Картина в дни карантина

1365
Людмила Макаренко

Кто на хайпе?

В городе вызывающе пышно цветет урюк, пылится в витринах закрытых бутиков весенняя коллекция модной одежды, а на местном Арбате голодают прирученные голуби. Алматы никогда еще не был и, наверное, не будет таким, как сейчас.

– Не знаете, где это? – мужчина почтенного возраста останавливает одного за другим редких прохожих и просит прочесть записку. В ней речь о бесплатных продуктовых наборах, которые якобы раздают пожилым людям в ЦУМе, – сам он не может найти мифического благотворителя, поэтому просит помощи у окружающих.

Конечно же, в торговом центре никто ничего не раздает: две последние недели здесь работают только гастроном и аптека. Собирать в одном месте стариков было бы верхом пренебрежения карантинными запретами. Но кому-то ж надо было запустить этот фейк…

Карантин совершенно изменил и привычную жизнь мегаполиса, и криминогенную обстановку в нем. Для Алмалинского района, который охватывает весь городской центр с его торговыми, развлекательными и культурно-досуговыми локациями, статистический вал обычно давали кражи в общественных местах.

– Население района – около 220 тысяч, но ежедневно оно увеличивалось до полумиллиона – у одних здесь работа, другие, наоборот, приезжают отдыхать, – начинает знакомить с ситуацией заместитель начальника МПС управления полиции Алмалинского района Рустем Абдигалиев. – На одном только Арбате за день могли побывать до 10–15 тысяч человек.

Это теперь на обезлюдевших улицах попросту не у кого красть. Так же разительно поменялась картина по большинству преступлений и правонарушений. На время массовой изоляции решилась даже извечная проблема, характерная именно для этого городского района, – незаконного бизнеса на аренде жилья.

Ключи – на полку

Ключники, как прозвали в народе подпольных арендодателей за умение технично крутить на пальце связку ключей, давно облюбовали нижнюю часть прос­пекта Абылай-хана, и алматинцы, да и гости города хорошо знают, где и у кого просто и быс­тро снять квартиру с почасовой оплатой. Пока у ключников тоже вынужденный простой.

– Мы специально выделяли наряды, которые работали с этой категорией, предупреждали, чего может стоить несоблюдение карантина, – продолжает майор Абдигалиев. – Вняли не все, поэтому с 30 марта начали доставлять нарушителей в управление. 17 человек в итоге привлечены к ответственности, к девятерым из них применен арест на разные сроки.

За первую неделю действия жестких ограничительных мер 33 задержанных в Алмалинском районе за различные нарушения режима получили административные наказания. Но их действительно нужно было «заслужить».

Полицейское руководство заверяет, что сотрудников, обеспечивающих соблюдение карантинных мер в городе, нацеливают не на то, чтобы изловить больше «непослушных», а чтобы тактично и убедительно разговаривать с людьми, объяснять, почему все-таки сейчас лучше оставаться дома. Но подчас и люди оказываются в таком положении, что нельзя не сделать им исключение.

– Вчера поздно вечером остановили молодого человека. Объяснил, что вышел встретить с работы мать, – приводит пример наш собеседник. – Сотрудники попросили выслать на мессенджер фото справки, которая подтверждает, что женщина может работать. Проверили, убедились, отпустили человека. Хотя могли бы подойти формально – вернуть парня домой. Но кому от этого лучше?

Совсем другое дело – злостники. Ими майор называет тех, кто преднамеренно, а то и убежденно идет на нарушения – одни «от нервов», другие из духа противоречия, третьи и вовсе потому, что принимают лишнего на грудь. Таким послаблений точно ждать не стоит.

Идем к вам

На обеспечение правопорядка в изолированном городе брошены силы Министерства обороны, Нацгвардии, а местная полицейская служба районных управлений усилена курсантами и сотрудниками прочих подраз­делений. Поэтому в патрулях теперь могут оказаться участковые инспекторы, специалис­ты ювенальной, миграционной, природоохранной полиции, опер­уполномоченные уголовного розыска, следователи, криминалисты.

Подполковник Айбек Канабаев служит инспектором группы по контролю за оборотом оружия Алмалинского УП. Вместе с участковым, старшим лейтенантом Азаматом Нурпеисовым, они охраняют подъезд дома по улице Панфилова, который буквально накануне изолировали в качестве очага заражения.

