Казахстан был арсеналом страны

5176
Елена Брусиловская

Как работала эта огромная, хорошо структурированная и организованная система оборонных предприятий в годы войны, мы попросили рассказать главного эксперта Архива Президента Республики Казахстан Евгению Чиликову.

– Евгения Викторовна, как известно, долгое время сведения, касающиеся работы оборонного комплекса страны, в том числе и в период войны, были засекречены, теперь многие из этих докумен­тов введены в оборот. Что же скрывал гриф «секретно»?

– Теперь мы знаем, что буквально через несколько недель после начала войны, 16 августа 1941 года, Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) утвердили военно-хозяйственный план. Была поставлена задача создать в максимально сжатые сроки в восточных райо­нах страны основную военно-промышленную базу и организовать массовое производство танков, танковой брони, самолетов, авиамоторов, всех видов артиллерии, минометов и боеприпасов.

Не секрет, что к началу войны Германия имела большое превосходство в этих видах вооружения. Кроме того, немцы быстро продвигались вглубь страны и большое количество предприятий оказалось под угрозой уничтожения. Экономика СССР находилась в крайне тяжелом положении, поэтому надо было принимать самые жесткие, безотлагательные меры. Заводы и фабрики необходимо было не только эвакуировать, но и также в экстренном порядке наладить на них выпуск оборонной продукции.

– А почему большое количество предприятий было перебазировано именно в Казахстан?

– Основную роль сыграли два главных фактора – большая территория и богатые природные ресурсы. Это и определило Казахстан как наиболее значимый регион среди тыловых респуб­лик. Историк Манаш Козыбаев еще в 1970-х годах отметил, что высокий темп восстановительного процесса сложился благодаря размещению эвакуированных предприятий поблизости от источников сырья, в районах, где имелись людские и материальные ресурсы, родственные по профилю предприятия. Не упускались из виду и перспективы развития экономики Казахстана.

В конце 1941-го и начале 1942-го в Казахстан были перебазированы предприятия из прифронтовой полосы – Украи­ны, Белоруссии, Ленинграда, Москвы, Ростова, Таганрога, Ленинградской и Московской облас­тей. Размещение этих заводов и фабрик производилось тремя путями. Оборудование одних передавалось строящимся объек­там. Оборудование других вливалось в родственные дейст­вующие заводы и фабрики республики. Третьи, прибывшие с недоукомплектованным оборудованием, достраивали и вводили в строй.

– Сколько же всего в респуб­лике насчитывалось предприя­тий, работающих на нужды фронта?

– В республике восстановили 220 крупных, средних и мелких заводов, фабрик, мастерских, артелей и промкомбинатов. В ходе войны были реэвакуированы 20 заводов, фабрик, мас­терских и конструкторских бюро. Надо отметить, что после войны большая часть эвакуированных предприятий осталась в Казахстане, что дало мощный импульс развитию и укреплению промышленности.

А в годы войны у нас выпускались минно-тральное вооружение, торпеды, мины, артснаряды, авиабомбы, порох, подрывные машинки, полевые радиостанции, рентген-аппаратура, оборудование для предприятий черной и цветной металлургии – станы, лебедки, сложное прессовое оборудование, двигатели легких типов и запчасти для электростанций.

Кроме того, заводы Казахстана освоили серийный выпуск новых образцов вооружения и боеприпасов: торпеды Т-53-39, электроторпеды ЭТШ-80, магнитно-донные мины, подводолодочные мины, траншейные огнеметы и многое другое.

Казахстан стал настоящим арсеналом фронта. За годы войны было выпущено оборонной продукции на сумму свыше одного миллиарда рублей, в том числе 3 миллиона 900 тысяч снарядов разных калибров, что обеспечило потребность 620 дивизий и 20 тяжелых артиллерийских полков. Было изготовлено 4 миллиона морских мин, а также обеспечен боекомплект торпедами для 25 дивизионов подводных лодок.

