Французская история Статьи 24 апреля 2019 г. 8:17 506 Умитжан Джумакова, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств В репертуаре Astana Opera «Богема» была и раньше. Иначе и быть не могло. Театр, построенный по инициативе Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, дал новые возможности для воплощения идей творческому коллективу. С самого начала молодой театр позиционировал себя в центре международных театральных трендов. Итальянская опера определилась одним из первых репертуарных направлений, наряду с казахской оперой. А «Богема» была первой из четырех знаменитых опер Пуччини, которые идут на сцене Astana Opera. Она перешла преемственно из репертуара Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, действовавшего в новой столице Казахстана до 2013 года.И сегодня, когда у коллектива сложилось пространство разносторонних контактов с итальянскими мастерами современного сценического искусства, понятно желание взамен прежней постановки для старой, совсем не театральной сцены предложить новую, в которой традиции итальянской оперы в сочетании с уникальными техническими возможностями театра дадут новый импульс для развития творческого коллектива.На этот раз в исполнительской части задействованы артистические силы казахстанских музыкантов, что очень приятно было видеть зрителям. Ведь у наших артистов есть свои ценители, они осыпали овациями яркие выступления певцов. Всемирно известную Марию Мудряк, которая раньше пела партию Мими в зарубежных театрах, в столицу Нур-Султан приехали послушать ее поклонники из родного Павлодара. Великолепно показали себя с артистической стороны певцы хора. В разноголосице массовых сцен французский колорит подчеркивали звонкие голоса детского хора.А вот постановка была осуществлена под руководством команды итальянских знатоков оперы. Среди них специалисты с мировым именем, из известных театров Италии. В сотрудничестве с ними уже осуществлены несколько постановок опер и балетов на сцене Astana Opera, и состоялось исторически важное, грандиозное и успешное исполнение оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, Девятой симфонии Бетховена на сцене «Карло Феличе» Генуи. И справедливо, что решением независимой международной экспертной комиссии театр Astana Opera стал лидером в номинации «Концертная⁄Театральная площадка года» престижной премии Bravo, получив признание музыкальной общественности.Именно итальянская постановочная команда обеспечила особую ауру нового спектакля «Богемы». Было представлено аутентичное прочтение музыки Пуччини, ее тонкого, облагороженного итальянского веризма. В трактовке сюжета тоже подчеркивалась подлинность. Динамичные зарисовки четырех действий правдиво и со вкусом передали яркие и интригующие картины из жизни парижских кварталов, свободолюбивый дух французской молодежи, ту притягательную атмосферу любви, которой был когда-то вдохновлен композитор, прочитав роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы».В музыке «Богемы» нет ни одной лишней ноты, она каждым звуком передает чувства героев, реальные ощущения жизни в полноте ее красок и одухотворенной любви. Эта трогательная трагическая история о первых испытаниях сильными чувствами и потрясениями, о первом столкновении с ревностью и смертью, о романтике надежд и мечтаний, о крепкой дружбе, несмотря ни на какие невзгоды, об умении прощать слабости, смеяться над мелочами жизни и быть рядом в трудную минуту.В выразительных мелодиях, полных страсти и тончайших психологических переживаний, Пуччини отразил страницы своей жизни. Образы героев и события сюжета также списаны с биографии писателя Мюрже. Об энергии, которая вложена в музыку, свидетельствует признание самого композитора. Завершив последние такты, он «плакал как дитя, один, в ночной тишине», ему казалось, что он «потерял своего родного ребенка».Хотя либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза ему пришлось ждать 2 года (но какое удивительное либретто было предложено!), Пуччини написал оперу почти «залпом», за 8 месяцев. Божественную «Богему» ожидал от композитора и его издатель Джулио Рикорди. За 3 месяца до ее премьеры в 1896 году он умолял и требовал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевр, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»«Богему» почти всегда сопровождал успех, она предельно популярна, потому что понятна для всех и в разные времена. В эту актуальную сверхисторию, пробирающую до мурашек, зритель начинает верить практически с самого начала. Знаменитый тенор Энрико Карузо так горячо полюбил «Богему», что назвал одного сына Рудольфом, а другому дал прозвище Мими. Музыка и сюжет настолько реальны по эмоциям и действию, что к концу спектакля, когда мелодрама печально завершается, слушатели искренне сопереживают непростым судьбам героев в поисках любви и счастья, а некоторые даже проливают слезу.Так было и в итальянской постановке театра Astana Opera. Воздействие гениальной музыки Пуччини многократно усилилось благодаря прекрасному театральному решению режиссера Андреа Бернарда. Между прочим, это его дебют с мировой «Богемой», который, конечно, запомнится в его биографии тем, что связан с Казахстаном. Наблюдая за впечатляющей сценографией Эцио Фриджерио, за эффектными световыми красками и удивительными техническими визуализациями Серджио Металли и Винченцо Раппони, внимательно рассматривая все исторические костюмы, созданные Франкой Скуарчапино, будто бы находишься на улицах Парижа, сидишь за столиками кафе и ресторанов, наслаждаясь праздничной атмосферой французских аттракционов, головокружительными сальто цирковых акробатов и пластически выразительными обрамлениями итальянских масок.Особое обаяние «Богемы» кроется в детализации, в штрихах и полутонах. Вопреки модным ошеломляющим режиссерским фантазиям наш столичный театр предпочел классическое понимание оперы и верно следовал главенству пения. Потрясающие мелодии Пуччини расцвели и обрели индивидуальные краски в роскошных голосах Марии Мудряк и Майры Мухамедкызы, Медета Чотабаева и Сундета Байгожина, Салтанат Ахметовой и Альфии Каримовой, Жана Тапина и Талгата Мусабаева, Таира Тажи, Болата Есимханова, Андрея Борисенко, Ержана Саипова, а также многих других. Они все, каждый по-своему, передали разнообразно прописанные композитором человеческие характеры.Удивительно мягко звучал под руководством дирижера Джузеппе Акуавива симфонический оркестр. Партитура Пуччини предстала богатством оркестровых красок. В заключительной сцене было достигнуто пастельное звучание оркестра, оттеняющее трагическую развязку.Премьера «Богемы» в новой постановке совпала с печальным событием в жизни сегодняшнего Парижа. Накануне и в дни спектаклей в интерьере театра Astana Opera привлекала афиша с необычным названием шедевра Пуччини «Парижская Богема». А в одной из массовых сцен спектакля народ шагал на авансцене с развевающимся французским флагом. Конечно, многим участникам и зрителям эта французская история, поведанная итальянским гением и звучащая на казахстанской земле, показалась символичной. Мы вместе с народом Франции желаем божественному собору Нотр-Дам возрождения из пепла, и своим искусством Astana Opera утверждает бесценность и вечность великих творений мировой культуры.
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»