Искусство улиц – понимать Статьи 18 октября 2019 г. 8:20 988 Екатерина Бескорсая, Павлодар И ФОРМА, И СОДЕРЖАНИЕНа стене павлодарской многоэтажки эта цитата написана рукой представителя совершенно иной культуры – граффити-райтер Bob-one (он же Владимир Зубко) признается, что никакого диссонанса не испытывал, когда выполнял этот стрит-арт объект. Наоборот: «черно-белый» Цой – фигура, вызывающая уважение у тех, кто ценит творчество, пусть даже живет хип-хопом и яркими красками.Павлодарцы любят свой город, считают его самым уютным в Казахстане, самым удобным и чистым. А потому всегда с большим позитивом поддерживают проекты, которые борются с ненавистной серостью. Стрит-арт прокрался на улицы города не больше десяти лет назад, и, к сожалению, за это время так и не стал чем-то характерным. Скорее, каждая новая работа воспринимается как новая достопримечательность.В архиве любого павлодарца, наверняка, есть фотография в подземном переходе, стены которого были импровизированным коридором в космическое пространство и галереей с карикатурными портретами киногероев…В июне 2016 года самой обсуждаемой темой стала работа казахстанского художника Паши Каса: на одной из центральных улиц, совсем недалеко от городского и областного акиматов, появился масштабный «детский» рисунок. Рыба-птица в противогазе летит над дымящими трубами заводов. Этот экологический манифест настолько попал в болевую точку, что до сих пор горожане не позволяют вешать на эту стену многоэтажного дома рекламные конструкции, которые загораживают простое, но важное творчество…А на мурал в виде одинокого маяка, который загорается в ночи, так вообще собирали всем миром. Местная художественная студия объявила о краундфандинге, и павлодарцы откликнулись. Был серый торец с замурованными проемами окон. Нетронутым осталось только окошко на самом верхнем этаже – оно-то и стало башней маяка, что ночью действительно загорается светом, дарящим надежду на лучшее…Постепенно и власти, которые почти в любом городе остаются консерваторами, стали поддерживать стрит-арт. В Павлодарском штабе студенческих отрядов «Жасыл ел» появился профильный отряд аэрографии. Он подарил городу несколько ярких точек, в том числе и мурал беркутчи, тоже полюбившийся павлодарцам…И уже сами горожане прониклись таким творчеством и стали заказывать рисунки не только для оформления помещений или развлекательных заведений. И оказалось, что наполнить смыслом опостылевшую серость можно и без ярких красок. По заказу простого жителя города фасад еще одной многоэтажки украшает монохромная, графическая фигура старика, садящего дерево. Это рисунок из детства – из книжки с рассказом Льва Толстого «Старик и яблони». И это поддержка для каждого взрослого, кто сегодня борется за сохранность зеленого Павлодара, и укор для каждого, кто остается равнодушным…Этим летом сюрприз павлодарцам сделали друзья из Алматы – художники Ержан Танаев и Али Закир подарили очень яркий стрит-арт: портрет улыбающейся девочки. Работу они сами назвали миксом урбанистического и этнического искусства, а чтобы проект вышел по-настоящему павлодарским, за его основу взяли не картинку с Интернета, а образ нашей землячки Инжу Музафар. И надпись I love Pavlodar на фоне национального ковра совсем не выглядит банальной……И уже совсем неудивительно, что с противоположной стороны улицы прямо на Инжу смотрит легенда. Упершись подбородком в руку, Виктор Цой задумчиво наблюдает и за павлодарцами, проходящими мимо «Счастья». Вот как-то не случайно получилось, что его портрет написали на стене дома, который павлодарцы только так и называют – «Счастье». Открытый много лет назад магазин с таким названием навсегда подарил городу это состояние – и искать счастье уже не приходится, оно всегда здесь…ПОГРУЖЕНИЕА вот чего пока не хватает Павлодару, так это модного граффити. Стиль, признанный во всем мире, яркий и энергичный, необычный и молодежный, пока остается или внутри помещений (спортзалы, кафе, артпространства его уже распробовали) или на старых строениях, закрытых от взгляда прохожего глухим забором. А между тем в Павлодаре есть райтеры (так называют художников стиля граффити), которые готовы творить.