Главная страница

Когда не все возможности использованы

Зарубежные инвесторы готовы вкладывать миллионы долларов в развитие машиностроительной отрасли Северного Казахстана, в то время как ведущие промышленные предприятия региона вынуждены работать вполсилы из-за сокращения заказов.

Все меньше и меньше

Негативная тенденция отмечалась еще в прошлом году. Тогда показатели производства упали более чем на треть. Снижение заказов коснулось практически всех заводов региона, правда, в разной степени. По данным заместителя акима области Даурена Жандарбека, на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения порт­фель заказов уменьшился на 37, на заводе им. С. Кирова – на 11, в АО «Мунаймаш» – на 24%.

А в АО «ЗИКСТО» по сравнению с 2017 годом объемы производства снизились на 44,3%, при этом вместо 729 грузовых вагонов заводом было выпущено 385 единиц. Падение произошло по причине нехватки комплектующих, поставляемых российскими компаниями. На декабрь 2018-го загрузка машиностроительного комплекса области составляла 67%, а доля тяжелого машиностроения в валовом региональном продукте доходила лишь до 13%.

За 4 месяца текущего года ситуация заметно не улучшилась, а на одном из предприятий даже обострилась. Как отметил на недавнем совещании по итогам социально-экономического развития региона заместитель областного акима Аскар Сакипкереев, на фоне положительной динамики основных показателей системное снижение производства на 15,4% наблюдается в машиностроении. Это происходит из-за приостановки выпуска железнодорожной техники в АО «ЗИКСТО» и снижения производства машин для обслуживания нефтегазовых скважин в АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» (ПЗТМ).

Работу этих предприятий подверг критике и глава региона.

– Считаю, что не все возможнос­ти были использованы для того, чтобы стабилизировать работу на данных предприятиях, – заявил Кумар Аксакалов.

По мнению акима области, сложившаяся ситуация стала итогом в том числе слабой организации работы прежде всего первых руководителей заводов и ненадлежащего менеджмента. Ранее глава региона также отмечал, что линейка продукции не соответствует запросам времени: «Как была десятилетиями, так и выпускаете ее. Никто не ищет каких-то новых направлений, новых рынков сбыта».

По уверениям представителей заводов, для выхода из кризиса ведется поиск новых партнеров. На ПЗТМ прорабатывают заключение дополнительных договоров на изготовление продукции спе­циального назначения, обновляют ассортимент. В частности, здесь есть конкретные планы по производству емкостей для нефтяного сектора. Контракт уже в работе. Кроме того, начата модернизация производственных мощностей благодаря выделенным из респуб­ликанского бюджета средствам.

На ЗИКСТО ситуация сложнее, хотя еще в прошлом году, несмотря на имеющиеся трудности, здесь были настроены оптимистично, работали над новыми видами изделий. В том числе зерновозом, рассчитанным на 120 кубометров, спрос на который есть не только на казахстанском, но и зарубежном рынке.

Планировался также запуск линейки вагонов с повышенной грузоподъемностью в 25 тонн. Но дефицит металла вновь затормозил производственный процесс. Из-за известной ситуации в Украине встали российские заводы, и, как следствие, машиностроители Петропавловска остались без крупного литья, необходимого для сборки вагонов. Это в свою очередь привело к срыву контрактов, которые на тот момент имелись у ­ЗИКСТО, в результате чего на предприятие были наложены штрафные санкции. Серьезные финансовые проблемы обернулись трудовым конфликтом.

Как выяснилось, рабочие завода уже два месяца не получают зарплаты. Директор ЗИКСТО Ренат Шамсутдинов, кстати, лишь недавно назначенный на этот пост, заверил заводчан: до конца месяца им выплатят деньги с учетом простоя (50% от оклада). Пообещал также, что предприятие начнет работать в июне, как только будут подписаны новые контракты с партнерами.

Первый руководитель области немедленно отреагировал на ситуацию, написав на своей офи­циальной странице в сети Facebook: «На ЗИКСТО образовалась задолженность по заработной плате из-за перебоев с поставками литья из России... Сейчас ведется поиск альтернативных путей для поставки... Руководство завода дало обещание закрыть долги по зарплате в ближайшие дни. Данный вопрос – на моем контроле».

Есть интерес

На общем фоне лучше обстоят дела на заводе им. С. Кирова, львиная доля заказов которого (около 80%) приходится на оборону, хотя и здесь не достигли ожидаемых объемов. Несмотря на то что основным заказчиком выступает Минобороны республики, на предприятии продолжают расширять выпуск товаров для гражданского сектора. Весьма перспективным обещает стать новое направление в сотрудничестве с АО «Казцентр ЖКХ» (Нур-Султан). Речь идет о радиомодемах для передачи данных со всех видов счетчиков. Это полностью казахстанская разработка.

