Главная страница

Критически мыслить қазақша

Применяя на уроках инновационную образовательную методику, педагог из Талдыкоргана Айгуль Сулейменова добилась хороших результатов в преподавании казахского языка.

За плечами Айгуль Сулейменовой 19 лет стажа в сфере образования. Получив диплом педагога-лингвиста, начала она свой трудовой путь в Талдыкоргане. Затем работала в одной из сельских школ Алматинской области и вот уже второй год преподает казахский язык и литературу в колледже при Жетысуском госуни­верситете им. И. Жансугурова.

Как рассказала в интервью «Казахстанской правде» педагог, студенты проявляют огромный интерес к изучению государственного языка. Занятия ведутся по программе обновленного содержания образования. При этом наилучший эффект дает технология развития критического мышления, благодаря которой ребята учатся формулировать на казахском языке свое мнение по различным темам, задавать вопросы и отвечать на них, писать эссе.

– Есть много приемов и методов, так называемых элементов технологии критического мышления, которые мы используем на уроках, – говорит преподаватель. – Главная цель – развитие устной речи у ребят, способности довести на казахском языке свою мысль до остальных участников диспута. На занятиях устраиваются дискуссии, в ходе которых учащиеся отстаивают свою точку зрения, а также предлагают альтернативные варианты решения той или иной проблемы. В результате улучшается не только языковой уровень обучающихся, но и их коммуникативные навыки.

Как вспоминает Айгуль Максутхановна, ей было легче работать в школе села Акын Сара Ескельдинского района, где прак­тически все ученики, в том числе нетитульной национальности, свободно владели государственным языком. По ее словам, у жителей Талдыкоргана, впрочем, как и других городов, знание казахского слабее, чем у сельчан. Потому поначалу в колледже были небольшие сложности с разъяснением учебного материа­ла, особенно в группе с русским языком обучения.

Но сегодня, спустя год, языковая база и словарный запас у вчерашних первокурсников значительно улучшились. Большую часть урока (практически 90–95% времени) учитель проводит на казахском, все меньше прибегая к переводам. Ребята самостоятельно составляют тексты, отвечают устно на вопросы. А в свободное от учебы время совершенствуют языковую практику в повседневной жизни: на улице, в магазине, в общественном транспорте.

– Чтобы быстрее выучить казахский, нужно не только знать грамматику и правила, но и постоянно разговаривать на нем, – убеждена учитель. – Именно поэтому мы применяем учебный модуль, основанный на диалоге, делаем упор на развитии речи. Главное – не бояться сказать что-то неправильно. На мой взгляд, современные дети очень продвинутые: креативно мыслят, владеют компьютерными технологиями. Они понимают, что без знания казахского в перспективе будет трудно добиться успеха в жизни. Поэтому уделяют большое внимание моему предмету.

Примечательно, что методика критического мышления доказывает свою эффективность: всего за год учащиеся русского отделения Zhansugurov College стали сносно говорить и писать на казахском. В их числе – талдыкорганки Екатерина Вятлева, Анна Алехина, Катя Шарупина, Аня Шевцова. Если в начале первого курса их успеваемость по предмету оценивалась на тройку, то сегодня они получают в основном пятерки.

– Думаю, результаты моих подопечных были бы еще лучше, если б не карантин и введение дистанционного обучения, – полагает Айгуль Сулейменова. – К примеру, в колледже мы больше практикуем диалоговый формат занятий, а также разучиваем казахские песни, смотрим фильмы. Это не означает, что онлайн-уроки менее эффективны. Просто у некоторых студентов, особенно у проживающих в сельской местности, часто возникают проблемы с доступом к Интернету.

Как резюмировала педагог, инновационная методика развивает у детей не только критическое мышление, но и аналитические способности и даже лидерские качества. Прямо на уроках ребята разрабатывают и защищают собственные проекты. Задача учителя – разбудить фантазию и любознательность у подопечных, вызвать интерес к поисковой работе.

Айгуль Максутхановна планирует и в дальнейшем делать учебный процесс интересным и увлекательным, чтобы обучить казахскому языку как можно большее число студентов.

Автор:
Асет Калымов
09:21, 20 Ноября 2020
0
3741
Подписка

Популярное