глава государства сделал упор на необходимость развития и укрепления именно первичной медико-санитарной помощи.
– И это совершенно правильно. Вот посмотрите, сегодня в Казахстане в поликлиники в год обращаются до 100 миллионов человек! То есть каждый житель в среднем по 6–7 раз приходит к своему участковому врачу, в то время как в стационарах получают помощь 2–2,5 миллиона человек, а на уровне высокоспециализированной – всего 30–40 тысяч. Эти цифры говорят сами за себя. Я считаю, что до 80% всех болезней должны диагностироваться и лечиться на уровне "первички", и совершенствование первичной медико-санитарной помощи, о чем говорится в Послании Президента, безусловно, является жизненно обоснованной проблемой.
– А почему она плохо решалась до сих пор и какова в этом плане мировая практика?
– Причин много. Одна из основных, как мне представляется, в том, что наши руководители медучреждений не до конца понимают важность и глубину проблемы. Например, в 2003 году, когда мы работали над программой развития здравоохранения на 2005–2010 годы, было выявлено, что на первичный уровень выделяется всего 17% ресурсов здравоохранение, а 83% уходило на развитие стационарной помощи.
И вот прошло 10 лет, а ситуация до 2013 года оставалась примерно такой же. Хотя еще в 2005 году, когда я был вице-министром, мы ставили вопрос, чтобы на ПМСП выделялось хотя бы 40% ресурсов. Но это не состоялось в силу различных объективных и субъективных причин. В то время как мировой опыт показывает, что на уровне первичной медико-санитарной помощи концентрируется до 60% ресурсов – человеческих, финансовых и так далее. Поэтому приветствую решение Министерства здравоохранения и социального развития усилить ПМСП, превратить ее из медико-санитарной в медико-социальную помощь. У нас сегодня очень много накопилось социальных проблем. Это и здоровье пожилых, детей, вопросы питания, экологии, формирования здорового образа жизни, социальная помощь инвалидам, одиноким пенсионерам…
– Но изменения в системе здравоохранения, о необходимости которых говорил Президент, уже чувствуются?
– Конечно. С прошлого года началась реальная реформа первичной помощи, когда "деньги пошли за пациентом", то есть люди стали выбирать себе врачей, клиники. Например, даже студенты нашего университета выбрали не городскую студенческую поликлинику, а попросили организовать свою. И мы создали собственную студенческую мини-поликлинику пока на 12 тысяч студентов, где не только оказывается необходимая медицинская помощь, но и проводится профилактическая оздоровительная работа. Мы увидели реальные показатели здоровья своих студентов и вкладываем силы и ресурсы в их оздоровление. Например, распространенность туберкулеза снизилась на 25–30%.
Что же касается регионов, то, безусловно, усилия и Президента, и Правительства направлены на то, чтобы сельская медицина также укреплялась, чтобы проявлялась забота о молодых врачах. И мы видим, что в ряде регионов молодым специалистам сразу дают квартиры, им определяется неплохая зарплата. Мы также работаем над развитием мобильной медицины с использованием выездных форм работы, это и мастер-классы, обучающие семинары, и, конечно, лечебная деятельность. Кроме того, для консультирования и лечения пациентов в регионах мы используем выездные группы врачей-специалистов, так называемые мультидисциплинарные бригады. И помимо практикующих врачей мы привлекаем к работе врачей-интернов и резидентов. Работа выездных групп, по отзывам населения, оценивается очень положительно, и эта работа, безусловно, нами сегодня наращивается.
– Начался новый учебный год, какие задачи для вашего вуза вы определили как первостепенные?
– В системе подготовки врачей мы следуем за двумя показателями. Первое – это те изменения, которые происходят в общей системе вузовского образования, и второе – ситуация на рынке медицинских услуг. Кроме того, надо учитывать, что изменилась и сама медицина. Если медицина XX века воспринималась скорее как искусство, потому что была основана на искусстве лечения, на клиническом опыте, на эмпирических доказательствах, то в XXI веке – это точная наука, включающая инновационные технологии, научные достижения, она основана на индивидуальном подходе к больному.
– Другими словами, нужны профессионалы, владеющие новыми технологиями и знаниями.
– Совершенно верно. По существу, главной целью развития модернизации системы медицинского образования является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения.
В своей работе мы ориентируемся на лучшие вузы. Наш университет, как и вся страна, перешел на принципы Болонской конференции. Они включают в себя кредитные технологии, образование для роста личности и другие. Была разработана модель профессиональной компетентности выпускника, включающая пять основных компетенций, важных именно для врача, – знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовой компонент и непрерывность образования.
При этом мы понимаем, что не может быть полноценного медицинского образования без хорошо организованной практики, поэтому продолжаем развивать университетский "клинический кластер" – на базе Аксайской больницы, клиники внутренних болезней, образовательно-клинического центра, Института стоматологии, поликлиники для студентов.
Большое внимание уделяется также и повышению оплаты труда преподавателей. Считаю, что вопрос медицинских кадров, их количество, квалификация и, разумеется, подготовка – важнейший в системе реформирования здравоохранения. Ведь медицина по большому счету – это не сфера услуг, это искусство, это служение людям. Нами разработаны и методы дифференцированной оплаты труда наших ППС, и система оценки их работы по ключевым показателям деятельности (KPI). То есть наши преподаватели получают возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию.
Другими словами, идут большие перемены, и наш университет как один из самых крупных вузов страны должен быть впереди. Мы стараемся этому следовать и оправдывать доверие Главы государства.