Музыка на все времена Статьи 17 января 2020 г. 10:06 3720 Серик Кабдулов, Атырауская область Феномен великого композитораВ том, что астраханцы чтут память о великом казахском композиторе, еще раз убедился, побывав в селе Алтынжар Володарского района. В музее Курмангазы самый ценный экспонат – домбра великого кюйши. Долгие годы она была спутницей жизни композитора. Она помогла Курмангазы озвучить многие кюи, передавая всю гамму человеческих чувств: любовь и нежность, доброту и сострадание. По воспоминаниям современников, ее звуки, а главное – особые приемы игры, в Алтынжаре, где провел последние годы жизни кюйши, собирали сотни почитателей его таланта. Как бы сейчас сказали, импровизированные концерты проходили при полном аншлаге. Звучит домбра и сегодня.В самые сложные моменты жизни композитор не расставался со своей домброй и писал музыку, которую и по сей день признают уникальной. В течение двух столетий кюи Курмангазы хранились в памяти людей, передавались из поколения в поколение в живом исполнении. Многие считали его творчество пророческим, а его могила стала местом паломничества. Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши.Будучи подростком, в середине 30-х годов XIX века Курмангазы был свидетелем событий, связанных с народно-освободительным движением, кульминацией которого стало вооруженное восстание Букеевской Орды под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Этому восстанию и были посвящены первые кюи Сагырбайулы.В 18 лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решил покинуть родной аул. С этого времени началась его самостоятельная профессиональная деятельность.За открытую критику богатеев народный бунтарь не раз подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создал такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.В 1862 году Курмангазы встретился со своим земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказали заметное влияние друг на друга. Кюй Даулеткерея «Бұлбұл» Курмангазы включил в свой репертуар.В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы Сагырбайулы создал немало интересных музыкальных композиций, вошедших в сокровищницу национальной культуры казахского народа. Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвященный случаю, когда Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребенком, и «Қызыл қайың» («Красная береза»), передающий настроение человека, достигшего цели и обретшего желанную свободу.– «Қызыл қайың» – это кюй о березе, – говорил Курмангазы своим друзьям, – приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это кюй о родной степи, о славных жигитах моего народа, которые раскрыли мне свои объятия и спасли от черной смерти.Обладая крутым, непокорным нравом, Курмангазы острым языком обличал богачей, притеснителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За это он и подвергался нескончаемым преследованиям.В 1880 году Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью. Бывший в большом почете среди местных жителей, он воспитал своих наследников: Мамена, Кокбалу, Дину Нурпеисову, Ергали Ещанова. Другие домбристы того времени также считали Курмангазы своим наставником.Историк-краевед, профессор Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова Амангельды Шамгонов рассказывает о некоторых разночтениях в биографии музыканта. По его словам, относительно даты рождения и смерти великого композитора казахского народа, неповторимого таланта мировой культуры Курмангазы Сагырбайулы бытуют разные точки зрения. Например, в учебнике «История Казахстана» для 8-х классов общеобразовательных школ, выпущенном издательством «Атамура» в 2008 и 2012 годах, указаны даты жизни великого композитора – 1806–1879 гг. А в учебнике «История Казахстана» для 8-х классов общеобразовательных школ, который выпускался в издательстве «Мектеп» в 2004 и 2012 годах, годами рождения и смерти Курмангазы Сагырбаева указываются 1818–1889 гг. В последнее время в Интернете, особенно в Википедии, уверенно стали писать, что Курмангазы родился именно в 1818 году. Отсюда следует вопрос: почему возникли такие разночтения относительно года рождения и смерти великого кюйши?