Керамикой нельзя не восхищаться Статьи 15 января 2021 г. 8:32 1128 Любовь Доброта Замок мечтыВпервые за глину Артем взялся будучи студентом художественно-графического факультета ЮКГУ им. М. Ауэзова. Там был кабинет керамики, который он случайно открыл для себя. Дело в том, что факультатив по керамике посещали студенты начиная с 4-го курса, а значит, первокурсникам доступ в него был заказан.Артем буквально уговорил преподавателя разрешить ему бывать в кабинете. За это пообещал мыть полы, месить глину, да все что угодно делать, лишь бы получить разрешение слепить… замок. Необъяснимая любовь к замкам у него была с детства. Сказочные, загадочные замки сочетали в себе архитектуру и конструирование, привлекая некой ноткой романтизма. Сначала он их лепил из песка, потом из пластилина, мастерил из картона и бумаги. А тут промелькнула мысль о том, что из глины замок будет крепким и надежным, ведь его можно обжечь. Обычно студенты под разным предлогом пытаются увильнуть от занятия, не жалея фантазии для поиска причин, а тут первокурсник готов мыть полы, лишь бы его пустили в кабинет. И хотя прямолинейное заявление о том, что керамика-то, собственно, парню и не нужна, преподавателя слегка озадачило, слепить замок ему разрешили. С тех пор все свободное время Артем проводил в кабинете керамики. Его было не так уж много. Во всяком случае, осуществить мечту и построить замок удалось через полгода. Строил его студент основательно, отдельно лепя каждый кирпичик. Результат превзошел все ожидания, порадовав конструкцией и автора, и его друзей. Он даже хотел выставить свое творение в качестве дипломной работы, но его не поддержали, поскольку специализация «учитель рисования» не предполагала такой формы завершения учебы. Впрочем, это Артема ничуть не огорчило. Выбирать ему и так было из чего, ведь парень увлекался рисованием, гуашевой живописью, батиком.Все эти навыки пригодились в нулевых годах, после окончания института. Выпускник зарабатывал на жизнь изготовлением рекламных вывесок, которые в то время делали прямо на заборах или витринах магазинов, поскольку ни специальных вывесок, ни баннеров на тот момент еще не было. Брался за картины, пробовал себя в живописи, одновременно расписывал масляной краской грузовики для одной местной компании. А параллельно осваивал глину, лепил горшочки и кувшины, радуясь тому, что получалось своими руками делать настоящие вещи. За 20 лет в рекламном деле произошла разительная эволюция. Четко она прослеживается и в творчестве керамиста Артема Гориславца, который начинал с примитивных обожженных горшочков и дошел до огненных скульптур, став первым в Казахстане мастером по их изготовлению. А тот самый замок со студенческих времен всегда с Артемом, и занимает он центральное место в коллекции хрупких творений. Именно его мастер неофициально считает своей дипломной работой. Хрупкое искусствоНа первую в своей жизни выставку молодых художников, организованную Союзом художников, Артем Гориславец попал как керамист.– Было фантастически интересно, – в памяти Артема и сейчас свежи впечатления. – Тогда только открылась в городе новая галерея в полуподвальном помещении – очень атмосферная такая. Это имело определенное значение для личностного роста. Потом я познакомился с владелицей крупной кондитерской, которая заказала керамику для интерьера. Она купила больше полусотни одних только кувшинов, а еще – керамические панно, росписи, которые и сейчас красуются на стенах кафе. Энергии было много, и Артем занимался всем подряд, пробуя новые техники и разнообразные направления. Их много, так же как и в живописи. Сам он считает, что происходило это во многом сумбурно. Надо было и деньги заработать, и самоутвердиться, и творчески реализовать себя. Только с годами сработал философский закон перехода количества в качество. Впрочем, процесс самосовершенствования продолжается, и его Артем называет естественной эволюцией человека, ищущего и желающего дальше развиваться. – Когда у тебя в характере есть некая нотка самокритичности, то ты никогда не удовлетворен тем, что уже сделано, чего удалось достигнуть, – так оценивает себя и свое творчество Артем Гориславец. – Наш земляк Оскар Хартманн как-то сказал, что настоящая жизнь там, где ты еще не был. Все остальное лишь повторение. Эти слова меня очень сильно впечатлили, заставив задуматься о том, что самое интересное – это все время двигаться вперед. Мне хочется беспрерывно постигать и творить что-то новое, находить далекие маяки, к которым движешься. Все это сублимировано с моим творчеством, с моим бизнесом, с моей жизнью. Движение вперед требует новых знаний о материале, с которым работаешь, и постоянной смены формы самовыражения. Керамика настолько многогранна, что всей жизни не хватит, чтобы