На фронт из республики было направлено 13 130 грузовых и 825 легковых автомашин, 1 538 тракторов, 110 118 лошадей и 10 260 повозок. За годы войны жители собрали и отправили воинам 1 205 вагонов подарков, вещей, продовольствия. Только на строительство танковой колонны «Колхозник Казахстана» было перечислено 270 миллионов рублей.

– Надо понимать, что эвакуи­рованные предприятия размещались не только в Алма­ты, но и в других городах?

– Естественно. Например, из прифронтовой полосы был вывезен завод нефтяного оборудования имени Перовского и перебазирован в Гурьев (ныне Атырау), завод горношахтного оборудования имени Пархоменко – в Караганду. Актюбинский ферросплавный завод, строительство которого началось еще до войны, получил оборудование Запорожского ферросплавного завода. В строящийся свинцово-цинковый завод в Усть-Каменогорске было перебазировано оборудование завода цветных металлов из Орджоникидзе.

Размещением, пуском в экс­плуатацию и обслуживанием всех номерных заводов и предприятий, прибывших в порядке эвакуации, а также заводов и предприятий, выполняющих специальные военные заказы, занимался отдел оборонной промышленности ЦК КП(б) Казахстана, который был создан в феврале 1942 года.

В нашем архиве среди отчетно-контрольных документов отдела сохранилась таблица с перечислением прибывших и вводимых в строй эвакуированных предприятий. В основном это так называемые номерные заводы. Так, например, в Петропавловске выпускались звукоуловители, войсковые радиостанции, мины, глубинные, зажигательные бомбы и многое другое.

– Причем, как мы знаем, эти предприятия начинали работать очень быстро, на организацию работ отводились буквально недели. Порой заводы начинали выпуск продукции прямо под открытым небом. А за срыв установленных сроков их руководители могли поплатиться жизнью, потому что это приравнивалось к диверсии...

– Действительно, время, да и обстановка на фронте к людям предъявляла очень жесткие, если не сказать жестокие, требования. Вот, скажем, в том же Петропавловске заводы осваивали продукцию, необходимую для фронта, за 15 дней.

– Но это было бы невозможным, если бы с эвакуированными предприятиями к нам не приезжали и специалисты...

– Конечно. Скажем, в Петропавловске был размещен эвакуи­рованный из Москвы Артиллерийский арсенал № 4 Наркомата обороны СССР. Он осуществлял ремонт артиллерии и стрелкового вооружения. Вместе с заводом прибыли 330 человек.

Причем хотела бы отметить, что этот завод выпускал единственные в СССР компасы и буссоли, стрелковое вооружение, материальную часть артиллерии. Арсеналом производились и ремонтировались 76-миллиметровые зенитные пушки образца 1931 года, пулеметы «Максим», винтовки, пулеметы Дегтярева, наганы.

Информацию отдела Оборонной промышленности ЦК КП(б) Казахстана о размещении в Петропавловске за период Великой Отечественной войны пяти заводов, имевших важное значение в деле снабжения армии и флота боеприпасами и техническим вооружением, подтверж­дают сведения секретаря ЦК КП(б) Казахстана по оборонной промышленности Ахмеджана Койшигулова. В докладной за 1942 год отмечалось, что все перечисленные предприятия, находясь в эксплуатации, одновременно проводили работы по капитальному строительству на новом месте.

– Где еще размещалась эвакуированная промышленность?

– В Кустанай в декабре 1941 года прибыли Егорьевский станкостроительный завод «Комсомолец» и Люберецкий завод сельскохозяйственных машин имени Ухтомского. И так как специальных помещений для них не было, эти предприятия были размещены в производственных и жилых зданиях кустанайского зерносовхоза и техникума, расположенного в 10 километрах от станции Тогузак Южно-Уральской железной дороги.

