Несколько лет назад, когда он учился в обычной алматинской школе, одноклассники приняли решение поступать в НИШ физико-математического направления. Мухаммед-Али тогда тоже собрался с ними за компанию, чтобы проверить свои знания. Успешно сдал экзамены, несмотря на то что его всегда больше интересовали гуманитарные дисциплины. Тем не менее у подростка в новой школе со временем заметно улучшились результаты по точным наукам.
Сегодня он считает, что получил в НИШ не только качественные знания, но и попал в благоприятную среду, где все это время формировалось и его мировоззрение.
– Это общество целеустремленных и довольно амбициозных ребят, рядом с которыми я не просто учился, но и много работал над собой. Большое влияние на меня оказали и сильные учителя-предметники, – поделился будущий студент.
Стоит отметить, что приемная комиссия Университета Британской Колумбии приняла во внимание не только отличные результаты претендента по всем сданным экзаменам, но и его активную общественную деятельность в свободное от учебы время. Дело в том, что Мухаммед-Али не просто хорошо учился, но еще занимался реальными проектами вне школы. Юношу всегда интересовала сфера бизнеса, он создал в школе клуб молодых предпринимателей, где ученики обсуждали свои проекты. Позже он стал приглашать казахстанских предпринимателей, которые делились с ребятами своим опытом, проводили тренинги.
Живое общение с бизнесменами нарушила пандемия коронавируса. Однако деятельный школьник не стал опускать руки и продолжил работу в онлайн-формате. Он организовал олимпиаду, в которой участвовали более 1 тыс. человек из 18 стран. Многим членам бизнес-клуба понравились и форма, и содержание мероприятия. Итогом его работы стали создание бизнес-инкубатора и проведение марафона, участниками которого были более 2 тыс. человек из 20 государств мира.
– Если бы не ввели карантин, возможно, мой клуб так и функционировал на школьном уровне, в лучшем случае – в пределах города. Лично для меня пандемия открыла новые возможности, дала понимание того, в каком направлении следует двигаться в будущем, – говорит он.
Выбор специальности «бизнес и менеджмент» был продиктован не только его личными устремлениями, но и пониманием проблем в сфере продвижения идей и стартапов, имеющих место в стране. Мухаммед-Али считает, что многим технарям не хватает навыков в области коммерциализации и продвижения собственных проектов. Более того, очень часто встречается потребительское отношение к изобретателям и стартаперам, когда результаты их интеллектуальной собственности, попросту говоря, присваиваются. Кроме того, талантливого ученика всегда привлекало социальное предпринимательство, в концепцию которого органично вписался бизнес-инкубатор. В начале текущего учебного года он точно определился с выбором факультета и начал подготовку к поступлению в вуз.
– На эту специальность довольно сложно поступить претендентам из других стран. Руководство университета заинтересовано принимать иностранных студентов на факультеты точных наук. Не секрет, что после завершения учебы выпускники в большинстве своем остаются работать в высокотехнологичных сферах, повышая потенциал экономики чужого им государства. А выпускники по специальности «бизнес и менеджмент» чаще всего возвращаются домой, поэтому мне надо было быть на голову выше всех претендентов, – пояснил Мухаммед-Али.
По его словам, Университет Британской Колумбии является одним из лучших в мире, а специальность «бизнес и менеджмент» идеально подошла тем целям и задачам, которые он ставит перед собой. В период учебы предоставляется возможность работать напрямую с профессорами, разрабатывать собственные проекты.
Мухаммед-Али поделился своим опытом в выборе будущей профессии. Он убежден, что важно не бояться создавать что-то новое своими руками.
– Я не боялся писать предпринимателям, искать их контакты, добиваться встреч, общаться с ними. Существует заблуждение, что только с идеальными оценками можно поступить в хороший зарубежный вуз. В моем случае приемную комиссию убедил тот факт, что мне удалось реализовать проекты вне школы, а также мои самостоятельные шаги в организации социального проекта, направленного на решение конкретных задач. Для себя я твердо решил, что после окончания учебы вернусь в Казахстан и буду вносить вклад в развитие экономики своей страны. Я не понимаю молодых людей, которые мечтают остаться за рубежом и там себя реализовывать. Ведь родина у человека одна, – считает юноша.
При этом он отмечает, что в его успехе большую роль сыграла профориентатор НИШ Багжан Бердибай, которая дала ему рекомендацию, профессионально заполнила все необходимые документы.
Разделяя достижения своего ученика, представитель школы отметила, что тот всегда отличался постановкой четких целей. При подготовке к поступлению в зарубежный вуз необходимо выработать целую стратегию, которую они со своим подопечным успешно реализовали.
– Мухаммед-Али – любознательный ученик, он никогда не довольствуется только одним источником информации. Всегда ищет новые возможности для реализации своих идей и проектов. Не случайно он выбрал специальность «бизнес и менеджмент». Во время карантина он не опустил руки, а начал делать полезные вещи не только для себя, но и для других. Это очень хорошее качество – помогать окружающим. В итоге наш ученик оказался в числе 30 студентов, которых отобрали из 2 тысяч претендентов, предоставив ему престижный грант на обучение, – отметила она.