Главная страница

Казахстанская журналистика: из века в век переходя

Признание вклада талантливых журналистов и ярких творческих коллективов в развитие профессии – одна из основных идей, заложенных в Национальную премию в области печатной, радио-, интернет-журналистики «Үркер». В нынешнем году премия за лучшие достижения в профессии приурочена к 105-летней дате выхода общественно-политической газеты «Қазақ».

История рассказывает, что 2 февраля 1913 года в Оренбурге вышла в свет общественно-политическая газета, в которой также публиковались материалы литературно-культурного направления.

Казахская интеллигенция горячо поддерживала просвещение и образование. Представители интеллигенции понимали, что для обеспечения политической грамотности, воспитания исторического сознания у населения необходима пресса. Газета «Қазақ» начала выходить по инициативе лидера партии «Алаш» Алихана Бокейханова и его верных соратников Ахмета Байтурсынова и Миржакипа Дулатова. Идея открытия издания появилась еще в 1905 году, в том же году было выдано разрешение на издание казахской газеты. Но возможность официального выпуска возникла лишь в 1913 году.

Газета «Қазақ» ставила перед собой не только просветительские цели – она стала специальным органом, активно пропагандирующим национально-освободительное движение «Алаш». В газете публиковались актуальные содержательные материалы.

По сведениям историков, первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года издавать ее стали уже 2 раза в неделю. И сразу же «Қазақ» завоевал широкое признание. Газету выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или 9 областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» – псевдоним Алихана Бокейханова) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.

Основные исследования и труды по казахской литературе и фольк­лору печатались именно в этой газете, вплоть до ее закрытия. За 5 лет газета «Қазақ» приобрела тираж, превосходящий все предыдущие издания. «Қазақ» имел большую по­пулярность, чем «Туркестан уалая­ты», «Дала уалаяты», журналы «Айқап», «Серке» и «Сарыарқа».

Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России, – от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочис­ленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти 5-миллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.

Газета «Қазақ» издавалась более 5 лет. Если в первый год газета издавалась тиражом 3 тыс. экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал 8 тыс. экземпляров.

Нынешние исследователи называют издание прародителем современных казахских газет. Несмотря на то что с 1918 года издание долгие годы оставалось в кладовой истории, в 2006 году известный писатель, крупный деятель в издательской сфере Когабай Сарсекеев вновь выпустил газету «Қазақ».

Как видим, история газеты делится на два периода: 1913–1918 годы и начиная с 2006 года – новейшая история этого издания.

В целом же новейшая история становления и развития наблюдается у всей периодики независимого Казахстана: первый Закон РК «О средствах массовой информации» в условиях независимости был принят 23 июля 1999 года, заменив собой Закон Казахской ССР от 28 июня 1991 года «О печати и других средствах массовой информации».

В целом пресса независимого Казахстана очень отличается от прессы периода Казахской ССР: до 1990 года издавалось всего 10 респуб­ликанских государственных газет и журналов, главными из которых были русскоязычная «Казахстанская правда» и казахскоязычный «Социалистік Қазақстан» (ныне «Егемен Қазақстан»).

С начала 1990-х годов стали появляться самиздатовские газеты и журналы: «Алматинский вестник», «Вестник», «Свободное слово», «Альтернатива», «Мнение», «Ракурс», независимые газеты «Азат», «Аманат», «Бірлесу», «Алаш», «Өркен». Подчеркнем, что в 1991 году 82 издания выходили на казахском языке.

Масс-медиа Казахстана начали бурно прогрессировать после обретения страной независимости. Ежегодно открывались новые издания, которые старались завоевать читателя яркими материалами и новыми формами журналистики. Однако к настоящему времени большинство тех новейших изданий уже закрылось, осталось несколько наи­более ярких, которые в свое время олицетворяли независимую журналистику Казахстана. Продолжили развитие, сохранив свои традиции и имя, газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан». Будет кстати упомянуть, что газета «Казахстанская правда» отметит свой столетний юбилей через неполные 2 года. В истории нашей газеты много славных страниц, и даже готовясь к столетнему юбилею, она не теряет намерения быть современной, интересной и пробуждающей мысль.

Вспомним период 1992–1996 годов, который характеризуется уменьшением доли присутствия государства в СМИ, развитием частных, корпоративных изданий. То время называют временем становления местного информационного рынка. С провозглашением независимости, по сути, перед Казахстаном встала задача формирования качественно нового информационного пространства и его постепенного включения в мировую информационную систему. Пришло понимание, что успешные действия в этом направлении определяют принцип действия механизма укрепления казах­станского государства, сохранения самобытности казахстанского общества, имеющего в своем составе более сотни наций и народностей.

Если мы сконцентрируемся на формировании законодательного поля для функционирования казахстанских масс-медиа, то поймем, почему одним из первых указов Президента, изданных в апреле 1992 года, был акт, которым Глава государства поручил правительству разработать меры по защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям от монополизма издательских структур.