Вместе с этими предприятия­ми прибыли порядка 3 тысяч инженерно-технических работников, служащих и членов их семей. Основным видом продукции Люберецкого завода считался автоматический танковый огнемет АТО-42, единственный огнемет, принятый в Красной армии на вооружение танков. Он предназначался для уничтожения живой силы противника, поражения танка и устанавливался на танках КВ-8, Т-34.

Не успев наладить работу предприятия по выпуску огнеметов, 3 декабря 1941 года кустанайцы принимали эвакуированный из Клина завод «Химволокно» Наркомата текс­тильной промышленности СССР – 220 вагонов оборудования и 370 рабочих и служащих. Надо было не только разместить все это, но и очень быстро начать производство, для чего отдел мобилизации Кустанайского облисполкома провел дополнительную мобилизацию 150 рабочих города и области. Завод был сдан в эксплуатацию во втором полугодии 1942 года. Произведенного заводом за годы войны пороха хватило бы для начинки 1,7 миллиарда патронов!

В Кокчетав был эвакуирован осенью 1941 года из Московской области Подольский завод швейных машин, который выпус­кал авиационные осколочные мины, зажигательные бомбы, головки и стабилизаторы для мин, гранаты.

Завод № 231 Наркомата судостроительной промышленности СССР, прибывший в Уральск, был размещен в цехах завода имени Чапаева, в бывшей средней школе и в помещении облавто­управления. Завод изготавливал приборы для торпед.

За период со 2 декабря 1941 года по 20 января 1942-го в Чимкент прибыли 5 эшелонов – это 229 вагонов, с оборудованием и людьми завода № 324 Наркомата танковой промышленности СССР. Их разместили на площадке свинцового завода. Но помещений не хватало, поэтому в срочном порядке оборудовались и достраивались недостающие цеха.

Осенью 1941 года в Акмолинск (ныне Нур-Султан) прибыл первый эшелон оборудования Мелитопольского станкостроительного завода имени ОГПУ Наркомата боеприпасов СССР. Основная продукция – выпуск 45-миллиметровых осколочных гранат.

«Трудностей много, начинать мы должны на голом мес­те, – говорил директор завода, высту­пая перед рабочими. – Но нам даны жесткие сроки пуска завода. Фронт ждет нашей продукции, мы должны дать ее в срок». Разместили завод в том числе в здании бывшего педагогического училища.

Четыре завода были размещены в Алма-Ате. Одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов Казахстана стал завод № 175, вошедший в систему 2-го Главного управления Наркомата судостроения СССР в IV квартале 1943 года. Впоследствии он стал называться «Машиностроительный завод имени С. М. Кирова». Он специализировался на производстве противолодочных электрических торпед, а также здесь были освоены массовый выпуск стрелкового оружия и механическая обработка корпусов мин.

Вот вы сказали, что высока была ответственность за работу в военное время. У нас хранятся документы, из которых видно, как сложно было эвакуировать предприятия. В частности, 20 сентября 1942 года руководство завода № 182 Наркомата судостроительной промышленности СССР обратилось за помощью в налаживании процесса размещения завода в Казахстане к партийному руководству респуб­лики. В этой записке говорилось, что для эвакуации завода требовалось 1 800 вагонов, которые подвергались погрузке 4 раза. «Неприспособленные плавсредства и штормы Каспийского моря привели к поломке значительной части оборудования. Из-за колоссальных встречных перевозок в Красноводском порту и оборудование, и готовая продукция по несколько недель подвергались воздействию атмосферных осадков и песка. 200 вагонов, прибывшие в Алма-Ату, также долго находились под открытым небом. Как результат, практичес­ки все оборудование требовало ремонта».

Судя по воспоминаниям Григория Нечитайло, руководителя группы местных Советов СНК КазССР, был получен приказ Председателя Главкома обороны И. В. Сталина о срочном размещении оборудования и имущества демонтированного в Махачкале завода особого назначения. «За неисполнение, – говорилось в приказе, – виновных расстрелять».