все досконально изучить – много разных техник, много химии. Соединение красок, пигментов и оксидов позволяет открыть новые грани. Смешивать краски, делать обжиг и смотреть, что получилось, – это для мастера одно из увлекательнейших направлений в мире керамики. Артем говорит, что глина – непредсказуемый материал. При обжиге она деформируется и вполне может оказаться, что на выходе получишь артобъект, заметно отличающийся от эскиза. Такая вот неопределенность как раз и влечет художника, обещая на выходе сюрприз, придающий произведению дополнительное смысловое измерение. Получается, будто сам материал вмешивается в процесс создания очередного творения и становится чуть ли не соавтором. – Кроме работы с материалом меня поглощает само творчество, – рассказывает Артем. – Это тоже целый мир. И когда глубоко погружаешься в него, то понимаешь, что ты – малюсенькая песчинка в космосе. И это увлекательное путешествие – изучать, экспериментировать. Собственно, это и вдохновляет двигаться дальше. Композиция с огнемТри года назад Артем Гориславец был участником керамического симпозиума в Крыму. Там он впервые попробовал слепить огненную скульптуру, освоив новую керамическую технику, которая сейчас пользуется огромной популярностью во многих странах мира. Это был совершенно новый опыт, предполагающий не просто создание композиции из глины, но и дающий возможность без специального оборудования, по сути дела, голыми руками, в условиях открытого пространства сделать полноценный обжиг. Процесс этот превращался в файер-шоу, неизменно вызывая восторг у всех, кто оказался рядом. Идет совмещение искусства с шоу – скульптура обжигается и параллельно предлагается некая разновидность перфоманса. Естественно, все это требует соблюдения правил техники безопасности и даже особой экипировки, но только для мастера.Артем стал родоначальником этого направления искусства в нашей стране, впервые публично показав его алматинцам на этно-фестивале FourЭ. – Суть в том, что лепишь скульптуру-башню, при этом неважно, какой высоты – 3 метра или один, – керамист знакомит с тонкостями изготовления огненной композиции. – Из тех, что я делал, самая высокая – под 3 метра. Используется специальная глина – грубый зернистый шамот для садово-парковых скульптур, потому что обжиг идет вручную – газом, дровами. Это довольно экстремальное действо, и керамику из обычного сырья может просто разорвать. А шамот в состоянии выдержать такой накал. Скульптура, кроме эстетической нагрузки, служит трубой, через которую идет огонь. Из шамотных кирпичей выстраивается очаг-печка, на нее-то и ставится башня. Уникальный момент в том, что сейчас придумали каменную вату, которая держит температуру до 1 300 градусов в условиях улицы. Получается, что внутри конструкции запредельная температура, а снаружи к ней можно прикасаться рукой. В этом уникальность этого материала, который к тому же недорогой по цене. Скульптура полностью обматывается термоватой, получается что-то наподобие кокона. При помощи газового баллона печка согревается, температура постепенно поднимается, достигая часов через восемь 1 000 градусов. Но и это не предел. При 1 300 градусах керамическая скульптура становится белесо-оранжевого цвета со специфическим свечением. В темноте это и вовсе фантастически-феерическое действие, увидеть которое шымкентцы смогли во время проведения на исходе ноября церемонии закрытия Года «Шымкент – культурная столица СНГ». В какой-то момент мастер быстро сбросил вату, обнажив раскаленную скульптуру. Зрелище – глаз не оторвать, настолько красиво. А если ее еще и осыпать опилками, а зрители это любят делать, особенно дети, то восторг обеспечен. Эмоции буквально зашкаливали при виде разлетающихся вокруг искр вспыхнувших опилок. Образ огня, предполагающий очищение эмоциональное и духовное, в данном случае работает на все 100%. Файер-шоу прекрасно вписалось в церемонию закрытия Года. А если учесть, что его устроили при температуре воздуха минус 5 градусов, то понятно, что, кроме эмоций, оно добавило еще и тепла. А уже на следующий день обожженную глиняную фигуру, символизирующую тюльпан, шымкентцы передали представителям Душанбе, принявшего эстафету культурной столицы СНГ. Так творчество Артема Гориславца вписалось в глобальный проект.