Тот указ положил начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане. Наравне со ставшими уже традицией встречами представителей прессы и Президента Нурсултана Назарбаева. Именно такие встречи дают возможность представителям масс-медиа встать на точку зрения Президента относительно действий государства на медиарынке. А Глава государства сверяет часы касательно важнейших проблем функционирования СМИ.

Такие шаги навстречу стали возможны потому, что в нашей респуб­лике конституционно закреплены основные демократические права и свободы, в том числе и свобода слова. В Конституции Казахстана провозгла­шается, что он стал «демокра­тическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Так, статья в Конституции РК говорит о гарантированной свободе слова и творчества, о получении, распространении информации не запрещенными законом способами.

Уже несколько лет мы следим за качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприя­тий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Этот этап развития отечественного информационного пространства выразился, во-первых, в количественном и качественном изменении рынка масс-медиа, а во-вторых, в новой роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.

Так, для поддержки журналистов, активного развития СМИ Нурсултаном Назарбаевым были учреждены президентские премии и гранты, которые ежегодно вручаются наи­более популярным журналис­там страны. Тем самым отмечается их вклад в становление свободной и независимой прессы в Казахстане.

По мнению ряда экспертов, информационный рынок Казахстана среди стран Центрально-Азиатского региона развивается наиболее динамично. Вырабатываются механизмы, обеспечивающие реальную независимость средств массовой информации.

Более того, Казахстан приступает к выработке механизма обеспечения равновесия свободы СМИ и их ответственности перед обществом. На повестке дня стоит вопрос усиления рычагов демократического контроля над деятельностью.

Эксперты по рынку масс-медиа признают, что именно в газетном сегменте ожидаются и происходят основные изменения мирового рынка печатных СМИ. Привычные форматы идут рука об руку с новыми веяниями, а читатель, более разборчиво внимающий предлагае­мой информации, ждет от газеты динамичности.

Тем не менее те же эксперты не соглас­ны с распространенным мнением, что печатные издания пол­ностью уйдут с рынка. Однако сейчас газета или журнал лишь сокращает свою долю на рынке бумажных медиа, превращаясь в многоканального поставщика контента.

Так, аналитики предсказывают, что почти во всех странах газеты и журналы будут существовать еще очень долго наряду с современными электронными медиа.

Например, в Казахстане это косвенно подтверждается обновлением законодательной базы. К примеру, в прошлом году в действующий Закон «Об информации и коммуникации» было внесено множество поправок. Глава профильного министерства Даурен Абаев еще в 2016 году в процессе обсуж­дения тогда еще законопроекта отмечал, что «закон – это и есть сис­тема, вся система будет улучшена». По его же словам, закон в новом его прочтении никак не преследует целью «закручивание гаек» на рынке масс-медиа, а, напротив, разработан «для конечного потребителя, для граждан страны».

В нынешнем году на открытии XV Евразийского медиафорума в Алматы министр информации и коммуникаций Даурен Абаев зачитал обращение Президента РК Нурсултана Назарбаева к участникам форума. Глава государства отметил, что в дни форума профессионалы медиасферы обсуждают самые актуальные вопросы, ведя беспристрастный диалог. Глава государства предостерег участников медиарынка от кризиса доверия, который способен возникнуть в условиях меняющегося мира, обострения геополитических противоречий.

«При использовании новых технологических возможностей СМИ способны стать как детонатором эскалации конфликтов, так и фактором глобального сдерживания и предотвращения международной напряженности. Отсюда высокая ответственность журналистики. Серьезным вызовом для классической журналистики становится кризис доверия, когда аудитория все чаще предпочитает альтернативные источники информации в лице независимых блогеров, материалов соцсетей. Вместе с тем конкурентным преимуществом традиционных СМИ всегда были профессионализм и качество контента. Только корректная и достоверная информация и проверка фейковых новостей могут обеспечить привлечение аудитории, укрепление авторитета СМИ как источника объек­тивной информации. Для этого важно развивать открытые каналы доступа к информации и поддерживать непрерывный диалог, который является ключевым условием налаживания сотрудничества в решении возникающих проблем», – сказано в обращении Лидера нации.

Если отталкиваться от того, что профессия журналиста – это следование высоким этическим и моральным нравственным качествам, то учрежденная Министерством информации и коммуникаций Рес­публики Казахстан Национальная премия в области печатной, радио-, интернет-журналистики «Үркер» присуждается не просто за лучшие достижения в названной области. Напомним, в 2017 году на участие в конкурсе, который роходил с 7 мая по 10 июня, было подано порядка 860 заявок. Призовой фонд премии составил 15 млн тенге. Итак, цель национального конкурса – признание вклада талантливых журналистов и творческих коллективов в развитие профессиональной журналистики и привлечение к их творчеству широкого общественного внимания.

Надо отметить, что печатная, радио- или интернет-журналистика направлены на утверждение профессиональных стандартов и критериев, а также рост гражданской активности. Как самих профессио­налов масс-медиа, так и читателей, зрителей, слушателей. Это не дополнительная ответственность. Это всегда существовавшее требование, возведенное в иную степень демокра­тическими преобразованиями в независимом Казахстане.

Автор:
Кира Иванова
09:56,29 Мая 2018
0
5546
Подписка

Популярное

Читайте также