После такой телеграммы изыс­кали возможность и за одну ночь освободили помещения трамвайно-троллейбусного депо, табачной фабрики, зооветеринарного и юридического институтов, ресторана и школы.

А в Алма-Ате, например, рабочих с семьями (около двух тысяч человек) разместили в полуподвалах верненских домов, в которых в былые времена хранились яблоки.

– Мы знаем и то, что на оборонных заводах работали в основном женщины и подростки, ведь мужчины прак­тически все были на фронте. Причем работали эти люди порой сутками...

– Это действительно так. Как свидетельствуют документы, по трудовой мобилизации посту­пали в основном женщины, старики и подростки. Современники вспоминали, что на Алма-Атинском заводе тяжелого машиностроения, выпускавшем корпуса для авиабомб, работали сотни подростков. Поскольку они не доставали до станков с пола, директор приказал изготовить им стульчики.

«На фронте нет такого вида вооружения, снаряжения, продовольствия, в производстве которого не было бы доли учас­тия Казахстана – могучего, неисчерпаемого арсенала Великой Отечественной войны. 1942 год для республики был также годом дальнейшего роста числа заводов, фабрик, рудников, увеличения выпуска промышленной продукции. Казахстан помогал бить врага и в то же время строил. Вступили в строй размещенные при эвакуации и построенные на месте более двух десятков заводов, крупных цехов, производящих вооружение и боеприпасы. Заводы оборонной промышленности увеличили по сравнению с 1941 годом выпуск продукции. 70% заводов досрочно выполнили годовой государственный план.

Почетное место в снабжении металлом предприятий оборонной промышленности занимают рабочие и специалисты цветной металлургии Казахстана. Они дают меди, свинца, редких металлов больше всех республик и областей страны», – говорил в 1943 году со страниц респуб­ликанской газеты секретарь ЦК КП(б) Казахстана Николай Скворцов.

Жители Казахстана по-ударному трудились на предприятиях, в колхозах и совхозах, лечили раненых, обучали детей в школах. Шахтеры Казахстана по сравнению с 1940 годом повысили добычу угля на 68%. Мощность электростанций увеличилась на 84,3%. Выпуск промышленной продукции предприятиями государственной промышленности увеличился на 170%, созданы 311 предприятий местной и кооперативной промышленности.

Девиз «Все для фронта, все для победы!» стал для казахстанцев нормой жизни.

Популярное

Все
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
В бане мыли миллионы
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Памятники и сакральные места Мангистау очищают от следов «активного отдыха»
Примером стали шахтеры-тысячники
Казахстанские программисты помогают незрячим людям освоить алфавит, языки и слушать музыку
Когда в молоко попал финик: в Таразе освоили выпуск натурального напитка, способного потеснить энергетики и газировку
В Семее начнут издавать книги шрифтом Брайля на казахском языке
Если вода не поднимается – это уже хорошо
В Казахстане сократят срок исковой давности к материалам в СМИ
В Уральске в усиленном режиме укрепляются объекты инженерных коммуникаций
Ветераны-«афганцы» вместе с молодежью навели порядок в парке Победы в Конаеве
О транспорте, исторической памяти и работе журналистов
В ФРГ арестовали членов международной банды контрабандистов
Глава МЧС высказался о неготовности госорганов к борьбе с природными пожарами
Панарин завоевал историческую лицензию на Олимпиаду по бадминтону
Вода в Тоболе в приграничном с Казахстаном Кургане поднялась почти до одного метра
Грузовые перевозки между Казахстаном и Турцией будут упрощены
Восьмиклассник выпрыгнул из окна школы в Астане
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Бишимбаев намеренно затягивал досудебное расследование - следователь
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
В «Сталлите» готовы работать в три смены
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
Психологи показали простой способ побороть гнев
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
Ежегодно объем ледников сокращается на один процент
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Волонтеры ВКО принимают активное участие в неделе «Киелі ме…
Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образов…
Реформы в РК интегрируют права человека в саму ткань управл…
У жамбылских аграриев нынче большие планы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]