Неверные даты были взяты с надгробного камня, установленного на могиле Курмангазы Сагырбайулы. Там указано, что Курмангазы, прожив 73 года, скончался в 1879 году. Получается, если великий кюйши скончался в 1879 году, значит, он родился в 1806 году. К великому сожалению, допущена грубейшая ошибка с датой смерти Курмангазы. В действительности композитор был жив и в 1879-м, и в 1889 годах. Из-за подобных некорректных ошибок распространилось мнение о том, что он родился в 1806 году.В какие же годы в действительности родился и умер Курмангазы Сагырбайулы? Тут следует отметить огромную заслугу таких ученых, как доктор исторических наук, профессор Хисмет Табылдиев и историк-краевед Жолжанов. Именно они нашли в Астраханском государственном архиве данные касательно даты рождения великого композитора. И последнюю точку в данном вопросе поставила специальная экспертная комиссия, созданная при Институте литературы и искусства Национальной академии наук РК им. М. Ауэзова. В заключении комиссии написано: «Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова объявляет о результатах работы экспертной комиссии относительно даты рождения и смерти народного композитора Курмангазы Сагырбайулы. Внимательно изучив архивные данные и исследования М. Жолжанова, И. Кенжалиева, К. Жумалиева, У. Рахметуллина, комиссия пришла к выводу, что Курмангазы Сагырбайулы родился в 1823 году, а умер в 1896-м».Историки и краеведы региона отмечают, что 200-летие всемирно известного композитора Курмангазы, которое состоится в 2023 году, должно праздноваться под эгидой ЮНЕСКО на международном уровне. Безусловно, для этого нужна основательная подготовка.Под синим небом АлтынжараВ Алтынжаре, что в часе езды от Астрахани, на месте, где жил композитор, возведен региональный культурный центр имени Курмангазы, построенный в 2005 году. Величественный мраморный мавзолей благодарные потомки установили на месте захоронения кюйши. Выстроена также гостиница для туристов.Культурный комплекс и музей стилизованы под большие белые юрты. Жители астраханских сел безвозмездно передавали в дар музею семейные реликвии: документы, предметы быта, музыкальные инструменты. Жемчужина музея – домбра великого кюйши. Музыкальный инструмент передал внук друга композитора. Экспозиции музея посвящены не только жизни и творческому наследию Курмангазы, но и истории, культуре астраханских казахов, истории Букеевского ханства. В залах проводятся международные музыкальные конкурсы лучших домбристов-исполнителей. В региональном культурном центре «Курмангазы» работают около 40 человек, 25 из которых – домбристы и певцы русского музыкального ансамбля «Белый город» и казахского музыкального ансамбля «Самал».– Ежегодно нас посещают тысячи человек. Изо дня в день мы пропагандируем культуру и обычаи казахского народа, наследие нашего великого предка. Благодаря реконструкции наш центр получил второе дыхание. Мы благодарны населению Атырауской области за эту поддержку, – сказал директор регионального культурного центра им. Курмангазы Амангельды Абылгазиев.Память о великом казахском композиторе Курмангазы в Астраханской области хранят повсюду. Его именем названы улица и школа, библиотека и детский сад, крупное село. А в историческом центре Астрахани установлен памятник высотой почти в 6 м, ставший еще одним символом города, где органично соседствуют прошлое и современность. Это подарок Правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Памятник кюйши, восседающего с домброй на лошади, выполнен из бронзы, установлен на трехметровом постаменте из куртинского гранита. Автор скульптуры – известный в Казахстане скульптор Едиге Рахмадиев.Ежегодно в Астраханской области проводят конкурс домбристов. Сотрудничество двух приграничных областей в сохранении культурного наследия продолжается из года в год. К примеру, Атырауский музыкальный колледж «Академия народной музыки имени Дины Нурпеисовой» и Астраханский колледж культуры и искусства подписали меморандум о сотрудничестве, направленном на подготовку квалифицированных кадров, повышение качества образования и организацию мастер-классов. Меморандум даст возможность ребятам общаться, а также позволит учащимся с казахскими корнями ближе познакомиться, соприкоснуться с родной культурой, а в дальнейшем подвигнет сохранять и передавать ее следующему поколению.
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»