Главная страница

Горизонты прошлого, настоящего и будущего

На современной карте мира независимый Казахстан представляет несомненный интерес как содружество многих народностей, демонстрируя мировому сообществу не декларативное, а глубокое взаимопонимание и взаимоуважение этносов. Представители многих национальностей живут в республике в едином культурном пространстве, в атмосфере сосуществования культур и религий.

Мы привержены диалогу культур и цивилизаций. Нас объединяют общее прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее.

Благодарность казахскому народу – доминанта и непреходящая составляющая многих мероприятий по линии Ассамб­леи народа Казахстана. В рес­публике созданы и успешно функционируют этнокультурные центры, этнические СМИ, театры и творческие коллективы. Развиваются национальная культура, искусство и литература. Создают свои произведения видные писатели и поэты, драматурги и публицисты. Издаются газеты на казахском, русском, украинском, польском, немецком, корейском, узбекском, уйгурском, турецком, курдском и других языках народов Казахстана.

Платформой, соединяющей горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, стала программа «Рухани жаңғыру», которая охватывает жизнь, историю и духовное обновление нации, бережно сохраняя культуру, национальный код, воспитывая и формируя общенациональный патриотизм. Истоки любви к родной стране – Казахстану – начинаются с любви к малой родине.

День благодарности – глубоко символичный и особо знаменательный праздник, инициированный Первым Президентом Республики Казахстан
Нурсултаном Назарбаевым. Отмечается он 1 марта – в день создания Ассамблеи народа Казахстана.

Народный писатель Казах­стана Морис Симашко оставил нам проникновенные строки о
Нурсултане Абишевиче: «Родившись в многонациональном селе, где как раз и жили все сто народов, населяющих ныне Казахстан, он с истинно казахской ментальнос­тью учился понимать мир как единую общность. Это особенная философия степи, впитываемая с первых дней жизни...

Границы Евразии раздвигались далеко за пределы родной степи, где жили, трудились, вмес­те бедствовали после колхозного строительства и страшной войны все те же соседи, по древнему казахскому закону – родственники. А дальше – возвращение в родную степь и нелегкий, прямой путь строителя домны, чугунщика разливочных машин при ней, горнового доменной печи, старшего газовщика. Это вперемешку с учебой – очной и заочной – в политехническом институте. И это все в Темиртау, где те же сто народов Евразии плавили сталь для евразийских машин, тепловозов, тракторов, танков, ракет, спутников. Такое родство у настоящих людей не забывается...»

Казахстанская модель межэтнического единства и согласия требует постоянного обновления, творческого переосмысления ее ключевых подходов и принципов. Писатели вступают в диалог со временем, предуга­дывая перспективу и эскиз будущего. Велика в этом роль языка и литературы, формирую­щих национальное самосознание, модели национального мышления, этничности, этностереотипа и этнокультурной идентичности.

У казахстанцев есть все возможности для реализации свое­го творческого и духовного потенциала в любых сферах общест­венной деятельности, за что они благодарят казахский народ. Уникальный опыт межнационального согласия должен передаваться от поколения к поколению и воспитывать у молодежи уважение, терпимость и толерантность к этносам Казахстана, их культуре, языкам, традициям. Роль литературы и культуры особо значима.

«Так принято здесь от века, что не позволит казах умереть с голоду находящемуся рядом с его юртой человеку, какого бы роду-племени тот ни был. Благим делом всегда считалось воспитать сироту из другого народа. Эта традиция тоже уходит в века, и много есть воспитанных в казахских семьях осиротевших в страшные времена детей – русских, немцев, татар, чеченцев, евреев и других. Их не отличали от своих детей, кормили, учили, выводили в люди. Это была обязанность перед собственной совестью, то есть то, что и называют духовностью», – читаем мы у Мориса Симашко.

Поэтизация родной земли, героизация истории, благодарность казахскому народу за кров в годы депортации и Великой Отечественной войны, осмысление судьбы этносов выступают в национальных литературах нашей страны доминирующими, консолидируя общество и укрепляя идейно-политическое единство полиэтничного и поликонфессионального народа Казахстана.

Автор:
Светлана Ананьева, завотделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, член правления Союза писателей Казахстана, член Ассамблеи народа Казахстана
09:27, 24 Февраля 2021
0
850
Подписка

Популярное