Когда мечта обретает крылья Статьи 17 июля 2019 г. 10:16 776 Наталия Хомс Разбег, отрыв – и в небеса!Один из таких молодых людей – 24-летний летчик авиационного звена старший лейтенант Батырхан Аккошкаров. Родился он в cтолице, в самой обычной семье: мама около 30 лет работает учителем в гимназии, отец – водителем. Теперь его жизнь и работа – мечта многих ребят. А вот сам парень признается, что в детстве хотел стать… поваром. Как же вышло, что человек, желавший искусно готовить изысканные блюда, проявлять фантазию в сочетании специй и соусов, решил связать свою жизнь с небом и армией?– Когда оканчивал девятый класс, случайно увидел по телевизору рекламу: Государственный авиационный центр (ГАЦ) набирает группу для обучения летчиков сверхмалой авиации. Решил попробовать. Прошел медкомиссию, отбор – и меня зачислили. Девять месяцев мы изучали только теорию: строение самолета, воздушную навигацию, аэродинамику. После сдачи экзаменов приступили к полетам, – вспоминает Батырхан.Возник другой логичный вопрос: почему именно армия? Летать-то можно и на гражданке, мир повидать… Оказалось, такой вариант он вообще не рассматривал. Еще тогда, в 15 лет, была поставлена конкретная цель – стать военным летчиком. Юноше было на кого равняться: инструктор ГАЦ, старший летчик-инспектор подполковник Мурат Жандорбинов сумел увлечь курсанта небом, престижной, но такой непростой профессией военного.С особой теплотой и эмоциональностью Батырхан говорит о технике, с которой работает, и главное, о полетах. Именно в такие моменты видишь, что человек действительно любит свое дело, предан ему всей душой.– Вот мы с инструктором впервые вырулили на полосу… Трепетное ожидание, когда руководитель полетов даст добро на вылет. В этот момент почувствовал страх, помню, даже коленки дрожали. Начинаем разбег, отрыв – и... я не знаю, как это описать. Полоса сначала уходит вдаль, а в следующую минуту она уже под тобой. Это необыкновенное ощущение легкости, когда не чувствуешь под собой землю, – ее там нет, – рассказывает летчик, и глаза его будто начинают излучать свет. – Ощущения примерно сравнимы с тем, когда забираешься на высокое здание, встаешь на самый край и смотришь вниз, дух захватывает, мурашки бегают по телу. Но здесь ты чувствуешь уверенность, ведь тебя держит самолет. Ты знаешь, он не подведет. Ты его изучал, понимаешь, как он работает, почему летает. И страх отходит на второй план.Дальше – вышеПосле окончания школы на повестке дня были только военные вузы, программы по подготовке летчиков. Батырхан принял решение поступать в Актобе в Военный институт Сил воздушной обороны (ВИСВО). Отец его поддержал, а мама смирилась не сразу: отпускать сына на 4 года за сотни километров не хотелось.В институте Батырхан выбрал не самолеты, а вертолеты – желание попробовать что-то новое взяло верх. Два года перед полетами изучал теорию, дальше – практика и снова зачеты. Но даже после такой серьезной подготовки, признается летчик, поначалу было сложновато: одно дело – книжки читать, а другое – увидеть наяву необъятную махину, которую ты должен поднять в воздух. Очень помогает самостоятельное изучение техники: нужно «почувствовать» вертолет, выучить и рассмотреть каждый винтик, тогда все знания складываются в один большой «пазл».– Вертолетом сложнее управлять. Распределение внимания должно быть на очень высоком уровне, причем важно все это отработать изначально на земле. Перед любым вылетом я должен потренироваться: походить, проговорить кому-то или даже себе, что буду делать. Организм так устроен, что в воздухе человек, какой бы выдержки ни был, может немного потерять концентрацию. Если что-то плохо знаешь – забудешь вовсе, а если знания крепки, все пойдет «на автомате», в правильном порядке, – рассказывает офицер.