На большую сцену! Статьи 11 октября 2019 г. 8:32 970 Людмила Макаренко По ходу пьесыНа гастроли во Францию Театр оперы и балета им. Абая отправился не самой многочисленной командой – всего 36 человек, из которых 10 – технический персонал. В европейское турне поехали все ведущие солисты, кордебалет и служба поддержки. Подготовка трех одноактных, но все-таки самостоятельных и не похожих друг на друга балетов на самом деле стоила больших волнений и трудов. Однако уже в Страсбурге стало понятно, что привезенные заготовки придется переделывать, что называется, по ходу пьесы.– В страсбургском Конгресс-холле прекрасный зал, но специфичная сцена, – рассказывает директор ГАТОБ им. Абая Ая Калиева. – Она без кулис – открытая концертная площадка. Честно говоря, для нас это был настоящий шок. Дело в том, что к каждому из балетов меняются декорации, без занавеса наши техники работали на сцене в открытом доступе, поэтому им нужно было все делать тихо и деликатно. Но, как ни странно, это понравилось зрителям – в антрактах они оставались в зале и наблюдали за работой специалистов по сцене.Дальше – больше. В самом экспрессивном и концептуальном из всей тройки балете «Открывая Баха» пришлось перестраивать часть мизансцен – сцена оказалась еще и довольно маленькой. По этой же причине корректировалась постановка представительной по количеству задействованных артистов «Шопенианы». К тому же в «Бахе» и «Болеро» не удалось использовать все декорации – устроители не согласились на оригинальные сценографические решения из соображений техники безопасности.Но больше других досталось все-таки танцорам. Они работали в буквальном смысле на жесткой сцене, не приспособленной для балета, – деревянный настил просто накрыли линолеумом. А крестиками пометили поворотный круг, который артистам следовало обходить. Экстрим как будто специально создавался, чтобы проверить возможности наших балетных в «боевых» условиях. И он`и взяли эту победу – красиво, изящно и, похоже, надолго.Эксперимент с классикойДесять минут непрерывных оваций от публики в Страсбурге заполучить нереально. В профессиональных кругах она считается избалованной и холодной, к тому же «заточенной» на современную хореографию. Получилось, что казахстанскому балету французы аплодировали рекордно долго, заставляя выйти на авансцену к танцорам организаторов гастролей – тех, кто осмелился привезти не только экспериментальный модерн, но и блистательную классику.Правда, европейские зрители и тут не изменили своим привычкам. «Шопениану» они все-таки встретили с деликатной осторожностью. После дерзкого и эмоционального «Открывая Баха» замерли, словно переваривая увиденное, но уже следом искрометное «Болеро» подняло их с мест и заставило рукоплескать артистам.Выступление казахстанцев в Страсбурге, скорее всего, не случайно совпало с открытой сессией Европарламента, который заседает в этом городе. Стараниями посольства Казахстана во Франции и Министерства культуры и спорта гостями показа оказались депутаты и представители дипмиссий европейских государств. Под впечатлением от дебюта казахстанских артистов один из парламентариев признался, что увидел балет мирового уровня, а право делать такие заключения ему дает 25-летняя практика организации оперных и балетных фестивалей. На следующее выступление алматинского балета в небольшой провинциальный городок Йер приехала не только казахская диаспора, но и зрители из Нормандии, Брюсселя, Женевы и Парижа.– После спектакля они стояли в очереди с благодарностями. Часто слышали слова: «Вы не просто открываете балетное искусство, вы открывали для нас Казахстан», – вспоминает Ая Калиева. – Для меня важна была еще и оценка коллег. Нас смотрели педагоги и воспитанники местных хореографических школ, а потом, благодаря за то, что сохраняем балетные традиции, говорили: «То, что мы пытаемся рассказать своим ученикам, вы показываете воочию».Новое дыханиеДля балетной труппы ГАТОБ им. Абая европейские гастроли во многом оказались большим творческим экспериментом – непредсказуемым и ответственным. Этот сезон наверняка останется в истории театра как начало нового этапа его развития – никогда еще здесь не работали с современной хореографией так смело и откровенно. Если, конечно, не брать во внимание постановки Эйфмана, но и о них теперь уже говорят как о классике.