Привет, стрит-арт!
В городе уже несколько лет проходит фестиваль современного искусства Artbat fest, в рамках которого создавались первые яркие стрит-арт объекты. Сегодня Алматы украшают более 30 огромных настенных изображений, выполненных как отечественными, так и зарубежными художниками.
Первый в Центрально-Азиатском регионе арт-волл – крупноформатный настенный рисунок, получивший название «Яркое детство», создала аргентинская художница Марина Зуми, превратив в шедевр уличной живописи здание Школы изобразительного искусства и технического дизайна им. А. Кастеева. Новое для Алматы искусство получило поддержку местных властей. Как отметила координатор проекта Айгерим Турлибекова, при городском акимате работает специальная комиссия, которая и выбирает среди множества представленных эскизов именно те, которые выделяются как интересной тематикой для будущего арт-объекта, так и его эстетической привлекательностью.
На создание одного мурала уходит до 3 месяцев кропотливой работы и требуются солидные финансовые средства. Художники используют фасадные краски на водной основе, которые им предоставляет одна из отечественных компаний, считающая эту миссию своей социальной ответственностью. При соблюдении технологии покраски мурал может прослужить около 5 лет.
Юрта на высоте
Наше близкое знакомство с арт-стрит-искусством началось с работы известного современного российского художника Владимира Потапова. Его мурал «Юрта», созданный в одном из спальных микрорайонов «Аксай», очень хорошо виден с дорожной развязки, по которой каждый день проезжают тысячи машин.
Картина с сюрпризом – так называет ее сам автор. Эта работа в числе самых интересных и сложных по исполнению и находится на стыке 2 домов. Владимир обратился к теме двух реальностей и, как на одежде, «расстегнул» застежку-молнию на фасаде одного из домов. Изображение сделано не на одной стене, а на стенах смежных домов, между которыми есть пространство. Есть «точка сборки», на которой прохожий видит реалистичное изображение юрты, а если пойдет дальше, юрта раскроется на 2 половины, и внутри нее будут видны квартиры и окна.
В этой сложной технологической картине художник попытался изобразить городских жителей, в которых силен национальный дух. Так он охарактеризовал свою работу. А мы еще раз убедились в том, что ему это прекрасно удалось.
Долой серость
Следующей точкой нашего путешествия стал еще один спальный микрорайон мегаполиса – «Мамыр». Жители многоэтажек уже настолько привыкли к картинам, гармонично вписавшимся в окружающий ландшафт, что без них уже трудно представляют это пространство. Огромный фасад дома алматинская художница Дарион Шаббаш украсила своей работой «Золотой квадрат». Картина создает задорное настроение. Хотя это абстрактная работа, главное в ней – цвет, пиксельность. Создается впечатление, что дом собран из деталей конструктора.
Работа «Космонавт» участников арт-группы «ДОХА» из Кыргызстана Дмитрия Петровского и Сергея Келлера размещена на фасаде 2 домов. Космонавт, бережно держащий в руках маленький букет красных цветков на фоне огромного макового поля, безусловно, имеет много символов и смыслов. Художники взяли за основу коллаж казахстанского фотографа Саида Атабекова, творчество которого известно далеко за пределами нашей страны, но на родине фотографа знают мало. Таким образом, эта работа художников не только украшает улицы мегаполиса, но и популяризирует творчество наших соотечественников.
Интересна своей тематической направленностью картина «Беркутчи», созданная украинским художником Андреем Пальвалем. Как известно, в 2010 году охоту с ловчими птицами внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Колоритная картина удачно расположена и хорошо просматривается со всех сторон. Мудрый беркутчи философски взирает на суету городских жителей. Тема выбрана не случайно, так как художник предпочитает рисовать портреты людей и птиц. В этой работе ему удалось совместить 2 образа и сохранить азиатский колорит.
Вдохнули новую жизнь
Завершающей точкой стал отреставрированный мурал «Соединяя миры», который в 2015 году создал тандем художников Дмитрия Петровского и Сергея Келлера. Интересна судьба картины, пострадавшей из-за того, что жильцы дома, утепляя внешние стены своих квартир, перекрыли часть изображения на уровне 5-го этажа. После этого на картине появился серый прямоугольник. Полюбившийся горожанам мурал не мог существовать в таком виде, и было решено восстановить его, но не в первоначальном виде.
Обычно муралы живут не более 5 лет, и их с легкостью меняют на другие. Так как улица – это не музей, а среда, которая меняется вслед за нуждами горожан и по их желанию.
– Именно поэтому мы отказались от идеи полного восстановления первоначального эскиза и придали ей еще один смысл. Теперь космос как будто врезается в полотно нашей реальности и добавляет глубину бесконечности, – пояснил генеральный директор ОО «Евразийский культурный альянс» Игорь Слудский.
Художественно-реставрационные работы были организованы по инициативе одной из компаний, являющейся постоянным партнером проекта. Для создания «нового» мурала пригласили известного казахстанского художника, яркого представителя трансавангардной арт-группы «Қызыл трактор» из Шымкента Арыстанбека Шалбаева.
Говоря о значении этих изображений, руководитель альянса отметил, что объект стрит-арта отличается от граффити, так как является полноценным произведением искусства. Он легко может пострадать от рук вандалов, поэтому сегодня в зарубежных городах, собирающих коллекцию таких работ, есть специальный закон, охраняющий росписи и регламентирующий развитие архитектурной среды. Случай с муралом «Соединяя миры» показателен – Алматы нуждается в принятии защитных мер в отношении созданных ранее и создаваемых предметов городского искусства.
Стоит отметить, что для горожан появление каждого нового мурала – это событие. А иногда – и дань памяти нашим погибшим героям-соотечественникам, как в случае с недавно появившимся в центре города изображением в честь прославленного альпиниста Анатолия Букреева. По мнению представителей мирового альпинистского сообщества, наш соотечественник был одним из сильнейших альпинистов-высотников XX века.
На вопрос, можно ли провести некую аналогию между агитационными плакатами и современными муралами, Игорь Слудский ответил, что вполне. Ведь муралы, помимо красивой картинки, призваны передавать какую-то идею, они часто имеют глубокий смысл. Поэтому их можно рассматривать как агитационные плакаты в современном исполнении, несущие красоту, помогающие продвижению культурного и исторического наследия.