Куриная слепота

917
Максим Божко, глава Ассоциации яичных производителей Казахстана

Когда есть куриная «линия»

Во-первых, скажу о племенном птицеводстве. Уверен, что Казахстану не нужна собственная порода кур, необходимо создавать и расширять племенные репродукторы, чтобы закрыть потребность в суточных цыплятах. Отечественные яичные птицефабрики лишь на 20% обеспечивают себя племенными цыплятами казахстанского производства.

Например, Союз птицеводов считает, что Казахстану необходимо вывести собственную породу кур и открыть собственный племенной центр. По мнению же членов нашей Ассоциации яичных производителей, это нецелесообразно и неэффективно, поскольку подразумевает огромную наукоемкую работу, на которую потребуются соответствующие инвестиции. Плюс отечественный рынок сбыта очень мал для создания и реализации отечественной птицы.

Птицеводство в нашей стране, и яичное, и мясное, в первую очередь промышленное, поскольку доля кур, содержащихся на личных подворьях, мизерная. В промышленном птицеводстве 100% кур племенных, и каждая птицефабрика заботится о том, чтобы у нее было самое лучшее племенное поголовье. Откуда поставляют породистых племенных цыплят? Всемирная генетика за последний век настолько консолидировалась, если раньше было множество разных племенных центров по всему миру, то из года в год эти компании сливались, выкупали друг друга, и сегодня в мясном птицеводстве, например, осталось всего два основных собственника всей племенной птицы. Это Aviagen и Cobb – два гиганта, которым принадлежит вся генетика. В яичном направлении сейчас около 5–6 таких фирм. И их представительства есть во всех уголках планеты.

Поэтому когда говорят, что нам нужна своя порода кур, аргументируя это промышленной безопасностью, то это совсем не аргумент. Так, если в Европе, скажем, птичий грипп, можно привезти родительское стадо из Азии, если там что-то случилось, то из Америки. Такие племенные центры ведут генетическую работу, улучшают производственные показатели птицы постоянно. К примеру, если бройлеры 50 лет назад набирали 2 кг за 100 дней, сегодня они делают то же самое за 40 дней. И это не гормоны, ГМО, антибиотики, как многие подозревают, а именно генетика. Ученые выбирают самые лучшие стада, породы, скрещивают и добиваются таких производственных результатов. Раньше одна несушка в год давала 100 яиц, сейчас – 300.

Другой вопрос, что генетика принадлежит крупным мировым компаниям, и они держат у себя чистые линии – это исходники, можно сказать, прапрародители, которые являются генетическим материалом. От них получается потомство, которое называют прародителями, потом появляется следующее потомство – это родители, и они дают финальный гибрид. То самое промышленное производство для мяса и яйца.

Казахстанские птицефабрики закупают родительские стада у этих племенных репродукторов. И тут возникает момент, когда мы говорим, можно завозить суточных цыплят из-за рубежа, а можно купить родителей, здесь их вырастить и получить финальное потомство. Эта сфера у нас очень слабо развита, и ею нужно заниматься. Сейчас наши фабрики, к примеру, яичного направления ежегодно покупают около 12 млн цыплят для постоянного обновления поголовья. Один цыпленок стоит примерно 220 тг, речь идет о 2 млрд тг в год, которые утекают за границу. Если бы мы делали все это у себя, деньги оставались бы в стране, и уходила только малая часть на покупку родителей.


Субсидии – в репродукцию

Нам не нужен селекционный центр, необходимо создавать и расширять племенные репродукторы, которые будут заниматься производством финального гибрида – промышленного поголовья. Это наукоемко, нужны хорошие специалисты и инвес­тиции, это дополнительный бизнес, в который отрасль не шла, поскольку легче было покупать готовый продукт в России и Европе. В яичном направлении из 12 млн небольшую часть у нас производят – 2–3 млн цыплят, но 9–10 млн ежегодно мы завозим.

Ассоциация яичных производителей уже второй год подряд говорит о том, что нужно развивать племенные репродукторы, чтобы они производили местных суточных цыплят, и мы добились понимания в этом вопросе от Министерства сельского хозяйства. Ведомство изменило программу субсидирования: в последней версии правил – если отечественная птицефабрика покупает суточного цыпленка у казахстанского репродуктора, то она имеет право на субсидии от государства. Раньше их давали на покупку родительского стада для репродукторов, а их у нас всего 2–4. Теперь же господдерж­ку получат все казахстанские птицефабрики, которые будут покупать цыплят местного производства. Субсидия 60 тг на одного цыпленка, если на рынке он стоит 220 тг, то получается 25% – это хорошая поддержка.