– Такие модемы производятся в Европе, Китае, есть известная российская модель. У нас же полностью собственное производство, мы сами в столице разрабатываем софт и «железо». В Петропавловске нам делают печатную плату и корпус, – пояснил главный разработчик радиомодема Куаныш Кырыкбаев.

По его словам, устройство способно считывать данные как с общедомовых, так и с индивидуальных приборов учета. От потребителей информация транс­лируется напрямую на серверы биллинговой компании. Цель проекта – обеспечить прозрачность в системе жилищно-коммунальных хозяйств.

Опытные образцы, изготовленные на местном предприятии, успешно прошли апробацию. Учитывая повсеместное внедрение «цифры», в том числе в сфере ЖКХ, можно предположить, что новое устройство будет весьма востребовано. Первые покупатели, кстати, уже есть. Интерес проявила ипотечная компания, занимающаяся строительством бюджетного арендного жилья.

Для застройщиков важна точность объемов потребления коммунальных услуг, поскольку к этому напрямую привязаны размеры платежей для жильцов. Компания заказала тысячу единиц цифрового оборудования. Для Петропавловского завода это не просто один из крупных заказов в нынешнем году, но и весьма многообещающий. В ближайшее время будет запущено серийное производство модемов.

Отметим, что завод им. Кирова, так же как и ПЗТМ, включен в Комплексный план развития Северо-Казахстанской области. Из республиканской казны на модернизацию производств планируется направить 6,7 млрд тенге. Первый транш в размере 3,3 млрд тенге предприятия уже получили, на эти средства закупят 300 единиц оборудования. Предполагается, что техническое обновление позволит повысить производительность труда и, соответственно, увеличить выпуск продукции в 2 раза.

В Министерстве финансов РК рассчитывают, что к 2021 году объем выпускаемой продукции на предприятиях вырастет на 40%.

Техническая модернизация на заводах уже началась. Как отметил глава региона, всей отрасли нужно обеспечить запланированный портфель заказов в 30 млрд тенге.

– По портфелю заказов АО «ПЗТМ» в прошлом году проработало на 3,2 миллиарда тенге, – сообщил заместитель акима СКО Даурен Жандарбек. – Более чем на 2 миллиарда соглашения уже подписаны. В совокупности за первое полугодие текущего года намечено пополнить портфель заказов на 4,6 миллиарда тенге.

У ЗИКСТО на финишной прямой заключение договора с Российской Федерацией на поставку 300 вагонов и полувагонов.

Привет от соседей

В то время как местные предприятия пытаются удержаться на плаву, зарубежные инвесторы внимательно присматриваются к промышленным возможностям Северного Казахстана и строят далеко идущие планы. В частности, китайская компания намерена создать в промышленной зоне Петропавловска большой индуст­риальный парк, включающий в себя комплекс заводов, на которых будут производить многотонные грузовики, коммунальную технику, а позже – малую авиацию.

– Это машиностроительный проект, – рассказал председатель наблюдательного совета ТОО «СКО СП KAZ» Ержан Артыкбеков, комментируя итоги одной из встреч руководства региона с официальной делегацией провинции Хубэй (КНР). – То есть локализация и сборка машин будут производиться именно в Северном Казахстане.

Инвесторы выразили заинтересованность в сотрудничестве с промышленными предприятиями области. Помимо машиностроительного потенциала их привлекает выгодное расположение облас­ти, граничащей с Россией. Проект намерены осуществить в течение 6 лет, начиная с 2019 года, после решения процедурных вопросов.

– Планируется создать до 4 тысяч новых рабочих мест. Для подготовки кадров построят образовательный центр. Из наиболее перспективных молодых специалистов будут отбирать тех, кто пройдет дальнейшее повышение квалификации в Китае и вернется обратно в Петропавловск. На отведенной территории намечено построить жилой микрорайон с объектами социальной инфраструктуры, так как одно из требований компании – человек не должен добираться до работы пешком более 20 минут, – уточнил Ержан Артыкбеков.

К слову, производство в основном будет ориентировано на экспорт. Продукцию планируется поставлять на рынки стран Центральной Азии и Восточной Европы.

На первом этапе инвестор готов вложить в проект 500 млн долларов. Общая же сумма инвестиций составит более 3 млрд долларов.

Автор:
Назгуль Испанова
10:43, 22 Мая 2019
0
614
Подписка

Популярное