Портрет Виктора Цоя – это работа Владимира Зубко (Bob-one), которую он выполнил по заказу вместе с Русланом Касимовым (Faster) и Эвальдом Мерком (Hrom). В этом стрит-арте совсем ничего нет от граффити, но мастера работали над ней с удовольствием, потому что получили поддержку горожан. Кстати, прежде чем начать, опросили все магазины, что расположены в этом доме, переговорили с КСК и, конечно, получили одобрение.Bob-one – трехкратный призер одного из самых массовых граффити-конкурсов Казахстана, который уже девять лет проводят в Караганде. Называется он «Энергия лета» и организовывает ее энергоснабжающая компания города, которая приглашает художников со всей страны. И это при том, что граффити стало частью жизни Владимира только 4 года назад – летом 2015-го он случайно познакомился с сегодняшними «коллегами».– Проходил по улице, увидел, что на стене рисовал Эвальд Мерк, больше известный павлодарцам как Hrom, и у него брали интервью журналисты, – вспоминает Владимир. – Конечно, я тогда вообще не знал его – ни имени, ни его увлечений. Подошел посмотреть и разговорились. Ему было 18, а мне 36, но мы нашли общий язык. Я был поклонником хип-хоп культуры всегда, но это прежде не проявлялось никак. Рисовать умел с детства, но работал в фирме, которая занималась стеклом. А потом просто все бросил, потому что нашел свое, я не влился в эту культуру, а влетел в нее. Это был сложный период в жизни – Владимир осваивал новый инструмент. И больше чем полгода слушал, как жена говорила – надо бы найти постоянную работу, ведь у нее был страх нестабильности. Но Bob-one знал, что идет в верном направлении.Сейчас вопрос заработка закрыт, пусть не все заказы масштабные, но тем не менее они приносят стабильный доход. Теперь уже хочется выйти на другой уровень – хочется сотрудничества с городом, делиться своей культурой с родными улицами, с земляками. Которые должны оценить – считают райтеры.ДОБАВЬТЕ СТИЛЯБезусловно, что-то уже сделано: тот же портрет Цоя, ставший новой достопримечательностью города, или стена с огромной гориллой, фото на фоне которой есть у многих молодых павлодарцев. Но хочется масштаба именно для работ в стиле граффити.– В Павлодаре есть пятиэтажные фасады, которые как будто созданы для граффити. И мы уверены, город достоин того, чтобы не ограничивать его стрит-артом в одном направлении, – продолжает Руслан. Райтер живет в Павлодаре с 2011 года, но искренне полюбил его улицы и кварталы. – Поэтому мы хотим выполнять не обычные масштабные рисунки, а различные композиции. Ведь элементы и стиль граффити могут стать частью, идеальным обрамлением даже для классического портрета. Было бы классно, если бы нам дали возможность реализовать какой-то масштабный проект именно в нашем стиле. Граффити может поражать, и это легко доказать.– У нас есть задумка написать портрет Батыра – прямо напротив Цоя, в той же арке, – поддерживает его Владимир. – А на перекрестке улиц Лермонтова и Сатпаева есть пятиэтажка, на торцевой стене которой должен быть мурал с академиком. Эскиз есть, но с финансовой точки зрения не так просто.Интересно, что граффити – это искусство, которому учатся сами, ведь оно и зародилось на улице как протест и попытка противостоять мегаполису. Теперь же здесь есть свои законы, как есть они в классическом рисунке или живописи. Но наполнено все другой энергией. Есть свои стили шрифта, ведь в основе граффити все-таки буквы, крутые формы и заливка. Кому-то ближе округлый бабл, другой стал профи с уайлдом, наименее читабельным и дерзким шрифтом, а третий все видит через блокбастер – огромные буквы одного цвета.Ни у Руслана, ни у Владимира нет профессионального художественного образования. В самом начале – журналы, телесюжеты, потом возможности Интернета. А еще насмотренность и практика. И только так формируется собственный почерк. Ошибочно думать, что уличное искусство сродни хулиганству. Так было, когда граффити начиналось с бомбинга. И до сих пор так называется течение, когда художники оставляют быстрые стилизованные рисунки или подписи на зданиях, заборах, сооружениях. Кстати, здесь тоже есть свои правила, например, нельзя «вандалить» на памятниках и жилых домах. Но эти куски (так называются работы граффитиста) уже совсем не примитивны, как было когда-то… Есть и такое направление, как кэрэк – это граффити, в центре которых какой-то персонаж, причем чаще карикатурный или комиксный. И хотя на серых стенах Павлодара все чаще появляются красочные картины, в городе редко встретишь именно граффити. Эта культура покорила весь мир, а к нам подбирается робкими шагами энтузиастов.
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»