Мы зависим от зарубежной генетики, потому что это лучшее, что есть в мире, и нет смысла изобретать велосипед, но мы не должны зависеть от зарубежных поставщиков суточных цыплят. Чтобы иметь свое родительское стадо в бройлерном производстве, фабрика должна быть крупной, мелким проще покупать инкубационное яйцо. В этом нап­равлении можно создать какой-то репродуктор, или те фабрики, которые для себя производят инкубационное яйцо, могли бы увеличить поголовье, чтобы продавать излишки другим. Вопрос создания репродукторов – вопрос инвестиций, для этого нужны доступные кредиты, длинные дешевые деньги, потому что рентабельность очень маленькая, но это необходимо для продовольственной безопасности.

Уже есть положительный пример. На наш птицеводческий рынок впервые заходят европейцы. Один из членов Ассоциации яичных производителей, племенной репродуктор в городе Жезказгане, договорился с французскими генетиками – компанией Novogen. Они создадут совместное предприятие. Их интерес в продаже родительского поголовья, для нас же они предоставляют техничес­кое и научное сопровождение по всем мировым стандартам. Особенностью этого предприя­тия станет то, что оно предложит рынку цыплят кур-несушек трех пород, по цвету яйцо белое, коричневое и кремовое. Яйцо кремового цвета сейчас в Казахстане не производится, но его очень любят в Афганистане, куда в прошлом году из Казах­стана было отправлено больше всего яйца на экспорт. Цыплята, которых здесь будут выводить, в перспективе пойдут на экспорт в Россию, Узбекистан, Таджики­стан и другим соседям, у которых есть спрос.


Птица как промышленность

Второе. Наша ассоциация также постоянно поднимает вопрос промышленной переработки яйца. Сегодня в стране она поч­ти не развита, а это большое перспективное направление.

Все производства, которые используют яйцо, – хлебопекарни, кондитерские, майонезные заводы, производства крабовых палочек, лапши, колбасных изделий и так далее, – априори должны использовать пастеризованные яйца. У нас же практически все это выпускают из свежих яиц, а это большие риски для пищевой безопасности. Пастеризация – это главное, что происходит при переработке яйца, термический процесс обработки, при котором погибают все бактерии и микробы, продукт становится безопасным на 100%. Поэтому мы предлагаем в перспективе в техническом регламенте прописать, чтобы при изготовлении продуктов с использованием яйца оно обязательно было пастеризованным.

Такие законодательные новшества дадут толчок отрасли переработки. В промышленной переработке отдельно идут желток и белок, а также их смесь – меланж, он может быть жидким или сухим, то есть яичный порошок. По сути, получается 6 продуктов: белок, желток, смешанное яйцо, в жидком и сухом виде. Очень мало отечественных птицефаб­рик имеют собственные цеха по переработке яйца. Есть производства, которые выпускают яичный порошок, но не пастеризуют его. Такой продукт дешевый, невысокого качества, не соответствует мировым стандартам, фабрики обыч­но перерабатывают это яйцо, только чтобы не выбросить. Это бой, насечки, мелкое яйцо, брак. То есть вынужденная мера, хотя при должных инвестициях нетоварное яйцо можно качественно переработать и получить дорогой продукт с добавленной стоимостью. Отмечу, что из пастеризованного яйца можно дальше производить другие продукты. В развитых странах, например, продают в тетрапакетах готовую жидкость для оладий или блинов. Или, допустим, в Иране сейчас очень популярны бургеры с яичной котлетой, которую тоже выпускают на промышленных предприятиях.

В Казахстане нет качественной крупной промышленной переработки яйца. Одна из основных проблем яичного птицеводства – это сезонность, когда летом падает спрос и происходит обвал цен. Переработка яйца позволила бы продавать его в другое время. Это очень перспективное направление, и оно просто необходимо для поддержки рентабельности птицефабрик вне сезона.

Летом можно до 50% переработать, если в день казахстанские птицефабрики производят около 12 млн штук яйца, то соответственно 5–6 млн яйца в день нужно переработать, а это несколько крупных заводов и вложения около 20 млн долларов в каждый. Но начать нужно хотя бы с одного-двух. Многие наши кондитерские фабрики импортируют яичный порошок. В мире он стоит от 5 до 15 евро за кг. Если это будет качественный продукт, то он может стать выгодным бизнесом, а не только мерой для ликвидации излишков и переработки нетоварного продукта.