– Добровольцы, – объясняет выбор сотрудников для оцепления замначальника МПС Рустем Абдигалиев.

Охрану мест проживания заболевших коронавирусной инфекцией теперь обеспечивают исключительно полицейские. Они круглосуточно на объекте, сменяя пост каждые 12 часов.

Связь с внешним миром у жильцов злополучного подъезда ограничена доставкой продуктов и передачами от родных. Все, что им позволено, – спуститься за посылками к уличной двери. Но свое особое положение, по словам Айбека Канабаева, люди воспринимают без лишних эмоций. Сегодня одному богу известно, кто следующим может оказаться в такой же глухой изоляции.

Кроме трех домов, попавших на дополнительный карантин, на территории Алмалинского района оказался еще один объект, который охраняется с еще большими предосторожностями. В Доме студентов на время эпидемии разместился изолятор для вернувшихся из-за рубежа. Здесь сотрудникам приходится работать в полной защитной экипировке – от масок до противочумных костюмов.

В ногу!

– Бдительность – наше оружие, дистанция – наше преимущество, – напутствие, которым командир в⁄ч 5571 Национальной гвардии РК Баянгали Есжанов заканчивает традиционный развод личного состава на боевую службу, кажется, звучит теперь с новым смыслом.

Считанные минуты, и плац пустеет – новая смена бойцов готова к отправке на главный на сегодня пост. На улицы города гвардейцы вышли еще 16 марта – за несколько дней до официального объявления чрезвычайного положения в стране. Для воинских формирований это обычное дело – быть там, где требуется укрепить и поддержать гражданские силы правопорядка.

Разница только в том, что теперь сама ситуация кроме привычных задач диктует новые – связанные с жесткими ограничениями и режимом. Причем такого масштаба, что необходимо включать все силы и ресурсы. Так что в патрулировании городских районов полк участвует едва ли не всем своим составом, выводя на маршруты до 900 военнослужащих ежедневно.

Командир взвода Кусаин Баймолдин отличился по службе едва ли не в первые дни карантина, когда Нацгвардию еще привлекали к охране блокпостов по периметру города. Лейтенант сумел задержать нарушителя, пытавшегося безосновательно проникнуть в закрытый город.

Теперь его подчиненные несут службу внутри периметра, и им приходится больше заниматься профилактикой – предупреждать, пояснять, призывать горожан к дисциплине и ответственности.

Люди в форме и при исполнении в условиях ЧП имеют право останавливать и опрашивать, проверять документы, выяснять, куда и зачем следуют граждане. И если уж совсем все плохо, препровождать в отделение полиции.

Вместе надежнее

Для Алматы постоянное присутствие патрульных нарядов, даже в их усиленном и умноженном варианте, – явление привычное, поэтому и лишних вопросов у горожан не возникает. Все просто делают свое дело.

– У нас действительно нет проб­лем в отношениях с населением. Мы все правильно понимаем, нас понимают, и девиз для сегодняшней ситуации Biz birgemiz («Мы вместе») выбран правильный, – заключает полковник Есжанов.

А чтобы еще и солдатские мамы были спокойны, нам рассказали, как в полку заботятся о безопас­ности военнослужащих. Здесь тоже все по-военному строго и как положено по инструкции: сменные маски и перчатки, противогаз и плащ на случай осадков. В расположение части технику и людей впускают только после обязательной санобработки и медицинского осмотра.

И конечно, еще одна важная деталь: дополнительный солдатский паек – обязательная часть довольствия при усиленном варианте несения службы. Мы как раз успели к тому самому моменту, когда на посты доставляли сухпаек. Практически второй английский завтрак – приличных размеров хот-дог, шоколадный батончик и чистая вода.

Очень хочется сказать, что в Алматы все спокойно. Но еще неделя – зажарит наше южное солнце и зацветет уже не только урюк. Какие тогда силы смогут удержать изнемогающих в заточении алматинцев? Тогда скажем по-другому: уходи, вирус, уходи…

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Тест на прочность: держаться вместе!
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Ради водворения правды
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Казахский должен стать языком межнационального общения
Этностиль остается на пике популярности
Черепахи умеют улыбаться
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 27 февраля
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 26 февраля
Все регионы покинули "красную зону" по КВИ
Суточная смертность от коронавируса в Казахстане на 25 февр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]