Кстати, в институте Батырхан вместе с товарищем отличились, о них даже писали в СМИ. Молодые люди впервые за всю историю ВИСВО совершили самостоятельный вылет без инструктора. В учебную программу это не входило, но, видя уровень подготовки курсантов, начальник института дал добро. И два юных пилота взмыли в небо на огромном вертолете Ми-8МТ с аэродрома в Хлебодаровке. Сейчас летчик вспоминает: уровень ответственности буквально давил на плечи. Инструктор же в подопечных был уверен и после вылета поблагодарил за оправданное доверие.– Самолет сверхмалой авиации маленький, компактный, а вертолет – боевая машина весом в 13 тонн, на которую ко всему прочему можно навесить и вооружение, – объясняет летчик. – Я думал, уже не будет таких ощущений, как при первом полете в ГАЦ, но в какой-то момент, когда уже подходил к посадке, ощутил трепет в душе. И четко осознал: ты действительно управляешь вертолетом, все получается.Первым делом – вертолетыПосле вуза молодой летчик попал в столичную войсковую часть Сил воздушной обороны ВС РК. Батырхану повезло: здесь передовое техническое оснащение, есть возможность проходить сертифицированное обучение (получен сертификат о тренажерной подготовке), да и служит он рядом с родным домом.– Летчик авиационного звена старший лейтенант Батырхан Аккошкаров пришел на службу в ноябре 2016 года. Показал себя добросовестным военнослужащим, в исполнительном отношении – корректный, грамотный. Летает хорошо, главное – любит летать, – командир звена авиационной эскадрильи армейской авиации капитан Хамидолла Сабыржанов, говоря о подчиненном, по-военному немногословен.Сегодня Батырхан Аккошкаров закреплен за экипажем многоцелевого вертолета Eurocopter ЕС145 – компактного, но вместительного борта (до 12 мест), который может подниматься на высоту 5,5 км. Применяется такая техника для проведения операций по обеспечению правопорядка, транспортировки пассажиров, неотложной медицинской помощи, борьбы со стихийными бедствиями и поисково-спасательных действий.Во время интервью повезло и мне: я впервые оказалась в кабине военного вертолета. Почти детский восторг не удалось скрыть, и мои чувства Батырхан сразу понял. На его лице читалось: «Теперь ты знаешь, о чем я…». Полетать на боевой машине, к сожалению, не удалось – запрещено уставом. Но все равно получила незабываемые впечатления!Каждый день военного летчика предельно загружен. Проходит предполетная подготовка, изучаются и многократно повторяются лекции по аэродинамике, воздушной навигации, безопасности полетов, тактике, метеорологии. Проводятся полеты для поддержания техники пилотирования. Занятий много, свободного времени нет, ведь летчик всегда должен быть готов к выполнению любой боевой задачи.Как известно, на любую внештатную ситуацию в руководстве полетной эксплуатации есть порядок действий. Оттого при возникновении проблем летчик всегда остается спокойным и строго следует инструкции. Батырхан говорит о возможности подобных случаев решительно, четко, без тени сомнения.– Два-три раза в год проводятся учения в разных частях Казахстана. Когда живешь в поле, в палатке, тогда в полной мере и ощущаешь, что ты военный. В нынешнем году я был на учениях «Алтын жебе» и «Айбалта», тренировались в сложных метеоусловиях, высаживали десант в горной местности в ночное время. В будущем хотел бы участвовать в международных соревнованиях «Авиадартс» среди молодых летчиков, – делится планами старший лейтенант Батырхан Аккошкаров.У молодого офицера многое впереди. Он шутит, что, возможно, когда выйдет на пенсию, вспомнит и о своем детском желании быть поваром. Кто знает?... Но сейчас главное – воинский долг, любимое дело и небо. Батырханом гордятся родные и друзья. Глядя на таких людей – волевых, дисциплинированных, твердых духом, становится спокойно: они никогда не подведут, придут на помощь, защитят Родину.
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»