Летопись сердца Курмангазы

12967
Жанат Токтарова

Звезда первой величины

Современная национальная культура немыслима без творчес­кого наследия патриарха казахской народной музыки – великого Курмангазы. Он, по признанию музыковедов, опередил свое время. Его сочинения, исполненные глубокой философской силы, учат достоинству и непокорности злу.

Судьба Курмангазы – история жизни вечного скитальца, своей музыкой, словно кинжалом, прорезавшего сознание людей, пробудившего их к борьбе за свободу и независимость родной земли.

Как повествуют народные предания, жизнь Курмангазы обрамляется 1818–1889 годами. Такая датировка подтверждается и рядом установленных фактов жизни и творчества кюйши. Однако исходя из надписи на памятнике, сооруженном на могиле кюйши в годы советской власти, считалось, что он жил в 1806–1879 годах.

Академик Ахмет Жубанов в своей монографии о Курмангазы убедительно доказал, что при изготовлении этой надписи была допущена ошибка, настоятельно требующая исправления на 1823 год.

Родился Курмангазы в Курбан-айт в Бокеевской Орде в урочище Жидели в семье бедняка Сагырбая и его жены Алки, и родители посчитали это добрым знамением. С самого раннего детства у мальчика пробудилась любовь к домбре, что не совсем радовало отца, но не удивило мать. В роду Алки были акыны и жыршы, поэтому она всем сердцем приняла увлечение сына, убедив супруга приобрести для мальчика музыкальный инструмент.

Как утверждают исследователи творчества Курмангазы, Алка была женщиной сильной и волевой, имела дар предвидения и передала его сыну. Не раз, уже будучи взрослым, Курмангазы удивлял соратников и односельчан своим умением предсказывать события.

Однажды на одном из народных гуляний Курмангазы вызвался выйти на ковер с местным богатырем исполинского роста и силы. Удивлению зрителей не было предела: стройный Курмангазы против человека-горы. Но к изумлению всех будущий кюйши в два счета положил на лопатки соперника. И когда его спросили, как же это он смог, спокойно ответил, что ясно увидел, как именно сегодня звезда этого несокрушимого силача померкнет.

Может быть, и Алка благодаря дару предвидения разглядела в первых музыкальных наигрышах сына его предназначение – стать музыкальным гением для своего народа.

Маленький Курмангазы не расставался с домброй, «вливая» в нее все свои ощущения и переживания. Журчание горного ручья и пение птиц, свист ветра и раскаты грома, наигрыш одинокой пастушьей сыбызгы и гомон вечернего аула – эта звуковая палитра родного края имела для него особый смысл. Он слышал мир слухом музыканта, и каждое явление окружающей жизни представлялось в его сознании музыкальными образами, которые он стремился передать в мелодиях и ритмах своего инст­румента.

В 6 лет отец отдал его в пастухи к баю: пусть лучше приносит копейку в дом, чем все время возит­ся с деревяшкой. На просторах необъятной степи Курмангазы оттачивал свое мастерство. Вот где никто не корил за игру на домбре, вот где полету фантазии никто не мешал. Сознание Курмангазы перевернулось после встречи с прославленным кюйши того времени Узаком. С упоением и мальчишеским восторгом вслушивался и всматривался мальчишка в его игру, стараясь в точности запомнить древние кюи-легенды, стремясь перенять от большого мастера все тонкости сложного искусства.

Узак стал первым учителем для Курмангазы, он поддержал его страсть к музыке, предсказал большое музыкальное будущее, тем самым побудив бежать от ненавистного хозяина и совершенствовать мастерство. Бай, услышав, как играет батрак-пас­тух, вменил в его обязанности развлекать еще и своих гостей игрой на домбре…

В 17 лет юноша покидает родной аул и становится свободным музыкантом, вместе со своим учителем странствуя по степи, встречаясь с людьми, изучая жизнь и обретая постепенно славу виртуоза. Вторым учителем для него спустя много лет станет Даулеткерей, который высоко оценит музыкальный дар Курмангазы и будет помогать ему.

В тот период обстановка в Бокеев­ской Орде была накалена. Как пишут библиографы, юный Курмангазы всем сердцем принял национально-освободительное восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Жизнь героев, полная трагизма, их самоотверженная любовь к народу вдохновили и воспитали Курмангазы. Для него имена Исатая и Махамбета стали символом свободы и мужества. Особенно созвучна кюйши была вольнолюбивая поэзия Махамбета, передаваемая народом из уст в уста.

Величественным гимном дея­ниям героев воспринимаются знаменитые кюи Курмангазы «Кішкентай», «Жалын», «Көбек шашқан». В первом кюе он передавал свое огорчение, что не мог встать в ряды восставших из-за юного возраста, но отразил всю боль своего народа и его восхищение батырами.

Кюй «Кішкентай» – это свое­образный музыкальный памятник, воплощающий и героические образы предводителей народного восстания, и глубокую скорбь, вызванную их утратой, и страстный порыв к борьбе, и веру в светлое будущее. Несмотря на всю необычность, непохожесть на известную до него казахскую инст­рументальную музыку, кюй поражает слушателей эпичнос­тью, истинно народным характером художественных образов.