Птицефабрикам даже необязательно самим заниматься переработкой своей продукции. Это может быть компания, которая будет закупать товар у разных поставщиков, или несколько фабрик, которые объединятся. Пока мы не пришли к такой договоренности, но постоянно об этом говорим, и здесь опять же государство могло бы помочь, выделив льготное финансирование. Мы просим Минсельхоз выделить инвестиционные субсидии, поскольку вся отрасль птицеводства сегодня перекредитована, все залоги заложены, и какие-то инициативы и новые проекты по переработке продвигать без господдержки невозможно. Три года назад яичное направление вообще исключили из проектов, которые могут финансироваться по линии «КазАгро». В ведомстве посчитали, что раз у нас достаточно в стране яйца производят, то можно дальше его не финансировать, между тем есть ряд других перспективных направлений.


Продать, «сварить», сохранить

Третье. Кроме того, Ассоциа­ция яичных производителей постоянно поднимает вопрос переработки отходов и помета птиц. Решение этой проблемы принесло бы птицефабрикам дополнительный доход и повысило их рентабельность.

Самые большие отходы у птицефабрик по объемам – это помет. То есть если производство выпускает 20 тыс. тонн мяса, то оно тратит 40 тыс. тонн комбикорма и выдает около 80 тыс. тонн помета в год.

Отходы на самом деле – это деньги, которые мы вывозим на полигоны и платим еще экологические взносы. Самое первое и наиболее распространенное, что можно делать из помета, – это органические удобрения. Есть разные технологии, например, биогазовые установки, когда ты получаешь еще и электро­энергию. Это опять же большие инвестиции. У аграриев сегодня, к сожалению, тоже нет техники, которая вносила бы эти органические удобрения. Здесь мы с профильным министерством прорабатываем всю цепочку. Сначала птицефабрики должны наладить технологию, но тут же должен появиться спрос от растениеводов, а им нужны разбрасыватели органических удобрений и прочее. Применение удобрений из куриного помета помогает поднять урожайность на 30–50%. Органические удобрения уникальны, без химии, еще и улучшают плодородие почвы. На одной из наших птицефабрик мы начали трехлетний пилотный проект, получили грант Всемирного банка и реализуем совместно с Казахским агротехническим университетом им. Сейфуллина. К концу нынешнего года у нас уже будут конкретные результаты: мы переработаем помет, внесем его, посеем пшеницу, осенью получим урожай, увидим прибавки и тогда сможем говорить о реальной эффективности технологии.

Что касается утилизации павшей птицы, то на птицефабриках обычно есть крематории, в которых сжигают падеж. Это один вариант утилизации, другой – производство мясокостной муки. После забоя остаются перья, внутренности, головы, кровь и т. д. Есть специальное оборудование – котлы Лапса, которые под очень высоким давлением и при высоких температурах «варят» отходы. Это может быть цельная курица, если произошел падеж по каким-то причинам, или нереа­лизованная мясная продукция, которую вернули. Высокие температуры убивают все бактерии, уходит влажность, и получается порошок, белковый концентрат. Эту мясокостную муку используют как кормовую добавку, реа­лизуют свинофермам и другим животноводствам.

Так происходит в основном на бройлерных производствах. Несушек же, даже если они отработали производственный срок, фаб­рики зачастую продают дешево населению для получения мяса или яиц. Поэтому в яичном нап­равлении переработка отходов убоя до сих пор не развита, и это еще одно потенциальное направление. Если на фабриках будут свои убойные цеха или какие-то централизованные, где будут осуществлять промышленный забой несушек, это помогло бы поднять рентабельность предприятий и обеспечить биобезопасность. ,

Популярное

Все
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
На Чаганском гидроузле ведутся работы по усилению шандоров
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Сделки с недвижимостью следует проверять – эксперт
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Железные герои дарят живое участие
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Когда в Астане отключат отопление
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Эвакуированных переселили в общежития в Актюбинской области
Полиция опровергла риск теракта в школах Астаны
В Актобе представителей банков призвали выйти в народ
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Мемориалы, парки, памятники и скверы приводят в порядок в К…
Военнослужащим срочной службы вручили наручные часы от имен…
В Президентском центре прошла конференция «Укрепление научн…
«Парадным дверям» Усть-Каменогорска устроили генеральную уб…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]