От симпозиума к симпозиумуСейчас художник-керамист готовится к реализации еще одной масштабной идеи. Есть у него давняя мечта – организовать симпозиум керамистов в Казахстане, точнее, в Шымкенте. Сам он участник 12 международных керамических симпозиумов и не понаслышке знает, насколько популярна такая форма взаимодействия между мастерами всего мира. Особенно ему запомнилось участие в первом симпозиуме в 2005 году. Артем выиграл конкурс и получил приглашение на 41-й международный симпозиум, организованный в Центре польской керамики города Болеславец, вокруг которого сосредоточено много керамических фабрик, где делают посуду, сувениры, техническую керамику. Город, собственно, живет за счет керамических производств. И в нем даже проводятся Дни керамики, для участия в которых съезжаются туристы и любители керамики из Польши и соседней Германии. Артем стал вторым по счету керамистом из Казахстана, который принимал участие в работе международного симпозиума в Польше. Первым за несколько лет до него дорогу проторил художник-керамист из Алматы Александр Львович. – Меня окунули в центр керамической вселенной, и это случилось после того, как я тут, по сути дела, один варился в собственном соку, – делится своими впечатлениями Артем Гориславец. – За месяц получил колоссальный опыт. Порядка трех десятков керамистов, по одному из каждой страны, работали по несколько человек на разных фабриках. Со мной рядом были полька и кореянка. У всех были сложности с английским. При этом мы понимали друг друга. Когда объединяет дело, которым ты увлечен, оказывается, легко найти общий язык. Только один этот симпозиум позволил ознакомиться с огромным пластом культуры. И такую возможность дарит каждый симпозиум. Домой возвращаешься совершенно другим человеком. Было время, когда Артема сильно беспокоил тот факт, что он в керамике, по большому счету, самоучка. И он даже породил какую-то заниженную самооценку. Долго мечтал поехать учиться в Италию, то чуть было в Польшу не уехал – в том же Болеславце есть академия керамики. Во время симпозиума ему поступило предложение от профессора академии, действующего керамиста, учиться по международной грантовой программе. Конечно, он загорелся этой идеей, но когда вернулся домой, нашлись причины, которые помешали на 5 лет уехать из дома.Как бы то ни было, участие в польском симпозиуме для шымкентского керамиста было первым и переломным. И в какой-то мере даже судьбоносным. – После того как я отправил заявку и фотографии своих работ и даже успешно забыл об этом, вдруг пришло приглашение на участие в симпозиуме, – продолжает вспоминать польский вояж Артем Гориславец. – И тут я понял, что поехать-то я не могу. У меня на это элементарно нет денег! Только 5 лет прошло после окончания университета, особого заработка нет, на жизнь хватало от заказов, и все. Купить билет на самолет в оба конца, даже с учетом, что все остальные расходы организаторы брали на себя, было нереально. Я честно ответил, почему не могу приехать, поблагодарил за то, что обратили на меня внимание, попросил прощения за беспокойство.И тут происходит какое-то чудо. Через какое-то время организаторы снова отправили письмо в Шымкент, сообщив Артему, что нашли спонсора, поскольку хотят, чтобы представитель Казахстана приехал-таки на симпозиум. Оказать финансовую поддержку согласился житель Болеславца Ян Салакиди. Он собирался баллотироваться в депутаты мэрии и реализовывал ряд проектов, один из которых касался поддержки симпозиума. Выяснилось, что Ян родился в Сарыагашском районе. Когда он был ребенком, его родители поменяли место жительства. Вот таким неведомым образом песчинки мироздания пересеклись, чтобы вылиться в доброе дело, поддержав стремление начинающего художника-керамиста совершенствовать свое мастерство. Вскоре Артему прислали полторы тысячи долларов на билеты. У него не укладывалось в голове: как так – без доказательств и обязательств незнакомому человеку прислать такие деньги? Это был первый в его жизни полет на самолете из Алматы в Амстердам, а затем в Варшаву. От счастья кружилась голова. О своих эмоциях он рассказал на встрече со спонсором. Она получилась душевная, интересная, добрая и искренняя. Керамист подарил Яну 2 скульптуры, не переставая удивляться тому, что совершенно чужой, незнакомый человек отнесся к нему с таким уважением и вниманием. Мастер не скрывает, что это его не просто потрясло, а оставило отпечаток на всю жизнь. – Это как эстафета – сделай доброе дело, – резюмирует Артем Гориславец. – Тот фестиваль заложил в меня светлое созидающее зерно, которое с годами во мне зреет и прорастает. Быть может, в этом и кроется ответ на вопрос, почему я хочу организовать международный симпозиум керамистов в Казахстане. А еще тот случай заставил задуматься над тем, почему ему должны помогать посторонние люди, с какой такой стати? Тогда Артем сказал себе самому, что если еще и поедет на симпозиум, то только на лично заработанные деньги.На следующий год, уже в Эстонию, он покупал билет на свои кровно заработанные. Точно так же, как и на все последующие 10 международных фестивалей, на которых он оттачивал свое мастерство, открывая в себе новые грани таланта.
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»