Восстание было жестоко подавлено, и боль народа звучит в музыке Курмангазы.

Знаменитый кюй «Адай» сохранил воинственный, мятежный дух древнего казахского рода адай, ритм стремительной скачки и особую энергетику, возвышающую дух народа. Этот кюй композитора, как и последующие творения, стали для народа знаменем борьбы и символом свободы.

По мнению специалистов, новаторство Курмангазы проявляется на всех уровнях: от композиционных принципов до мельчайших интонационных деталей, все они стали нормативными для домбровой музыки Западного Казахстана – стиля төкпе.

Ахмет Жубанов говорил, что Курмангазы мастерски владел искусством тематического развития, раскрыл все приемы домб­рового исполнительства, нашел новые тембры и потенции звука, новые приемы, штрихи, способы звукоизвлечения. Он ввел технику игры на домбре тентек қағыс.

Понятно, что «бунтарские» кюи, передаваемые народом, что называется, из уст в уста, власти были не по душе. Применив испытанный способ ложного доноса, обвинив в конокрадстве и бродяжничестве, Курмангазы арестовали и бросили в тюрьму. Так, с 25 сентября 1857 года началось судебное преследование кюйши, сильно повлиявшее на его судьбу и наложившее отпечаток на творчество.

Смутьяна намеревались сослать подальше от родных краев. Но Курмангазы не стал дожидаться, пока распорядятся его судьбой, и в ночь на 3 ноября, подрезав решетку, бежал из тюрьмы.

С этого и начался многолетний бег от властей великого кюйши, которого они клеймили как разбойника, бунтаря, опасного и неблагонадежного человека. Но народ дал свою оценку Курмангазы, сумевшему отразить чаяния и беды казахов, их надеж­ды и мечты, укреплявшему национальное сознание.

О таланте Курмангазы говорили многие его современники. Так, уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомос­ти» писал: «Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…»

Скитаясь по степи, скрывая свое имя, он терпел немало лишений, но стоило его домбре заговорить, народ сразу понимал, что перед ним сам Курмангазы. Узнавали его и враги, и доносчики, поэтому приходилось вновь и вновь садится на коня и продолжать свой бег. Даже обретя семью, он не сможет начать жить спокойно. Вместе с ним в опалу попадут суп­руга и дети.

Еще не раз Курмангазы, даже будучи в преклонном возрасте, оказывался в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Омска, но не перес­тавал творить, даря народу не просто новые кюи, полные боли за его будущее, а даря новую надеж­ду, вдохновляя на дальнейшую борьбу за свободу.

Уголовное преследование Курмангазы завершится в 1886 году, но об этом композитор не узнает. В последние годы жизни он с семьей будет скрываться ото всех, устав от бесконечного преследования властей и ненавистного своего врага – старшины Абубакира Акбаева, строившего ему козни с самой юности, перешедшие под конец в открытую травлю.

Курмангазы воспитал целую плеяду учеников, ставших классиками школы западно-казах­станского домбрового искусства. Дина, Ергали Ещанов, Мамен, Уахап Кабигожин, Кали Жантлеуов, Каршыга Ахмедьяров, Рысбек Габдиев, Бакыт Карабалина и многие другие. Каждый из них внес свой вклад в музыкальную историю страны.

Упокоение свое Курмангазы найдет в Астраханской губернии в селе Алтынжар в 1896 году. В 1996 году правительства Казахстана и России установят мавзолей на его могиле, а в 2005-м откроется межгосударственный культурный центр имени композитора, построенный акиматами Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областей РК и администрацией Астраханской области. С тех пор мавзолей и культурный центр стали местом паломничества почитателей таланта Курмангазы.

Палитра мыслей, чувств и форм

Известный домбрист, исследователь традиционной домбровой музыки и творческого наследия Курмангазы, профессор Айтжан Токтаган, издавший в соавторстве со своим учеником Муратом Абугазы сборник из 75 произведений «Кюи Курмангазы», пишет, что «если расположить кюи Курмангазы в хронологической последовательности, то получится своеобразная «летопись сердца» мужественного человека, проведшего жизнь в тяжелой борьбе».

Это действительно так. Автобиографичность – одна из характерных особенностей творчества Курмангазы. По словам профессора Токтагана, главное достижение Курмангазы состоит в том, что он поднял эпичес­кую традицию в искусстве на небывалую высоту. Именно в его творчестве утверждается в кюе раздел «улкен сага».

«Курмангазы был композитором-эрудитом, глубоко освоившим наследие известных кюйши, живших до него. Однако он ясно представлял, что отныне, в его собственном творчестве, казахский кюй уже не укладывается в рамки традиционной формы, и смело раздвинул эти рамки. Улкен сага – это достижение Курмангазы, возникшее как следствие расширения художественного содержания кюя», – пишет Айтжан Токтаган.