«Открывая Баха» – новое слово в казахстанском балете, новый уровень танцевального искусства, новый язык тела, который пока мало знаком театралам, но, похоже, уже пришелся им по вкусу. Эту работу в театре называют классик-модерном – революционной постановкой, всплеском эмоций, которого заждался зритель.В ожидании такой эмоциональной истории руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева давно убеждала всех вокруг, что балетным можно и нужно танцевать современную хореографию, а для первого модернистского балета сама нашла постановщика. Причем не так далеко – Дэвид Джонатан, танцор из Бельгии, работает в Театре «Астана Балет», но мало кто знал, что он еще и способный хореограф. В «Бахе» ему принадлежит все: идея названия, постановочная концепция, сценография, костюмы и подбор музыки. В общем, это получилось на острие переживаний, горячо и выразительно, а еще неожиданно и дерзко. Чего стоит одно только решение с оркестром, который все время находится на задней части сцены. Но зритель узнает об этом не сразу, а по мере того как срывается и падает один занавес за другим.– Для меня это большой эксперимент, потому что, с одной стороны, я хотел обратиться к классическому репертуару, а с другой – разрушал устои и сложившиеся стереотипы, – признался Дэвид Джонатан. – Я очень доволен творческим процессом, который мы вместе с артистами балетной труппы прошли со времени зарождения идеи балета к моменту создания и воплощения всей хореографии. Три части фортепианного концерта Баха – это три разных состояния балета: классическое начало в первой части, чувство смятения и поиска во второй, свобода и торжество танца – в финале.От Шопена к РавелюДаже балетная сюита «Шопениана» в постановке Михаила Фокина на этот раз не сохранилась в чистом виде, и на нее главному балетмейстеру театра Гульжан Туткибаевой захотелось посмотреть свежим взглядом. В результате вечная история конфликта между мечтой и реальностью наполнилась новыми нотами и акцентами.– Это классический балет, который хорошо известен любителям хореографического искусства, еще его называют «белым» или «воздушным» балетом, – говорит Гульжан Туткибаева. – Спектакль, который мы представляем, отличается новой сценографией, новыми костюмами и нюансами в исполнении. Я думаю, эта постановка прекрасно войдет в репертуар нашего театра и станет любима зрителем.И наконец, заключительная часть триптиха – «Болеро». В постановке Рикардо Амаранте, приглашенного хореографа того же Театра «Астана Балет», от множества других вариаций этого произведения остается, пожалуй, только знаменитая музыка Мориса Равеля. В остальном – это безумие страстей и буйство танца. Классик-модерн присутствует во всем, что происходит на сцене: в том, как перемещаются танцоры, как свет меняет настроение зрителя. По словам балетмейстера, его история воспевает идеалы женской красоты и чувственности.– Когда я получил предложение поставить «Болеро», воодушевился и испугался одновременно, – говорит постановщик. – Ведь мировая хореография знает немало примеров постановки этого балета. Вдохновением для меня послужил известный портрет Иды Рубинштейн – женщины, благодаря которой появилось «Болеро». Я хотел создать чувственный, эмоционально насыщенный балет. Безграничные фантазии ведут нас в мир любви, ревности и страсти.Новая работа из трех балетов как минимум на весь новый сезон займет место в репертуарном плане театра. А «Шопениану» в одном спектакле с «Шехерезадой» в этом, юбилейном для великого русского хореографа Михаила Фокина, году ждет гастрольный тур в Лондон. Тем временем в театре уже думают, каким подарком удивить и порадовать зрителей в следующем году, когда настанет 175-летие Абая.
4 мая 2024 г. 19:58 Как перевозят гуманитарные грузы для пострадавших от паводков по платным автотрассам
4 мая 2024 г. 3:00 Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
4 мая 2024 г. 18:15 Совет по инклюзии Сената: о важности комплексной реабилитации рассказал Маулен Ашимбаев
4 мая 2024 г. 11:59 «Это перерастает в издевательство над моей семьей»: Айтбек Амангельды о раскаянии Байжанова
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
12 апреля 2024 г. 19:00 Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан