Карта памяти

5765
Кирилл Пяртель

Статистика

Новый проект относительно прост в исполнении, но ставит перед авторами емкую задачу: систематизировать все существующие знания по истории города, начиная с момента создания и до 1917 года. Октябрьская революция выбрана как своеоб­разная отсечка, после которой началось строительство иного по содержанию города, с новой архитектурой и новыми планами.

Сегодня на карту нанесено­ 40 улиц, 15 общественных, 18 коммерческих зданий, 24 деревянных и 13 каменных домов, а также 8 культовых сооружений. Отдельно отмечена территория крепости, с которой и начинался город, и первые гражданские поселения: Мещанская и Татарская слобода, Казачья станица.

Улицы

История городских улиц, несмотря на многочисленные переименования, относительно изученный вопрос. Благодаря документам, сохранившимся в архивах, сегодня можно проследить «родословную» даже тех улиц, что успели сменить название по 4–5 раз.

Это и улица Крепостная, сегодня известная, как проспект Жеңiс, успевшая побывать и Спортивной, и улицей Свободы. И улица Торговая, сегодня носящая имя Азербайжана Мамбетова, а прежде называвшаяся именами Сакко и Ванцетти, Бухарина и Бокейхана. И улица Бейбiтшiлiк, успевшая побывать Гостино­дворской, Луначарского, Пролетарской.

Первые названия городских улиц носили исключительно прик­ладной характер. Ведет улица на кладбище, значит, Кладбищенская. К крепости – Крепостная. К театру – Театральная. Это сегодня позволяет довольно точно выстроить на карте не только сетку улиц, но и расположенные на ней строения.

Собранные на общей карте улицы помогают найти ответы на некоторые не очевидные для современников вопросы. Например, почему улицы Набережная и Речная были расположены перпендикулярно течению реки. Это сегодня они расположены в глубине дворов, а каких-то 100 лет назад Речная была окраиной Казачьей станицы, и на старых картах видно, что Ишим и Соленая Балка разливались как раз вдоль этих двух улиц и набережная была не совсем там, где мы ее привыкли видеть сегодня.

Коллективная память

История Акмолинска сегодня практически лишена рефлексирующей ностальгии. Нет особых причин грустить или печалиться по прошедшим временам. К счастью, город со временем разрас­тается и становится статуснее.

Признаться, описание старого города не вызывает невероятного желания оказаться в Акмолинске: несколько каменных домов скучной мещанской архитектуры. Улицы, конечно, не освещаются. Скудные фонари стоят только у больших магазинов... В обычное время широкие и длинные улицы никогда не подметаются.

Фасадами и правильным расположением дворовых участков отличается во всем городе Татарская слободка, а прочие районы более похожи на сельскую нищету, где у многих домов видны недостроенные крыши, другие же представляют собой почти развалины. Таковы отзывы современников, что, впрочем, не означает, что город был лишен очарования и даже определенного колорита.

Живых свидетелей дореволюционного периода нет, и сведения о городе той эпохи весьма скудны. Печальна история местного краеведческого музея, который создавался с нуля и разрушался как минимум 3 раза и сегодня так и не имеет четкого статуса и осязаемых перспектив.

Изучение истории родного края все меньше имеет политическую окраску. О крепости мы говорим как о части всемирной фортификационной истории. О постройках – как об архитектурном наследии, вокруг которого формируется и строится новый город. С этой точки зрения принято говорить о так называемой постмодернистской ностальгии. Людей, увлекающихся сегодня историей, привлекает аура прошлого, в которой можно почерпнуть опыт и новые знания.

Составители карты рассчитывают на коллективную память в завершающей части работы. Несомненно, в старых семейных альбомах еще можно найти фотографии, на которых сохранился облик старого города. В письмах и воспоминаниях можно отыскать упоминания о деталях, улицах, строениях.

Как авторы Оксфордского словаря в свое время обращались с просьбой присылать в редакцию значение слов, составители карты рассчитывают с помощью неравнодушных нынешних или бывших жителей города отыс­кать изображения или хотя бы описание строений Акмолинска.

Источники

Конечно же, главной настольной книгой остаются работы краеведа, журналиста, фронтовика Андрея Дубицкого – качественная работа, выстроенная на архивных документах. Также отметим «Историю Акмолы» Ж. Касымбаева и Н. Агубаева, путевые заметки 1899 года А. Шерстобитова, дневник А. Гейнса 1865 года. Большой объем данных представляет «История татар Астаны» Зуфара Махмутова.

«Сверкают одетые в асфальт современные проспекты. Мчатся автомашины. Выстроились большие дома. Разбросали ветви молодые деревья. Кажется, так было всегда. Но всегда ли? Троньте историю – и увидите, что место это когда-то выглядело по-другому, что до вас здесь тоже кто-то жил, только жизнь ушедших была иной. И вы невольно спросите: «А что было тут раньше? Какие происходили события? С чем связаны эти места и постройки?» Вопросов много, и каждый из них заслуживает того, чтобы на него ответили», – так начинал одну из своих книг в год 150-летия Целинограда Андрей Дубицкий.