Директор Уральского музыкального колледжа им. Курмангазы Нуржан Сертеков отмечает, что величие Курмангазы – в его актуальности во все времена. Его музыка и сегодня восхищает музыкантов разных стран, заставляя преклоняться перед его гением.

– Академик Ахмет Жубанов наз­вал Курмангазы Күй атасы, емко определив его место и значение в истории нашей страны и мировой музыке, – говорит Нуржан Сертеков. – Курмангазы нельзя ни с кем сравнить, он – композитор и исполнитель мирового уровня. По сложности его произведения, написанные в XIX веке, сравнимы с симфониями. Каждый кюй уникален, технически сложен, отражает этап жизни казахского народа и автора. Творческое нас­ледие Курмангазы – неоценимое сокровище нашей национальной культуры.

Училище с 1966 года носит имя Курмангазы, что красноречиво говорит о признании таланта композитора еще в советские годы. Студентами изучаются почти все кюи Курмангазы, учащиеся и преподаватели исполняют их на областных и республиканских конкурсах. Буквально недавно на конкурсе в честь 115-летия Окапа Кайыргожина студенты играли кюи «Серпер», «Байжма», «Сарыарка», «Кішкентай».

– Я чаще всего исполняю кюи «Қайран шешем», «Аман бол, шешем», «Ілме», «Жима», – признается Нуржан Сертеков. – Музыка словно «выстраивает» образ матери Курмангазы. Известно, что именно она благословила сына на борьбу за счастье народа.

Придя к нему в тюрьму, она в ответ на его минутную слабость, хлестко дала пощечину, сказав, что родила не слабака, а мужчину. Эта пощечина стала для композитора мерилом в выборе своего предназначения. Курмангазы – первый среди казахских композиторов. Все, что было в истории музыки нашей страны, было после великого Курмангазы, его жизненного подвига во имя своего народа.

– Курмангазы – дар Всевышнего нам всем, – считает кюйши, краевед, научный сотрудник Национального музея Даулеткерей Кусаинов. – Он – гений, своей домброй пробудивший казахов. Его кюи – воззвание к народу. И власть имущие боялись его могучей домбры, его великого таланта. Многолетние гонения только укрепили его желание бороться дальше. Этим он и велик. Его творения – вклад в будущее становление независимости нашей страны. В кюях Курмангазы есть и подвиг, и бунт, и ликование. Есть и любовь, неповторимая лирика. Все сегменты казахской музыки собраны гением Курмангазы.

Даулеткерей Кусаинов привел такой факт: освободиться из оренбургской тюрьмы ему помог генерал-губернатор Перовский – большой поклонник таланта Сагырбаева. Курмангазы увековечил его имя в кюе «Перовский марш» – могучем, сильном произведении.

– Среди созвездия учеников Курмангазы есть одна-единственная девушка – Дина Нурпеисова, – продолжает Даулеткерей Кусаинов. – Феномен для национальной музыки. Абиш Кекилбаев говорил, что Западно-Казахстанкая область – вторая Вена. Там жили и творили великие композиторы Европы. Но среди них нет ни одной женщины. У нас есть Дина, которую открыл Курмангазы. Сам он говорил, что если взять левую руку Дины и соединить с его правой, то в мире не будет равных им домбристов.

Кюи Курмангазы играют сегодня молодые музыканты.

– В моем репертуаре много кюев Курмангазы, но ближе всего «Адай», – говорит Расул Нурмаханов, студент 4-го курса отделения народных инструментов по классу домбры. – Точно знаю, что до исполнения кюев Курмангазы надо дорасти в исполнительском плане, в технике игры и в своем сознании. Каждый кюй – палит­ра чувств, мыслей, форм. И каж­дому музыканту , чтобы на уровне исполнять кюи великого Курмангазы, необходимо годами учиться, не выпуская домбру по 5–6 часов в день.

– К домбре привел меня мой дед, он домбрист, – говорит Жумагали Кенжегалиев, однокурсник Расула. – Бабушка отдала в музыкальную школу, предопределив мой путь музыканта. Для меня кюи Курмангазы – вершина национального искусства. Исполняя каждый раз его произведения, я вижу как будто его глазами минувшее время. Наверное, зрелость должна быть исполнительская, чтобы понимать его язык. Мне по духу очень близки кюи «Кісен ашқан», «Түрмеден қашқан», «Қайран шешем». Сейчас в Сети много эстрадных вариантов кюев Курмангазы, думаю, это в какой-то степени оправдано: чтобы молодежь заинтересовалась наследием композитора. Но все же классическое исполнение на домбре – ключ к познанию Курмангазы. В кругу своих друзей исполняю кюи часто. И вижу, что им нравится, они начинают задумываться о прошлом и будущем. Главное – Курмангазы понятен широкому кругу слушателей. Его музыка очень сильная, вдохновляющая, формирующая национальное самосознание.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Пострадавшие благодарят за помощь
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Китай любит тишину
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
В правительстве обсудили проект по финансовой грамотности
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Эра казахстанской космонавтики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]