История совершила очередной виток по спирали, и город снова меняется. Новые дома, новые улицы. Городу исполняется 190 лет. Хороший повод вернуться к его истории вновь.

Визуализация практически полностью строится на работах фотографа Константина Шахова, работавшего в Акмолинске в начале ХХ века. В объектив мастера попали все значимые городские постройки, разлетевшиеся по империи в виде открыток.

В 2017 году в Омском музее городского быта обнаружены фотографии Акмолинска, хранившиеся в архиве бывшего гласного Омской городской думы Семена Рысева. Фотографии оставались невостребованными, так как не были подписаны автором. Не было понятно, где сделаны фото и что за строения на них изображены.

В итоге оказалось, что на сегодня это лучшие фотографии города, дошедшие до наших дней в исходном качестве. На фото изоб­ражены особняк Кубрина, его обитатели, а также супруга купца в интерьерах одного из лучших домов города. К огромному сожалению, других фотографий старого города, отображающих быт прошлого, не существует.

Фотоархив Нурмухамата Имамова, сохранивший для нас уникальный период трансформации Акмолинска в Целиноград, также помог найти и нанести на карту внушительный объем утраченных зданий.

Интерактивная карта-навигатор по улицам столетней давности не принесла каких-либо феноменальных открытий. Однако она позволяет всем желающим в доступном цифровом формате пройтись по улицам Акмолинска, посмотреть на фотографии домов и улиц, почитать отзывы современников, пусть даже многие из них были не самыми лестными.

Тем не менее присутствуют очарование уездного городка, стремление горожан обустроить быт, разбить парки и скверы, построить дома «не хуже Петербургских». Все это осязаемо, словно не было никаких потрясений, революций, войн…

Здесь, на этой карте, судьбы тысяч людей разного сословия и национальностей. История города на каждом его этапе чрезвычайно интересна. Архитектура и фотографии – только часть большой истории города, который мы сегодня называем столицей.

Немаловажно, что с помощью карты легко отыскать сохранившиеся в городе строения, которые не всегда считались памятниками архитектуры или истории, но в силу своего почтенного (по меркам столицы) возраста являются, что называется, местами силы.

Посмотрите, например, на ограждение Зеленой мечети. Центральные ворота сохранили следы не одной эпохи. Каких здесь только вывесок не было: от мечети до Дома пионеров.

Дом купца Моисеева продолжает впечатлять качеством кирпичной кладки и отношением мастеров к деталям. Возможно, это единственный дом в столице, на котором можно отыскать вывеску с прежним адресом. Известный в статусе военного госпиталя дом Моисеева – свидетель множества исторических событий. Упоминание о непростой судьбе строения можно найти в том числе и в романе Сакена Сейфуллина «Тернистый путь».

Ретроспектива столицы

– Когда я только начал увлекаться краеведением и архитектурой старого города, всегда возникали вопросы: где находилось то или иное здание, как назывались улицы, – говорит автор проекта Темиртас Искаков. – Находил ответы. Появилась необходимость эти знания сис­тематизировать, чтобы можно было к этой карте обратиться и проверить, что и где находилось. Зафиксировав локации на карте, удобнее понимать, какие из них остаются историческим артефактом. Не только для исследователей, но и обычных горожан.

– Для меня было открытием, что многие здания до сих пор существуют. Не являются памятниками архитектуры. Но они есть! – продолжает Темиртас Искаков. – Правда, мы не можем их видеть, потому что их облик изменен. Например, народный дом. Дом увечных воинов – изначально, впоследствии – областная полиция. Он до сих пор стоит, пусть и реконструирован, и с надстроенным этажом. Вмес­то оригинального кирпичного фасада – керамическая плитка.

Таких зданий несколько в городе. Здания сохранились, но мы, по своему незнанию, их потеряли. Случались, однако, и радостные открытия. Например, судьба улицы Речной, которая сохранилась с момента основания города. Это очень ценно для понимания и осознания себя частью 200-летней городской истории.

– Наносятся на карту здания, упорядочивается информация о тех, что сохранились, и тех, что были утрачены. Мы можем говорить, что на общественных началах начали формировать открытую базу данных архитектурно-исторической справки города. И это не элитарное знание для исследователей-профес­сионалов. Скорее, наоборот, архив­ные данные наносим на карту и презентуем обычным людям, чтобы они могли зайти, посмотреть, почитать – ознакомиться с этой информацией, – заключает Темиртас Искаков.

Отметим, что авторов проекта поддерживает живой, возрастаю­щий интерес нынешних жителей города и тех, кто родился и жил здесь когда-то. Свидетельством тому не только появляющиеся активные тематические группы в Сети, но и состоявшаяся в начале года мультимедийная выставка «Рет­роспектива столицы», о которой писала наша газета.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Превратили остановку в арт-объект
Дождалась котельная ремонта
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Легионеры будут уповать на меценатов
Распоряжение Главы государства
Увеличены выплаты для медкадров
Паводковые воды направят в природные озера
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект
«И Родина щедро поила меня…»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]